Когда ребенок начинает гулить и агукать, мнение специалистов

Когда ребенок начинает лепетать

После полугода, когда начинается период лепета, речь грудничка примечательна звучащими однократно слогами «ба», «та», «ма», «па». В полгода ребенок отчетливо различает интонацию, чувствует ваше настроение, следит за мимикой, подражает звукам речи взрослых. Эмоциональная чувствительность делает ваше общение активным и разносторонним.

Только ближе к 1 году слоги станут повторяться и формироваться в простые слова. К этому времени в обиходе малыша будет порядка 10 слов, таких как «папа», «мама», «баба», «дай» и др. А там и до словесного бума рукой подать — ведь время летит быстро!

Когда ребенок начинает гулить

В возрасте 2-2,5 месяцев ребенок начинает гулить, а приблизительно с полугода — лепетать.

Как ребенок гулит и что это значит? Это более продвинутая по сравнению с агуканьем речь. Наряду с гласными звучат согласные звуки «г», «к», «х» и их сочетания «гу», «гы», «кхы», «агу», «ах». Это более активное общение: ответ на улыбку, попытка воспроизведения звучащей мелодии, удивление и размышления при виде игрушки.

Пик гуления приходится на возраст 3 месяца. Малыш много разговаривает сам с собой в такт размашистым движениям ручек и ножек, пускает пузыри и, похоже, делает это с удовольствием.

Во сколько месяцев дети начинают произносить звуки

Малыш в шапочке

  • Не последнюю роль в развитии речи играет то, сколько свободного времени взрослые проводят с малышом (должен присутствовать постоянный разговор). Любое действие по уходу за ним должно сопровождаться звуками, обсуждениями: переодевание, кормление, гуляние, укладывание. В ответ ребенок будет проявлять желание общаться;
  • Следует вместе с ребенком произносить звуки, побуждать его повторять их за взрослыми. Не торопиться и не ждать быстрой реакции от грудничка. После того, как произнесен звук, нужна пауза, чтобы он мог его воспроизвести;
  • Развитие мелкой моторики способствует раннему появлению слов и фраз. Массирование ладошек, игры с мелкими деталями позволяют развивать важные центры, которые соединяются с участками головного мозга. Разнообразие пальчиковых игр позволяет развить речь;
  • Чтение книжек, стишков, прибауток, благотворно влияет на развитие речевых функций.

Агукать ребенок начинает в промежутке от двух месяцев до четырех. Во время своего общения малыш слушает внимательно, что говорит взрослый, при этом перестает двигаться, замирает. После этого начинает активно произносить звуки сам, махать руками, ногами (комплекс оживления). Чтобы пробудить подобную реакцию, маме стоит ласково призывать ребенка к разговору, гладить и обнимать его.

Важным условием является правильно и четко произносить слова, фразы и предложения. Никаких искажений и сюсюканья не должно быть.

Важно помнить

Агуканье, гуление, лепет, первые слова — во время прохождения этих этапов жизни ребенка, равно как и других значимых событий его развития, важно активно поддерживать малыша эмоционально, откликаться душой и вызывать ответный отклик в свой адрес.

Близкий человек, присутствующий рядом, когда малыш растет и взрослеет — не только основа крепкой привязанности, доверия и взаимной любви, но и залог душевного и физического благополучия ребенка, важный аспект его правильного развития.

От первой улыбки до осознанной

Первая улыбка новорожденного, пожалуй, самая главная радость для его родителей, которые пристально наблюдают за ним, ожидая этого чуда. И многие уверяют, что малыш одаривает их улыбкой уже в первую неделю жизни. Однако такую улыбку вызывают неосознанные, рефлекторные движения мышц, чаще всего происходящее во сне. Для того чтобы это произошло осознанно, крохе нужно научиться задействовать более 15 мышц.

ПОДРОБНЕЕ:   Когда ребенок начинает гулить и агукать: этапы речевого развития малышей

Поэтому в первую неделю назвать улыбку крохи осознанной нельзя. Сейчас он улыбается не потому, что увидел маму или услышал что-то забавное. Просто ему комфортно, сухо, тепло и сытно. Такая рефлекторная улыбка – лишь сигнал, что у малютки все хорошо. Малыш начинает улыбаться сознательно после того, как научился распознавать эмоции родителей.

Теперь ребенок будет осознанно стараться привлечь к себе внимание папы или мамы улыбкой. А получив от них ответную реакцию, будет улыбаться все чаще, все продолжительнее. Это и означает, что кроха из периода новорожденности переходит на новый этап развития: младенчество.

Кроха начинает улыбаться в ответ на определенные явления:

  • лица родных, их голос, мимику;
  • колыбельную, ласковые слова, хлопки в ладоши;
  • появление ярких игрушек;
  • приятные тактильные ощущения.

Это называют комплексом оживления, который начинает проявляться на втором месяце жизни малютки.

Причины задержки и нарушения речи в дошкольном возрасте

Если ребенок родился здоровым, задержка его речевого развития может возникнуть по причине неправильных действий взрослых во время подготовительного периода. При недостаточном общении с малышом, невнимании к его слуховому восприятию, подражанию звукам и словам взрослого, при несвоевременной выработке интонационной выразительности речи и смысловых связей между словом и предметом.

Прежде чем заговорить, малыш должен хорошо натренировать мышцы речевого аппарата. Это происходит, когда он гулит, лепечет, дышит, глотает, сосет грудь, жует. Замечено, что дети, находившиеся на грудном вскармливании, сталкиваются с речевыми трудностями реже искусственников, а те, которых вовремя приобщали к твердой пище, говорят намного четче и понятнее сверстников, которых чуть ли не до первого класса кормили жидкими кашами и протертыми овощами.

Нарушение речи вызывают разные причины. Это могут быть врожденные аномалии центральной нервной системы, коры головного мозга, нёба, языка, дефекты носового дыхания и снижение мышечного тонуса мягкого нёба (такая патология приводит к гнусавости), психическая травма (к примеру, у впечатлительных, склонных к неврозам детей реакция испуга может спровоцировать заикание) и другие.

Ребенок, родившийся глухим или потерявший слух в результате болезни в первые недели и месяцы жизни, не научится говорить, пока отличный специалист, обучающий глухих детей речи, не обучит его «чтению с губ», не научит произносить отдельные звуки, а затем слова с опорой на тактильное, кинестетическое, а также зрительное восприятие.

Подобные занятия нужно начинать с трех-четырехлетнего возраста. Развитие речи и мышления зависит от развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Дети, работающие с конструктором, занимающиеся оригами, лепкой из пластилина, вышиванием и другими видами рукоделия, умеют логически рассуждать. У них равномерно развиты память и внимание.

Нередко к задержке речевого развития и нарушениям речи приводит переучивание ребенка-левши. Современные мамы знают, что младенцев нельзя пеленать. Любое ограничение движений младенца тормозит не только формирование двигательных навыков, но и своевременное развитие речевых функций.

У правши действия всех подвижных частей тела и особенно пальцев рук, речевого, артикуляционного аппарата генетически заложены в левом полушарии головного мозга, у левши — в правом. Если левше не давать активно работать левой рукой, то у него возникнет пространственная ломка формирования движений.

ПОДРОБНЕЕ:   Когда ребенок начинает гулить и агукать: этапы речевого развития малышей

У него будут стимулироваться движения правой, неосновной руки, а ведущая рука останется без действия. Переучивая малыша держать ложку или карандаш в правой руке, родители перекладывают врожденные функции его ведущего правого полушария на левое. В результате, речь «не знает», в каком полушарии ей «осесть».

Именно поэтому нередко левши, которых с младенчества усердно заставляли все делать правой рукой, позже начинают говорить, неверно произносят многие звуки, неловки в движениях, не умеют танцевать, лишены музыкального слуха. Не менее важно, что при переучивании нарушается эмоционально-волевая сфера ребенка.

Известно, что всякое действие вызывает противодействие. Ребенок становится либо упрямым, либо сломленным: слабовольным, мнительным, неуверенным в себе. Малыш Начинает фиксировать внимание на своих речевых трудностях, глубоко переживает по мелочам. По этой причине у него может развиться заикание, которое сложно преодолеть. Малышу-левше необходимо давать свободу действий, при которой он сам научится всё делать обеими руками.

Проблемы в речевом развитии

В каком случае может понадобиться консультация специалиста?

  • Ребенок молчит несколько дней, хотя до этого активно гулил и агукал.
  • Малыш не начал гулить, хотя ему уже исполнилось 3-4 месяца.
  • Кроха гулит, но звуки, издаваемые им, звучат отрывисто и мало похожи на воркование.
  • Гуление напоминает визг.
  • Ребенок не ведет “диалог” со взрослыми, издает беспорядочные звуки.

Подобные симптомы должны насторожить. Родителям важно вовремя предпринять соответствующие действия и записаться с ребенком на прием к хорошему невропатологу.

Уже месяц, но ребенок молчит

Во сколько дети начинают агукатьНе стоит волноваться, если младенец не начинает агукать к концу первого месяца. Малыши не механизмы со строго заданной программой развития, у каждого из них свой темп. Во сколько дети начинают агукать – вопрос исключительно индивидуальный. Один уже на третьей неделе старается сказать “агу”, а другой, по природе молчун, обрадует первыми звуками несколько позже принятого.

Бывают случаи, когда ребенок вовремя начал агукать, но потом неожиданно замолчал. Дело в том, что малыш готовится освоить следующую порцию речевых навыков. Через некоторое время гуление возвратится, но еще добавится смех в голос, пищание и визжание. Иногда прекращение агуканья вызвано внешними факторами, например стрессом, или плохим самочувствием ребенка.

При длительном “молчании” (после восьми месяцев) малыша стоит обратиться к участковому педиатру. Возможно, у вашего чада возникли какие-то проблемы неврологического характера или нарушения слухового аппарата. Врач направит ребенка к узкому специалисту (неврологу или отоларингологу) для установления причин задержки развития и их лечения.

Малыш гулит и улыбается при виде знакомых взрослых своей беззубой улыбкой и наполняет счастьем и радость сердца родителей. Это значит, его физиологическое и эмоциональное развитие идет своим чередом.

По теме развития:

  1. Как понять, что ребенок вот-вот заговорит: основные признаки
  2. Развитие ребенка до года по месяцам
  3. Когда ребенок начинает видеть?
  4. Когда ребенок начинает слышать?
  5. Когда ребенок начинает осознанно улыбаться?

Этапы формирования речи ребёнка

К шести-восьми месяцам жизни малыш начитает лепетать, произносить звуки типа «ма», «па», «ба», «на», «ди» («иди»), «да» («дай») и прочие. Звуковой состав лепета — результат кинестетической «настройки» артикуляционного аппарата по слуховому и акустическому подражанию речи окружающих.

Во втором периоде, примерно с восьми-девяти месяцев жизни, малыш начинает повсеместно воспринимать звучание некоторых слов, взглядом или указательным жестом «отвечать» на вопросы «где мама?», «где кошка?». Он радуется, что его понимают, начинает подражать взрослым в играх с игрушками, в использовании ложки, кружки.

ПОДРОБНЕЕ:   Когда ребенок начинает гулить и агукать: этапы речевого развития малышей

Слов еще нет, но интонации-восклицания уже разные: чувства радости и недовольства вокализируются, сопровождаются характерными звуками «а-а-а», «у-у-у». Лепет становится продолжительнее, обогащается интонационная окраска, звуки начинают повторяться («ба-ба-ба», «ма-ма-ма») и превращаются в слова, которые становятся элементами мышления.

Произношение слов еще не совершенно, но ребенок уже вкладывает в них определенный смысл. Видя, что мама пришла или уходит, он произносит слово «ма-ма». Это так называемые слова-предложения. К концу первого года жизни появляются звукоподражательные слова типа «ав-ав» («собака»), «би-би» («машина»), «тик-так» («часы»).

В третьем периоде, начинающемся со второго года жизни, малыш уже понимает обращенную к нему речь, по одному слову выполняет простые поручения. У него появляется осмысленный указательный жест, сопровождаемый звуками с интонацией требования, которые просят назвать что-либо.

Ребенок упрямо перемещает указательный пальчик с одного предмета на другой, по нескольку раз возвращается к уже знакомым предметам, пока не будет удовлетворен сознанием того, что разные предметы имеют разное название. Период активного указательного жеста является большим прорывом в становлении первого этапа детского конкретно-образного мышления, связанного с начальным выделением на слух звуковой оболочки слова.

В это время закладывается пассивный словарь ребенка. Бурное развитие восприятия речи на несколько месяцев опережает развитие устной речи. Нередко пауза между тем, когда ребенок стал показывать пальцем на тот или иной предмет, и моментом, когда он произносит слово, обозначающее предмет, насчитывает пять-восемь месяцев. В конце концов, наступает момент, когда малыш делает попытку связать два слова в фразу («папа, дай»).

Ребенок с нормальным слухом, воспринимая правильную, не сюсюкающую речь матери, начинает говорить в 14-18 месяцев. У разных детей развитие речи может протекать индивидуально. У одних довольно медленно формируется высказывание из двух-четырех слов, зато такие малыши примерно к году и восьми месяцам овладевают произношением почти всех звуков родного языка.

У другой группы детей стремительно развивается мелодика речи, они произносят длинные фразы, но пользуются несколькими слогами, многие звуки не выговаривают. В таких случаях только мама может разобрать, что сказал ее сын или дочь. Замечено, что девочки начинают говорить раньше мальчиков; вероятно, это объясняется более пластичной нервной системой.

К полутора годам возникает первый период вопросов «что это?». В активном словаре такого малыша уже 30-35 слов, состоящих из одного-двух слогов и выговариваемых при помощи шести-восьми звуков с разными слоговыми вариациями, которые понимает далеко не всякий взрослый.

Это уже можно смело назвать общением с помощью речи. К двум годам словарь малыша достигает примерно 300 слов. Он активно употребляет наречия и глаголы. На третьем году жизни усваивает первые грамматические формы, выстраивает многословные фразы со сложными и придаточными предложениями, предлогами, прилагательными, наречиями, вопросительными словами.

После двух с половиной лет у ребенка, кроме большого количества прилагательных, появляются причастия, сложные предлоги «через», «вдоль» и прочие, а к концу третьего года жизни — соединительные союзы и местоимения. Основное формирование речи заканчивается, но ее изменение и становление продолжается на четвертом и пятом годах жизни. Это период вопросов: «почему?», «зачем?».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Медицинский взгляд на еду
Adblock
detector