Нарушение речи при инсульте: виды речевых расстройств и лечение

Почему происходит нарушение речи после инсульта

Отсутствие питания мозга, вызванное разладом кровоснабжения, вызывает сбой функций организма. Нарушение речи возникает, когда кровь не поступает в отвечающие за нее области, в них происходит атрофия тканей. Мозг имеет две речевые зоны, расположенные у правшей в левом полушарии. Одна из них – моторная (центр Брока) – имеет особенности:

  • отвечает за язык жестов, воспроизведение письменной, устной речи;
  • подает сигналы, которые приводят в движение мышцы, отвечающие за произношение звуков;
  • она расположена в третьей лобной извилине;
  • образует передний речевой центр.

Вторая зона – сенсорная (центр Вернике). Для нее характерны такие свойства:

  • расположена в заднем отделе верхней височной извилины;
  • отвечает за построение предложений из отдельных слов;
  • хранит информацию, благодаря которой речь воспринимается осмыслено;
  • образует задний речевой центр;
  • имеет связь с функциями слуха, памяти, опознавания объектов.

Существуют еще две области, влияющие на речевые нарушения – это зрительная кора, отвечающая за возможность чтения слов, и слуховая, помогающая воспринимать и распознавать звуки. При инсульте из-за близкого расположения этих зон нередко происходит поражение сразу нескольких участков, отвечающих за речь.

  • возможность выполнения речевых функций неповрежденными участками мозга;
  • желание больного восстановиться;
  • длительный период.

Медики отмечают особенности строения мозга левшей. У них отсутствие речевых функций при инсульте может возникнуть при поражении любого из полушарий. При этом левостороннее расстройство будет переноситься легче, симптомы сглажены. Это объясняется локализацией у левшей речевого центра:

  • в 20% случаев он располагается справа;
  • у 60% – слева;
  • у 20% – между двумя полушариями.

Что это

Афазия – речевые проблемы разной степени сложности (вплоть до полного отсутствия говорения), связанные с некорректной мозговой деятельностью.

Схожие предпосылки имеют:

  • Апраксия , при которой теряется возможность в полной мере управлять своими движениями (часто это одевание-раздевание)
  • Агнозия, препятствующая воспринимать мир зрением, на слух и на ощупь
  • Атаксия – нескоординированность действий.

В общем виде, этиология афазии связана с нарушенной работой отдельных участочков головного мозга. В зависимости от этого ученые и классифицируют заболевание.

Афазия

Когда у человека инсультом поражена правая часть тела, у него нарушается способность понимать и использовать слова. Такой вид расстройства называется афазия. Специалисты выделяют несколько категорий состояния человека при потере речевых функций:

  • экспрессивная – пациент знает, что хочет сказать, но ему трудно подобрать слова;
  • номинальная – человек использует названия мест, событий, но делает это с трудом;
  • рецептивная – больной слышит, но смысл сказанного ему непонятен.

Афазия при инсульте не влияет на интеллект, а является сложным расстройством. В зависимости от участка повреждения мозга различают ее разновидности – сенсорную и моторную. В первом случае – это центр Вернике, патология плохо поддается восстановлению.

  • произносит отдельные слова, но не получается вести диалог;
  • имеет способность читать заголовки газет, но остальной текст не воспринимает;
  • возникает ощущение, что люди говорят на иностранном языке, которого он не знает;
  • может писать, а прочитать, что получилось, не удается.

При моторной афазии происходит поражение зоны Брока. В этой ситуации возможна полная реабилитация речи. Наблюдаются такие виды расстройства:

  • есть понимание обращенных слов, желание сказать, но говорить не получается;
  • наблюдаются противоположные смыслы при ответах «да» и «нет»;
  • отзыв на любой вопрос дается набором слов;
  • повторяется несколько раз один звук;
  • в коротких предложениях могут пропускаться ключевые слова;
  • говорится не то, что хотелось.

В случае акустико-мнестической формы афазии происходит ухудшение слухоречевой памяти, при этом чтение и письмо сохраняются. У больного могут возникнуть такие проблемы:

  • слова повторяются многократно;
  • сложно выполняется устный счет;
  • теряется смысл прочитанного вслух текста;
  • нарушается понимание переносного значения слов;
  • затрудняется пересказ вследствие невозможности запомнить информацию;
  • не понимаются обращенные к нему слова.

Выделяют такие разновидности афазии, отличающиеся по симптомам:

  • Динамическая – характеризуется нарушением структуры и смысла текста, спонтанными высказываниями. Происходит искажение процесса мышления, больному сложно построить предложение в уме и воспроизвести его вслух.
  • Амнестическая – отличается тем, человек говорит, но не может вспомнить отдельные слова.

Самое тяжелое нарушение речи при инсульте – тотальное, при котором происходит смешивание нескольких типов расстройства. Эта разновидность афазии редко вылечивается. У пациента могут возникнуть такие проблемы:

  • сложность написания, чтения, понимания слов и их воспроизведения;
  • трудность формирования предложений;
  • способность к пропусканию слов;
  • серьезные затруднения при общении.

Виды нарушений

Чтобы пройти успешное восстановление, врач логопед должен верно определить вид нарушения речи после инсульта. В зависимости от этого, будет зависеть лечение и особенности реабилитации речевого аппарата. Всего разновидностей нарушения три: афазия, дизартрия и диспраксия.

Восстановление речи

Вне зависимости от прогнозов и мнения людей, речевой аппарат нужно восстанавливать. Ведь благодаря этому, человек может безболезненно общаться в социуме с другими людьми. Но заниматься самолечением не рекомендуется, ведь можно сделать себе только хуже, ухудшить ситуацию.

Восстановление речи после инсульта

Процесс воссоздания разговорных навыков занимает длительное время. Это связано с тем, с что повреждены нейроны, отвечающие за речь. Нужно, чтобы здоровые участки мозга перестроились на выполнение их функции. Для восстановления требуется комплекс мероприятия, включающий:

  • групповую терапию;
  • занятия с логопедом;
  • физиопроцедуры;
  • медикаментозное лечение;
  • арт-терапию (музыку, пение, рисование);
  • физические упражнения;
  • массаж;
  • работу с картинками;
  • дыхательную гимнастику;
  • альтернативный способ – лечение стволовым клетками;
  • хирургическое вмешательство.

Статьи по теме

  • Восстановление зрения после инсульта — показания к операции, терапия лекарствами и народными средствами
  • Классификация инсультов головного мозга по степеням — ишемических, геморрагических и апоплексических
  • Диагностика инсульта на догоспитальном этапе и в больнице — лабораторные и клинические исследования

Диагностика и лечение

Диагностика афазии производится в тандеме врача логопеда и невролога.

Афазия у детей выявляется и корректируется следующим набором упражнений:

  • «Смотри, перед нами лежат картинки. Здесь ежик тащит пустую корзину, а тут она доверху забита грибами – расположи-ка картиночки по очереди и попробуй рассказать, какая история здесь приключилась».
  • «Перед нами лежат фрукты: банан, яблоко, апельсин и киви. И есть четыре корзиночки, на каждой из которых наклеено изображение с такими же фруктиками. Разложи-ка все по местам!»
  • «Посмотри-ка! У нас есть послание от волшебника! Только пока оно шло, часть букв вытерлась и смылась дождем – давай вместе попробуем угадать, какие слова потерялись».
  • «Прочитали? Теперь надо написать ответ. Я продиктую, а ты записывай внимательно».
  • «Давай играть в эхо. Я буду произносить что-нибудь, а тебе нужно будет повторить все точно так же».
  • «Я совсем не могу припомнить некоторые фразеологизмы. Сможешь объяснить, что такое «водить за нос»? «Валять дурака»?
  • Задуваем свечки на тортике, сдуваем пушинки с одуванчика, облизываемся, как котенок и цокаем языком, изображая стук лошадиных копыт – это позволит выявить артикуляционные сбои.
  • «Дотянись до носика языком – сможешь? А верхней губой? Отлично, теперь погладь язычком подбородок, чтобы ему не было обидно».

Главное правило: восстановительное обучение не принесет плодов, если не заниматься постоянно.

Восстановление речи при сенсорной афазии и прочих формах, затрудняющих понимание сказанного, может проводиться при помощи вспомогательных материалов – иллюстраций, текстовых подсказок.

В случае с детками вы всегда должны учитывать, что кроха может не выполнять задачки не из упрямства, а лишь потому, что не способен уловить родительскую инструкцию.

Немаловажна и спокойная атмосфера. В стрессовых ситуациях афазики теряются, показывая заметно худшие результаты, чем будучи расслабленными.

В любом возрасте важно получать удовольствие, упражняясь – в противном случае, улучшений ждать не приходится. Лучше сделать перерыв, чем превозмогать и мучиться.

Афазия после инсульта может быть самой разнообразной, в зависимости степени повреждений. Если пострадала одна часть мозга – болезнь называется частичной, к примеру, это афазия Брока. В таком случае, аналогичный набор заданий принесет несомненную пользу.

При более существенных нарушениях вероятна тотальная афазия – человек продолжает соображать, как и раньше, но коммуникация утеряна во всех ее проявлениях (жесты, слова, рисунки, текст). В домашних условиях преодолеть это практически невозможно, лечение афазии после инсульта при полной утрате речи нуждается в надзоре докторов и регулярных стационарных обследованиях.

Помните: афазики всех возрастов очень нуждаются в поддержке родных и друзей. Они вполне сохраняют способность мыслить, просто, к большому сожалению, не вполне способны оформить это в устной форме. Делитесь с больным новостями, смотрите вместе любимые фильмы, гуляйте и веселитесь.

Дизартрия

У пациента из-за паралича после инсульта может появиться парез речевых мышц. Дизартрия – потеря речи, вызванная этой причиной. Такое состояние хорошо поддается лечению. Пациент понимает разговор, может считать и писать, но речь у него невнятная. Медиками приняты 4 стадии дизартрии:

  • первая – легкая – нарушение выявляет только специалист;
  • вторая – речь толковая, хотя есть дефекты произношения;
  • третья – разговор неразборчив, непонятен окружающим;
  • четвертая – тяжелая – способность произносить слова отсутствует полностью.

Дизартрия после инсульта появляется, когда возникает слабость мышц, которые используются для воспроизводства голоса, управления дыханием при разговоре, движения рта, губ, языка. При этом у пациента не нарушена способность понимать других людей, находить слова, которые нужно сказать. В случае дизартрии возможны такие проблемы:

  • сложность говорить длинными предложениями, если нарушен контроль дыхания;
  • тихие, невнятные, замедленные звуки голоса;
  • отсутствие четкого произношения;
  • трудность восприятия речи больного.

Дизартрия развивается при поражении корковой, мозжечковой и подкорковой зоны головного мозга. Выделяют два вида этого патологического состояния:

  • Бульбарный – отличается невнятной артикуляцией, спровоцированной атонией мышц ротовой полости. Все согласные выражаются одним щелевым звуком.
  • Псевдобульбарный – характеризуется нарушением движения языка. Слова говорятся невнятно, смазано, произношение звуков происходит с носовым оттенком.

Диспраксия

Диспраксия сильно напоминает дизартрию, причем, как было сказано выше, не только схожестью названий. Диспраксия – это патология речевого аппарата, при котором нарушаются движения и координация мышц, отвечающих за речь. Как видно, диспраксия сильно похожа на дизартрию.

Занятия в домашних условиях

Чтобы лечение прошло результативно, врачи дают свои рекомендации. Их использование в домашних условиях может привести к ускорению процесса восстановления речевых функций. Для общения с больным человеком необходимо:

  • говорить медленно;
  • не повышать голос;
  • поддерживать постоянный зрительный контакт;
  • давать пациенту время для ответа – спешка может вызвать негативную нервную реакцию;
  • обращать внимание на то, что человек говорит;
  • не поправлять слова, предложения, пока не попросят.

Близкие люди должны помнить – при речевом нарушении у пациента интеллект остается неизменным. Во время домашних занятий нужно учесть такие моменты:

  • желательно использовать короткие предложения;
  • лучше задавать вопросы, на которые можно ответить «да» или «нет»;
  • не следует быстро менять тему занятий;
  • не стоит притворяться, что поняли сказанное, если это не так;
  • необходимо использовать визуальные приемы общения – жесты, карточки, предметы;
  • важно убрать отвлекающие факторы – музыку, радио;
  • стоит использовать ручку, бумагу, компьютер, чтобы облегчить понимание.

При общении с больным, имеющим речевое расстройство, терпения нужно набраться пациентам и близким людям. Восстановление в домашних условиях можно проводить с помощью таких методик:

  • выполнения дыхательной гимнастики;
  • проведения упражнений лечебной физкультуры;
  • проговаривания скороговорок;
  • игры в шахматы, шашки;
  • написания текстов;
  • разгадывания кроссвордов;
  • разучивания песен;
  • чтения стихов вслух;
  • игры в слова;
  • пения.

Занятия с логопедом

Выбор методик восстановления происходит в зависимости от степени нарушения речевых функций, состояния пациента. Тактика лечения подбирается индивидуально. Занятия с логопедом начинаются в стационаре, третья часть больных может выписаться с восстановленной речевой функцией. Применяются такие методики лечения:

  • при трудности закончить предложение предлагается пение;
  • в случае сенсорных нарушений используются наглядные материалы, карточки, жесты, рисование.

Логопед применяет такие методы восстановления речевых функций после инсульта:

  • совместно договаривает окончания предложений;
  • больной подтверждает соответствие слова картинке;
  • пациент повторяет фразы, необходимые в быту;
  • при дизартрии врач показывает правильные движения языка, губ;
  • при моторной афазии пациент производит поиск подходящих рифмованных слов, комментирует картинки;
  • для тренировки артикуляции вместе читают скороговорки;
  • больной заучивает отрывки текста.

Как вернуть речь после инсульта

Восстановительные мероприятия проводятся с участием невропатолога, логопеда, реабилитолога. Пациенту составляют программу в зависимости от характера нарушений. Терапия должна начаться с первых дней, когда пациент пришел в сознание. На эффективность лечения оказывают влияние такие факторы:

  • обширность зоны поражения – чем больше, тем процесс восстановления сложнее;
  • полнота реабилитационных мероприятий;
  • желание больного возобновить возможность говорить;
  • разновидность афазии – моторная исправляется быстрее, сенсорная – нередко имеет необратимую форму.

Существуют рекомендации по проведению восстановительных мероприятий при речевых нарушениях:

  • При острой стадии, до трех недель, интенсивные методики не рекомендуются. В это время возможно восстановление функций на физиологическом уровне.
  • Подострый период – от трех недель до года – предполагает активные занятия с пациентом медицинских работников и родственников.
  • Хроническая стадия – свыше 12 месяцев – реабилитация еще возможна, но требует больших усилий.

Как восстановить речь после инсульта

Программу восстановления в целом составляет лечащий доктор, в которую входит врач-логопед. Именно этот медицинский работник будет заниматься восстановлением речи больного. В зависимости от разновидности дисфункции речевого аппарата, будет зависеть лечение. Обычно это массаж, упражнение на мышцы, помогающие разговаривать, лекарства и другие процедуры.

Как восстановить речь после инсульта народными средствами

Использование натуральных продуктов для лечения пациента, перенесшего острое нарушение мозгового кровообращения, должно стать частью комплексной терапии. Для снятия психоэмоционального напряжения, мешающего заговорить после инсульта, рекомендуют проводить водные процедуры с хвоей. Для этого потребуется:

  1. Набрать в ванну воду с температурой 40 градусов.
  2. Добавить 5 капель масла кедра или сосны.
  3. Продолжительность сеанса 15 минут.
  4. Курс лечения – 20 ванн через день.

Ускорить процесс выздоровления при нарушениях речи поможет настойка из нераскрывшихся сосновых шишек. Принимают ее по чайной ложке трижды за день в течение месяца. По рецепту необходимо: шишки вымыть, наполнить ими банку и залить водкой. Оставить средство на 2 недели в темном месте, перед употреблением процедить. Целители рекомендуют пациентам после инсульта принимать состав, включающий мумие. По рецепту необходимо:

  1. Отжать 150 мл сока алоэ.
  2. Добавить 5 грамм мумие.
  3. Принимать утром и вечером по чайной ложке.
  4. Курс –10 дней.
  5. Повторение после четырехдневного перерыва.

Медикаментозная терапия

Потеря возможности говорить при инсульте лечится с применением лекарственных препаратов. Их действие направлено на улучшение состояния пациента, нормализацию обменных процессов в головном мозге. Невропатолог назначает такие медикаментозные средства:

  • антиагреганты, предотвращающие склеивание тромбоцитов – Тиклид, Аспирин;
  • препараты, восстанавливающие кровообращение – Церебролизин, Глицин;
  • антикоагулянты, уменьшающие риск возникновения тромбов – Финилин, Гепарин;
  • ноотропы, восстанавливающие метаболизм – Пирацетам, Цераксон.

Для больного потеря речевых функций становится серьезным испытанием, сопровождается нервными срывами, депрессивным настроением. Нередко человек в таком состоянии отказывается от восстановительной терапии. В этом случае врачи ему назначают:

  • антидепрессанты – Гидазепам, Адаптол;
  • снотворные с седативным действием – Феназепам, Золпидем;
  • успокоительные – валериану, Персен.

По наблюдениям специалистов медикаментозные средства оказывают такое влияние на восстановление речевых функций после инсульта:

  • Декстроамфетамин, Пирацетам – ускоряют реабилитацию в комбинации с речевыми упражнениями.
  • Донезепил – помогает восстановлению при тотальной форме афазии.
  • Мемантин – совместно с восстановительными физическими упражнениями, занятиями с логопедом, улучшает регенеративные процессы при афазии.

Медикаментозные

Лекарственная терапия включает в себя применение следующих препаратов:

  • Ноотропы: пирацетам, кавинтон, церебролизин.
  • Метаболические средства: рибоксин, милдронат.
  • Антиоксиданты: мексидол, глицин.
  • Тромболитики: стрептокиназа,урокиназа или антикоагулянты: ацетилсалициловая кислота, гепарин,
  • Лекарства, улучшающие мозговое кровообращение: кавинтон, пентоксифиллин, никотиновая кислота.

Восстановление речи после инсульта
Мексидол – медикаментозный препарат для восстановления речи после инсульта
Также применяется симптоматическое лечение: назначаются гипотензивные, диуретические препараты или сердечные гликозиды.

Методы терапии

Существует несколько способов лечения афазии. Наиболее эффективно сочетание различных методик. На вопрос больных, можно ли полностью восстановить речь после инсульта, врачи отвечают, что полное восстановление возможно. Для этого необходимо комплексное лечение: лекарственная терапия , физиотерапия, психотерапия и занятия с логопедом.

Механизм потери речи

Приступ ишемии вызывает прекращение доступа крови к церебральным структурам, в результате чего погибают клетки мозга. После распространения очага на речевые центры нарушается дикция или человек полностью перестает говорить. Паралич мышц лица также приводит к нарушению воспроизведения речи. Тип афазии зависит от локализации нарушений:

  • тотальная – полная потеря понимания речи и ее произношения, спутанное сознание, амнезия;
  • сенсорная – характерна при поражении зоны Вернике, частично сохраняется способность к разговору, непонимание смысла слов;
  • моторная – характеризуется нарушением воспроизведения звуков и слов, их заменой из-за невозможности найти нужный артикуляционный уклад;
  • амнестическая − при этой форме пострадавшие не могут вспомнить названия предметов;
  • семантическому типу свойственно непонимание людьми длинных и сложных фраз.

План лечения составляется в соответствии с видом афазии. К примеру, последствия моторной формы устранить легче, сенсорномоторная требует более сложной программы реабилитации и редко бывает успешной.

Коррекционное лечение нарушения речи после ишемии начинают с первого дня, при мозговом кровоизлиянии − на 5-7 сутки. Своевременно начатая терапия увеличивает шансы больного на возвращение качества жизни. В раннем реабилитационном периоде проводят медикаментозное лечение, массаж, логопедические занятия. Программа восстановления начинается в условиях стационара и продолжается на дому.

Неврологическая классификация вернике—лихтгейма

Три подгруппы включает в себя классификация афазий по Лихтгейму—Вернике, применяющаяся за рубежом:

  1. Сенсорная, или афазия Вернике (напоминает акустико-гностическую).
  2. Моторная, или афазия Брока (развивается при поражении центра Брока и имеет такие же клинические проявления, как и эфферентная моторная афазия).
  3. Транскортикальная (моторная и сенсорная афазия, то же, что динамическая афазия. Больной с сенсорной афазией отличается от человека с поврежденной зоной Вернике только способностью к повтору фраз за другими).
  4. Проводниковая афазия (характеризуется полным отсутствием этого навыка).
  5. Амнестическая (наблюдается при поражении височно-теменной части головы).
  • Амнестико -семантическая (препятствует запоминанию услышанного).
  • Оптико- мнестическая (страдает опознание вещей – если человеку показать карточку с предметом, он не припомнит название).
  • Акустико- мнестическая (выражается в трудности подбора слов, даче определений).
  1. Сенсомоторная афазия (в худшем случае становится синонимом диагноза «тотальная афазия» – полная утрата коммуникативных возможностей).

Нейропсихологическая класиификация

В России и постсоветском пространстве прижилась классификация афазий А.Р. Лурии, отечественного нейропсихолога.

Лурия выделяет следующие виды:

  1. Акустико-мнестическая;
  2. Акустико-гностическая, или сенсорная афазия;
  3. Семантическая афазия;
  4. Моторная: Афферентная моторная афазия Эфферентная моторная афазия Динамическая афазия

Акустико-мнестическая разновидность возникает при поражении височной области головы. Характерная симптоматика:

Затруднено осмысление быстрой, многопоточной речи (в большой компании людей, шумной обстановке) речи, содержащей длинные предложения, нетипичные фразы.

  • К чтению, с незначительным снижением скорости и качества.
  • Самостоятельному выражению мыслей, в том числе и в письменной форме.

Причины афазии акустико-гностической – повреждения сенсорной речевой зоны.

Этиология афазии акустико-гностической ведет к некорректному фонематическому анализу и синтезу, что приводит к таким последствиям:

  • Проявления аграфии и алексии
  • Говорение спутано, части фонем идут в неверном порядке
  • Слуховое восприятие ограничено или отсутствует.
  • Остальные последствия аналогичны приведенным выше для акустико-мнестической разновидности.

При травмах на стыке темечка, висков и затылка проявляет себя семантическая афазия. Основной симптом при диагнозе «семантическая афазия» – непонимание грамматики, в частности:

  • Пассивного залога (стирается различие между «автор лепит скульптуру» и «автором лепится скульптура»
  • Местоположения, выражаемого предлогами («на столе» и «под столиком» могут стать синонимичными понятиями).

Семантическая афазия, как впрочем и другие, со стороны выглядит как общение с человеком из иноязычной среды.

Эфферентная моторная афазия характеризуется фразой «понимаю-то я все, а сказать не могу ничего»:

  • Сказанное отрывисто и несогласованно по склонениям и падежам
  • Дублирование отдельных кусков, замена их местами
  • Прочитать или написать что-либо чрезвычайно проблематично.

Диагностируется она в низу лобных долей.

Если моторная афазия афферентная, то речь идет о проблемах нижнетеменного отдела. Вытекают отсюда:

  • Затрудненные движения мышцами лица и языка, челюстными
  • Артикуляционные нарушения
  • Дикция нечеткая, смазанная
  • Невозможны простейшие манипуляции губами (надуть, растянуть в широкой улыбке, свернуть в трубочку).

Динамическая афазия связана с некорректной работой лобной доли с левой стороны. Виной тут может стать даже малейшее поражение из-за ЧМТ.

Недуг выдает себя проблемами:

  • С пересказом
  • С конструированием фразы
  • Скудностью словарного запаса
  • С длительными монологами

Оперативное вмешательство

Хирургическое лечение при речевых нарушениях после инсульта используется редко. Показаниями являются отсутствие результатов от других методов восстановления, безнадежные ситуации. Возможны такие методы оперативного вмешательства:

  • Установка стента в сонную артерию для нормализации кровообращения при ишемической форме инсульта.
  • Воздействие на речевые центры с целью улучшения функционирования нервных тканей.
  • Формирование новых соединений между отделами головного мозга, ответственными за речь и здоровыми сосудами. Метод сложный, недостаточно эффективный.

Признаки и причины сенсорной афазии

Сенсорная афазия может возникнуть в результате широкого спектра причин. К данному заболеванию могут привести как заболевания сердечнососудистой системы, так и травматические повреждения головы и центральной нервной системы. Самыми частыми причинами формирования сенсорной афазии являются:

  • Острые и транзиторные нарушения церебрального кровотока, например, эмболии или геморрагический инсульт. Эмболизация может произойти в результате наличия нестабильной атеросклеротической бляшки в русле одной из сонных артерий или в результате попадания тромба из ушка левого предсердия при артимогенных состояниях.
  • Травматические повреждения головы, чаще всего происходящие при транспортных авариях. Контузии и черепно-мозговые травмы могут приводить к одномоментному повреждения корковых и подкорковых структур или повреждению в отсроченном варианте при развитии отёка головного мозга.
  • Онкологические процессы с локализацией в черепной коробке. Доброкачественные или злокачественные опухоли могут стать значимым фактором в развитии сенсорной афазии.

Важно отметить то, что в формировании поражения чаще всего задействованы следующие ветви, входящие в бассейн средней мозговой артерии:

  • Нижняя ветвь средней мозговой артерии;
  • Задняя височная артерия;
  • Артерия угловой извилины.

Прогноз для пациента

Восстановить речь после инсульта возможно, в большинстве случаев врачам удается это сделать. Но скорость реабилитации человека в первую очередь зависит от степени повреждения мозга. Чем сильнее и дольше был инсульт, тем труднее будет успешно восстановить речевую функцию у больного.

В первые 1-2 месяца после заболевания врачи направляют все силы на ликвидацию последствий инсульта, угрожающих жизни человека. Только когда пациенту ничего не угрожает, а риск рецидива минимальный, с ним начинает заниматься логопед. В самом лучшем случае речевые способности полностью восстанавливаются в течение 3-4 месяцев. Но некоторым людям требуется более 2-3 лет, чтобы заново научится более-менее говорить на родном языке.

В общем, дать общий прогноз для всех людей, перенесших инсульт, невозможно. Слишком многое зависит от самых разных факторов: продолжительности и разновидности инсульта, индивидуальных особенностей больного, квалификации лечащего врача, насколько доступны современные методы лечения, наличие поддержки родственниками и близкими людьми и так далее.

Психотерапия

Задачей психотерапевтического лечения афазии является восстановление речи как коммуникативной и психической функции. Наибольшим эффектом обладает групповая форма занятий. Больных обучают аутогенным тренировкам, ведению специальных дневников самоконтроля. Такое обучение в большей степени направлено на социальную адаптацию пациента.

Разновидности речевых расстройств

Когда нарушение кровообращения при инсульте задевает речевые зоны коры головного мозга, у человека возникают проблемы коммуникации. Появляется сложность произношения, формирования мыслей в слова. Выделяют такие разновидности речевых расстройств:

  • Дизартрия – невнятная речь после инсульта, вызванная нарушением подвижности мышц лица, отвечающих за артикуляцию.
  • Афазия – заболевание, сопровождающееся полной или частичной потерей речи.
  • Диспраксия – расстройство функций движения и координации мышц лица при их нормальном тонусе, вызывающее невнятное произношение.

Реабилитационные мероприятия

Период восстановления речевых функций занимает много времени. Он может продолжаться до пяти лет. Чтобы добиться результатов, для этого необходимо создать условия, которые включают:

  • спокойную обстановку;
  • исключение стрессовых ситуаций;
  • заинтересованность больного в результатах;
  • постоянное общение с пациентом;
  • продолжительные разговоры даже при отсутствии реакции пострадавшего;
  • последовательность выполнения всех мероприятий.

Реабилитационный период включает несколько этапов. Каждый из них может иметь различную продолжительность по времени. Нарушение речи при инсульте включает постепенное возвращение таких способностей:

  • правильное проговаривание звуков, слов;
  • понимание речи;
  • составление предложений;
  • произношение осмысленной речи;
  • совершенствование результатов.

Восстановительный процесс пойдет быстрее и будет отличаться эффективностью, если привлечь к нему специалистов – невропатолога, логопеда. Желательно придерживаться таких правил:

  • чередовать активные занятия с отдыхом;
  • не допускать перенапряжения пациента;
  • сочетать физические упражнения, занятия с логопедом, прослушивание речи, просмотр телепередач;
  • продолжительность упражнений увеличивать постепенно, начиная с нескольких минут, доведя через месяц до одного часа.

Симптомы

Клинические проявления сенсорной афазии имеют ряд специфических признаков, которые помогают провести быструю и эффективную дифференциальную диагностику. К таким признакам относятся:

  • Беглая речь или логорея, изобилующая большим количеством иносказательных выражений и парафраз. Больной пропускает существительные, компенсирую такие дефекты речи большим объёмом глаголов, предлогов и союзов. Речь становится многословной, но малоинформативная.
  • «Жаргнонная афазия» – сплошной поток неологизмов, пословиц, поговорок и парафраз.
  • Сильное возбуждение вплоть до развития параноидального состояния.
  • Нарушение понимания и восприятия речи. Пациент со сложностью или вовсе не воспринимает простых вопросов, например, просьбу представиться или сказать кто он, однако способен выполнять простые команды, например, повернуть голову или представиться. Важно отметить также, что пациент не понимает собственной проблемы и сильно раздражается, когда собеседник плохо воспринимает его речь.
  • Правосторонняя гемианопсия или верхнеквадрантная гемианопсия. Выпадение полей зрения – при прочтении книг пострадавший полностью не заметит левую страницу при прочтении текста.
  • Сглаживание носогубной складки – лицо становится похожим на маску.
  • Нарушение письменной речи.

Выделяют также чистую сенсорную афазию (субкортикальная), когда нарушается только понимание устной речи, однако понимание письменной информации, а значит прочитанного сохраняется. Также выделяют ещё одну форму – транскортикальная сенсорная афазия, которая характеризуется сохранением способности повторять устную речь, несмотря на отсутствие её восприятия и понимания.

Сенсорная афазия в редких случаях протекает в роли самостоятельного поражения слуховых зон, находящихся в головном мозгу, так как практически в 85% случаев повреждении задействовано несколько участков головного мозга, отвечающих за самые разнообразные функции организма пострадавшего. Например, при инсульте сенсорная афазия часто сочетается с парезом или параличом скелетной мускулатуры на противоположной поражению стороне. В случае инфекционно-воспалительного процесса: абсцесс, менингит, энцефалит, будут присутствовать признаки общей интоксикации организма и лихорадочный синдром, а также общемозговая симптоматика. В случае энцефалита будут добавляться специфические изменения в ликворе – спинномозговой жидкости.

Скорость восстановления речи

Как уже не раз было написано выше, скорость восстановления речи напрямую зависит от степени поражения мозга и особенностей организма больного. Поэтому сроки восстановления речевого аппарата после инсульта у всех разные: несколько месяцев, год, несколько лет или в самом худшем случае – никогда.

Специфические признаки сенсорной афазии у детей

Сенсорную афазию в детском возрасте можно спутать с алалией – первичным отсутствием речи, однако существует разница: если при алалии речь не сдвигается с исходного уровня развития, т.е. не прогрессирует и не подвергается регрессу, то при афазии заметна резкая деградация развития речевой функции, которая уже сформировалась у человека. Так как в детском возрасте речевая функция ещё не окончательно сформирована, то для афазии имеются специфические признаки:

  • Как правило, наблюдается быстрое развитие заболевания и быстрое восстановление речевой функции. Отсутствие прогресса восстановления на протяжении нескольких недель является плохим прогностическим признаком для дальнейшего выздоровления и говорит о более серьёзных повреждения головного мозга.
  • Восстановление функции речи осуществляется за счёт повышения активности соседних участков коры, которые в некоторой степени способны компенсировать неврологический дефицит. У взрослых восстановление речевой функции осуществляется за счёт формирования новых логических связей и развитому понятийному аппарату.
  • Скудная симптоматика. Очень часто у детей сложно определить конкретный тип афазии, так как речевая функция у них является недостаточно развитой. Вследствие этого не формируются условия для раскрытия полноценной клинической картины сенсорной афазии.

Упражнения и массаж

Мозг контролирует все функции организма. При кровоизлиянии в определенные зоны может произойти онемение языка, парез речевых мышц. Для восстановления функций применяются методики, активизирующие кровообращение, расслабляющие спазмированные участки полости рта, отвечающие за артикуляцию. Медики используют такие способы лечения:

  • массаж активных точек;
  • механическое воздействие на мышцы;
  • дыхательную гимнастику.

Важную роль играют упражнения для челюстей, языка, губ, направленные на тренировку речевых мышц. Каждое повторяют по 10 раз. Комплекс гимнастики включает такие упражнения:

  1. Облизать губы по часовой стрелке, начиная с верхней, повторить в другую сторону.
  2. Выполнить воздушный поцелуй, сопровождая его громким чмокающим звуком.
  3. С напряжением захватить верхней челюстью нижнюю губу, удержать 5 секунд.
  4. Закрыть рот, языком потянуться к небу.
  5. Вытянуть вперед шею, высунуть язык, зафиксировать положение на три секунды.
  6. Захватить нижней челюстью верхнюю губу, удержать.

Физиотерапевтические процедуры

Потеря речи после инсульта требует разнообразных методов лечения. Для восстановления больных используют физиотерапию. Ее задача – корректировка артикуляции, стимулирование мускулатуры, управляющей произношением слов. Неврологи назначают такие процедуры:

  • массаж мимической мускулатуры лица, языка;
  • транскраниальную магнитную стимуляцию, активизирующую клетки мозга при помощи переменного магнитного поля;
  • иглорефлексотерапию, улучшающую функционирование речевого аппарата;
  • электромиостимуляцию, воздействующую на мышцы, участвующие в артикуляции.

Физиотерапия

Физиотерапию чаще всего используют при лечении моторной афазии. Для стимуляции речевой мускулатуры применяют следующие способы:

  • Синусоидальные модулированные токи.
  • Переменное магнитное поле.
  • Электростимуляция.
  • Ультразвуковая терапия.

С помощью таких методов уменьшаются спазмы артикуляционных мышц, улучшается речь.

Функциональное биоуправление

Этот метод основан на принципах биологической обратной связи. Пациенту предлагается специально подобранная компьютерная программа. Но экран монитора выводится специальное изображение, сопровождающееся звуковыми эффектами. Считается, что с их помощью мозг больного учится самостоятельно контролировать речевые процессы.

Такой способ не подходит для пациентов с расстройством понимания.

Хирургическое вмешательство

Оперативное вмешательство применяется в тех случаях, когда причиной афазии является геморрагический инсульт. Операция обычно выполняется в кратчайшие сроки после кровоизлияния. Основной ее целью является спасение жизни больного. При нормальных гемодинамических и неврологических показателях применяют консервативное лечение.

Заключение

Нарушение речи при инсульте у взрослых – частое явление, так как это заболевание поражает головной мозг. В большинстве случаев речевой аппарат подлежит восстановлению, но этот процесс может затянуться на несколько лет. Поэтому человеку, перенесшему инсульт, его родственникам и близким необходимо набраться сил и терпения. Обязательно нужно верить в лучший исход и, конечно же, соблюдать рекомендации врача. Будьте здоровы!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Медицинский взгляд на еду
Adblock
detector