Органическое поражение головного мозга у детей — Лечение Детей

Что делать при сотрясении головного мозга

При любой травме головы у ребёнка желательно незамедлительно вызвать «скорую помощь», чтобы малыша осмотрели в стационарных условиях специалисты (хирург, невропатолог). Своевременный диагноз позволит избежать осложнений и быстрее поставить ребенка на ноги.

Что делать при сотрясении мозга у ребенка до приезда врачей:

  • Нельзя в течение первого часа после травмы давать ребенку заснуть;
  • Уложить ребенка на твердую поверхность и укрыть одеялом – при условии, что ребенок находится в сознании;
  • Если ребенок находится в бессознательном состоянии, его надо уложить на правый бок, при этом левую руку и ногу следует согнуть под углом 90 градусов для обеспечения правильного дыхания;
  • При замедленной пульсации и неравномерном дыхании сделать непрямой массаж сердца и искусственное дыхание (если родители обучены таким приемам).
  • Нельзя давать ребенку болеутоляющие средства и следует ограничить любую активность.

До приезда врачей ребенок должен находиться в полном покое. При этом желательно успеть опросить малыша заранее о беспокоящих его симптомах, характере и причине травмы и т.д.

По приезду в больницу ребенок будет осмотрен невропатологом и травматологом, которые выяснят все жалобы маленького пациента и определят характер травмы. Врачи проверят чувствительность малыша, его двигательную активность, рефлексы, определят внутричерепное давление. При необходимости может назначаться дополнительное обследование:

  • Рентген – назначается, чтобы исключить переломы черепа;
  • Нейросонография – выявляет наличие отеков, гематом, кровоизлияний в области головного мозга;УЗИ – оценивает общее состояние мозга;
  • ЭХО-энцефалография, электроэнцефалография;
  • КТ и МРТ.

Даже, если симптомы сотрясения мозга не явно выражены и ребенок довольно сносно себя чувствует, это не является доказательством, что он не получил сотрясения.

Случается, что дети могут несколько часов (или даже суток) не проявлять никакого беспокойства и не иметь жалоб.

Но такое благоприятное состояние может резко перейти в недомогание с быстро нарастающими симптомами, которые опасны для малыша.

Методы лечения и реабилитации

После обследования и уточнения диагноза врач будет определяться с терапевтической методикой. Сначала лечится патология, ставшая первопричиной.

Комплексное лечение обязательно включает прием медикаментов. Их цель – улучшить кровообращение всех отделов мозга, обеспечить кровь питательными веществами и кислородом.

Назначаются следующие препараты:

  • на начальной стадии – средства для восстановления и поддержания функций клеток, при тяжелой степени повреждения – для сохранения и защиты здоровых мозговых клеток от повреждения;
  • медикаменты, улучшающие кровоток в мозговых тканях и сосудах;
  • витаминно-минеральные комплексы для укрепления местного иммунитета, насыщения организма полезными веществами для поддержания мозговой активности;
  • успокоительные, которые нормализуют сон, предотвращают эмоционально нестабильные состояния (страх, тревожность, апатию, агрессию).

Еще больным показана диета, которая подбирается индивидуально, комплекс физиопроцедур, направленных на восстановления функционального состояния мозговых клеток. Назначаются:

  • транскраниальная микрополяризация для улучшения двигательной активности и против судорог;
  • трансвертебральная микрополяризация, снижающая степень повреждения мозга, улучшающая речь, мышление, психическую деятельность;
  • массажи, ЛФК, понижающие тонус, стимулирующие кровоснабжение, улучшающие двигательную активность;
  • электрофорез – воздействие током, помогающее купировать симптомы;
  • терапия красным/зеленым спектром цвета, нормализующая тонус мышц;
  • тепловые процедуры, улучшающие кровообращение, метаболизм;
  • водные процедуры, повышающие двигательную активность, устраняющие гипертонус мышц;
  • комплекс процедур, помогающих разработать моторику.

ОПГМ неплохо поддается лечению, если оно начинается в раннем возрасте. Осложнения возникают редко. Если же болезнь не выявляется вовремя или проводится неграмотное лечение, возможные последствия этого – гидроцефальный синдром, регулярные мигрени, головокружение, обмороки, парезы, параличи, астения, нарушения слуха, зрения, эпилепсия. У детей бывает затруднена социальная адаптация, они демонстрируют девиантное поведение, страдают неврозами, истерией.

Тяжелое поражение мозга часто провоцирует летальный исход. Если ребенок выживает, у него развиваются психические расстройства, идиотизм, слабоумие, ДЦП.

Органическое поражение головного мозга – это достаточно обширная группа болезней. При этих заболеваниях происходят дистрофические изменения нервной ткани, нарушение работы нейронов в результате гибели нервных клеток.

Для диагностики органических заболеваний применяется диагностическое оборудование для исследования структуры мозга. В этом состоит отличие органических нарушений от функциональных психических расстройств. Различают три степени тяжести органических нарушений:

  1. Легкая степень, когда дистрофическим изменениям подверглись 5 – 20 % ткани мозга. Такие расстройства встречаются часто и, как правило, не требует интенсивных методов лечения.
  2. Средняя степень нарушения – 20 – 50 % деструкции ткани. Проявляется различными расстройствами деятельности нервной системы. Необходимо медицинское вмешательство.
  3. Тяжелая степень повреждения – 50 – 70 % мозговой ткани повреждено. Наблюдаются тяжелые нервно-психические расстройства, часто все медицинские усилия дают относительный и кратковременный положительный эффект.

Исходы органического поражения мозга делят по трем направлениям:

  1. Практически полное выздоровление при условии, что нет заметных дефектов в структуре мозга. Человек возвращается к полноценной жизни.
  2. Нарушения, не представляющие опасности для жизни, но пациент в разной степени не может обслужить себя, не может продолжать работать.
  3. Грубые нарушения – человек прикован к постели, нуждается в постоянном постороннем уходе.

Последствия органического поражения головного мозга зависят от объема, расположения погибших нервных клеток, функций, которые они выполняют, от причины, вызвавшей это заболевание. Большое значение имеют возраст пациента, своевременная постановка диагноза, правильное лечение.

Озгм в психиатрии

Несмотря на огромное разнообразие причин, которые вызывают нарушения в работе мозга, в психиатрии наблюдается схожесть симптомов при различных органических заболеваний. Объясняется это тем, что при историческом развитии человеческий мозг выработал ограниченное число стандартных реакций на все возможные внешние воздействия.

  • отчетливое ухудшение памяти;
  • нарушение интеллекта;
  • эмоциональная несдержанность;
  • изменения личности.
  • ухудшение памяти вплоть до утраты способности запоминать и воспроизводить новые сведения;
  • ухудшение понимания вплоть до слабоумия;
  • несдержанность в эмоциях (например, повышенная эмоциональная чувствительность, ранимость, или мрачная раздражительность, неприязнь к окружающим);
  • медлительность и взрывчатость, иногда равнодушие и пассивность;
  • эгоцентризм;
  • приземленность интересов.

Органические поражения нарушают мыслительные способности. Меняется темперамент больного: нарастает раздражительность, взрывчатость, неумение сдерживать нахлынувшие эмоции. Эмоциональная подвижность может напоминать проявление истерической психопатии.

Это сочетается с медлительностью, застреваемостью, мелочностью, злопамятностью. В характере отчетливо проступают черты правдолюбия, нетерпимости. Чужая беда мало задевает пациентов. Основной интерес – бытовые проблемы. Расстройства памяти не дают возможности больным плодотворно мыслить о недавних событиях, поэтому они говорят о прошлом.

В своих воспоминаниях они неутомимы, заставляя окружающих выслушивать бесконечные рассказы о том, как хорошо жилось раньше. В зависимости от тяжести органического заболевания возможны разная степень проявления расстройств – от мягких (утомляемость, заострение личностных черт, астенический синдром) до самых тяжелых: корсаковский амнестический синдром, тотальное слабоумие и маразм.

    • раздражительная слабость – повышенная возбудимость и быстро наступающая вслед за ней истощаемость;
    • эмоциональная подвижность с преобладанием пониженного настроения с чертами капризности, неудовольствия, слезливость;
    • непереносимость яркого света, громких звуков и резких запахов;

при состояниях крайнего психического утомления у больных возникает

  • поток ярких образных представлений, возможны наплывы непроизвольно появляющихся посторонних мыслей и воспоминаний.

Астенические расстройства развиваются постепенно, их интенсивность нарастает. При корсаковском синдроме события, предшествующие болезни, пациент часто забывает и оказывается беспомощным в новой ситуации. Больной не может сохранять в памяти события, которые произошли с момента начала болезни.

Он не ориентируется в датах и времени, не может запомнить название больницы, не знает, сколько времени провел в стационаре, как давно болен, не может найти свою палату и вещи. Такое нарушение памяти плохо поддается лечению, часто стойко сохраняется годами.

Органический генез

  • инфекции;
  • прием лекарственных препаратов, алкоголя, психоактивных веществ, табакокурение;
  • сильные стрессы;
  • резкие перепады артериального давления, температуры тела;
  • воздействие радиоактивного, рентгеновского излучения;
  • заболевания матери;
  • несовместимость крови матери по группам крови и по резус-фактору;
  • кислородное голодание плода;
  • затяжные роды, физические повреждения в родах;
  • преждевременная отслойка плаценты;
  • полная потеря сократительной функции матки;
  • другие факторы.

К врожденным органическим нарушениям работы головного мозга относятся и патологические состояния, возникшие во время родов, в раннем послеродовом периоде. Врожденные органические поражения головного мозга (ранние органические поражения головного мозга) – во многих случаях достаточно серьезный диагноз.

В результате развития болезни часто остается тот или иной дефект. Иногда повреждение настолько значимое, что приводит к гибели плода или новорожденного. Из всех органических поражений центральной нервной системы именно ранние оставляют после себя наиболее значимые последствия:

  • аномалии развития нервной системы;
  • повреждения мозга во время беременности и родов – кислородное голодание, травма, детский церебральный паралич (нарушение двигательной сферы);
  • наследственно-дегенеративные заболевания – поражения кожи и ее производных, нервной системы, сетчатки.

В основе, по крайней мере половины всех структурных аномалий развития нервной системы, лежат наследственные факторы. Хромосомные нарушения ведут ко множественным тяжелым структурным нарушениям.

Приобретенные органические заболевания головного мозга включают группу патологий, при которых сформировались дистрофических изменений мозгового вещества, полученных человеком уже после рождения:

  • инфекционные заболевания – менингиты, энцефалиты, арахноидиты, абсцесс;
  • черепно-мозговые травмы;
  • наследственно-дегенеративные заболевания, обусловленные нарушениями обмена веществ – патологии, связанные со слабоумием (деменцией), нарушениями движений;
  • заболевания нервной системы, связанные с первичным поражением внутренних органов или костей скелета;
  • демиелинизирующие заболевания, связанные с поражением миелиновой оболочки нейронов;
  • нейродегенеративные заболевания, причина которых – гибель нервных клеток;
  • доброкачественные и злокачественные опухоли;
  • сосудистые заболевания мозга – ишемические и геморрагические инсульты, энцефалопатия;

К органическому заболеванию головного мозга приводят постоянные интоксикации алкоголем, лекарствами, наркотическими веществами, ядами, отравление грибами, угарным газом, солями тяжелых металлов.

Органическое поражение головного мозга детей. коррекция психических процессов с помощью нейропсихологических игр и упражнений

Наталья Павлова Органическое поражение головного мозга детей. Коррекция психических процессов с помощью нейропсихологических игр и упражнений

Понятие «органическое поражение мозга у детей» не имеет четкого и однозначного определения.

Но принято считать, что это – целый комплекс нарушений, связанных со структурными патологическими изменениями в тканях головного мозга.

У таких детей нарушены функции многих тканей в мозгу и не только, нужно немало времени, чтобы они поменялись на другие или здоровые, которые будут выполнять свои функции правильно. Но ВАЖНО помнить, что у детей уникальный иммунитет и регенерация, поэтому при любом диагнозе можно рассчитывать на значительные улучшения, если давать организму методики, которые помогают обновиться тканям.

Заболевания, относящиеся к органическим поражениям головного мозга:

1. Гидроцефалии.

2. Врожденные аномалии развития головного мозга.

3. Детский церебральный паралич (ДЦП).

4. Нарушения, вызванные внутриутробными инфекциями.

5. Группа заболеваний, вызванных поражением центральной нервной системы (ЦНС).

Существует несколько основных причин возникновения органического поражения головного мозга у детей.

1. В первую очередь, необходимо тщательно проанализировать перинатальный период, в ходе которого формировался головной мозг ребенка.

Именно в это время могут возникать серьезные патологии.

2. То, как проходили роды, также имеет большое значение для здоровья малыша.

Были ли они стремительными или затяжными, протекали ли с гипоксией, с обвитием, получил ли ребенок родовую травму.

3. Механические черепно-мозговые травмы также влекут за собой серьезные повреждения тканей мозга.

4. Нередко органическое повреждение мозга вызывают инфекционные заболевания (менингит, абсцесс, энцефалит и др., в том числе и внутриутробные инфекции, провоцирующие поражение центральной нервной системы – краснуха, герпес, респираторные вирусы, вирус иммунодефицита.

5. Эпилепсия также способна спровоцировать органическое поражение головного мозга у ребенка.

6. Существует и еще одна причина развития тяжелых поражений мозга у детей, о которой умалчивает традиционная медицина.

Речь идет о поствакцинальных осложнениях, в результате которых головной мозг детей перестает формироваться должным образом.

Основной признак повреждения головного мозга детей органического характера – психоорганический синдром.

1. Проблемы с памятью – ребенок плохо запоминает новую информацию и теряет часть уже усвоенной (частичная амнезия).

Более того, при ОПМ могут появиться нереальные (придуманные) воспоминания.

2. Снижение интеллекта – такие дети плохо концентрируют внимание, у них нарушено мышление, с трудом ориентируются в пространстве.

3. Аффективными расстройствами и сниженная нейродинамика – малыши с органическими поражениями головного мозга постоянно испытывают слабость, головокружение и головные боли, они подвержены депрессиям, раздражительности. Часто малыши проявляют неадекватные эмоции и «полевое» поведение.

4. Задержка речи и интеллектуального развития – еще один симптом органического поражения мозга, который характеризуется нарушением познавательной деятельности.

Это состояние является не врожденным, как умственная отсталость, а приобретенным. Функции поврежденного мозга ребенка начинают распадаться.

Иногда задержка развития настолько сильна, что ребенок не может научиться обслуживать себя самостоятельно.

Существует также целый ряд очаговых симптомов, которые зависят от того, в какой области головного мозга локализуются нарушения.

1. Лобная доля – парализованы мимические и глазные мышцы, нарушено обоняние и с трудом выговариваются слова, сложности с выполнением целенаправленных движений, странное поведение на грани эйфории.

2. Теменная доля – нарушение чувствительности, невозможность совершать целенаправленные осмысленные действия, а также неспособность обучиться чтению и счету. Нередки припадки с судорогами.

3. Височная доля – нарушены обоняние и слух, проблемы с вкусовыми ощущениями, бывают галлюцинации, эмоционально неустойчивое настроение, частичное или полное непонимание речи.

4. Затылочная доля – нарушение зрения вплоть до слепоты, проблемы с координацией движений и равновесия, галлюцинации, судороги во время припадков.

При любом нарушении головного мозга не обойтись без психолого-педагогической коррекции. Она нужна ребёнку, если ребёнок:

• очень разборчив и капризен в выборе еды;

• остро реагирует на изменения погоды;

• его укачивает в машине;

• он невнимательный;

• плохо говорит;

• неусидчивый;

• часто плачет;

• неуклюжий;

• ленивый.

Всё это неврологические проблемы, которые могут быть связаны с органическим поражением мозга.

Если сейчас проигнорировать эти нарушения, то в дальнейшем они могут стать причиной серьезных нарушений поведения, задержки речи и общего развития, а в последствии и трудностей обучения в школе.

Дело в том, что в раннем возрасте последствия многих неврологические нарушения можно легко откорректировать и навсегда забыть о них. А вот в подростковом возрасте маленькие проблемы часто превращаются в большие и с ними уже очень трудно справиться.

Поэтому лучше не откладывать визит к неврологу и нейропсихологу.

Особенно важно провести нейропсихологическую диагностику у детей до поступления в 1 класс, вовремя выявить и скорректировать нейропсихологические нарушения, чтобы у детей не сформировалась «школьная неуспешность», которая отразится не только на процессе обучения, но и на психологическом состоянии ребенка.

Нейропсихологическая диагностика позволяет разобраться в проблемах познавательной, эмоциональной, моторно-двигательной сферы ребенка и правильно организовать коррекционную работу. Надо сказать, что нарушения речи также могут быть результатом различных неврологических проблем.

Нейропсихологическую диагностику можно проводить с 3 лет.

Важно! Благодаря специальному комплексу упражнений активируется каждая зона головного мозга, что способствует развитию психических процессов. Программа разрабатывается индивидуально на основе методов тактильно-кинестетической корреляции и наиболее эффективных подходов из смежных дисциплин.

В детском возрасте применяют две методики коррекции:

• двигательную;

• когнитивную.

Первый метод – двигательный – способствует стимуляции отдельных зон коры головного мозга, которые отвечают за регуляцию движений, улучшение межполушарного взаимодействия, развитие ассоциативных связей.

Когнитивная коррекция направлена на развитие познавательных навыков и преодоление трудностей в учебе.

Обратите внимание! Чтобы мотивировать малыша, все нейропсихологические занятия с детьми проводятся только в игровой форме. Курс нейропсихологической гимнастики должен составлять не менее 20 занятий, а длительность одного из них 40-80 мин. в зависимости от возраста.

Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте, упражнения которой включают движения глаз, ползание, сжимание рук и ног, способствует началу работы мозга в нужном направлении. Одними из наиболее эффективных считаются глазодвигательные упражнения, нейропсихология их использует для многих возрастов, в том числе и дошкольников.

Все нейропсихологические упражнения для детей проводятся в строгой последовательности и под присмотром взрослого.

Тогда они способствуют активации высших психологических функций: эмоций, восприятия, внимания, памяти, мышления.

Таким образом, малыш учится преодолевать неадаптивные особенности своего развития, у него пропадают детские поведенческие проблемы и трудности в школьном обучении, активизируется саморегуляция.

Каждое упражнение рассчитано на определенный возраст. До 5-6 лет важно хвалить ребенка, даже если у него не получается. Постоянное напоминание о недостатках может отбить охоту заниматься. Позже дети могут распознавать ложные похвалы, поэтому следует стимулировать к успеху.

1. «Речка-берег».

Эта игра обычно используется на праздниках, но в нейропсихологии она изменена таким образом, что ее можно проводить и с одним участником.

1. Понадобится веревочка, ее нужно положить на пол, чтобы она обозначала береговую линию.

2. Участник становится с одной стороны веревочки, с другой течет река. Психолог предлагает ребенку выполнять его команды «речка», «берег». Ребенок должен прыгать соответствующим образом.

3. В первой части игры психолог в случайном порядке дает команды и смотрит, может ли ребенок их правильно выполнять. Потом начинает их давать в правильном порядке до тех пор, пока малыш не привыкнет.

4. Внезапно порядок меняется, задача ребенка — переключиться. Если он регулярно ошибается, его нужно попросить не торопиться. Это хорошо помогает справляться с импульсивностью.

Важно! Данное упражнение хорошо подходит для детей от 5 лет, чтобы развивать навыки реакции и внимания.

2. «Мама-робот».

Это упражнение направлено на то, чтобы ребенок сам рассказывал другому человеку, что нужно делать. Причем он в основном должен говорить, а не показывать.

1. Следует представить, что мама разучилась делать самые обычные вещи и ей нужен проводник, который бы в этом помог.

2. Делать то, что ребенок говорит, следует буквально, не добавляя ничего от себя. Если для создания бутерброда хлеб отрезать не нужно, то именно это и повторить. Важно, чтобы малыш увидел, что результат его планирования не совсем такой, как нужно, и сам скорректировал свои действия.

Еще один вариант — завязать маме глаза, и пусть ребенок объясняет, как ей добраться до определенного места или предмета. Делать это нужно, указывая количество шагов.

Для более старших детей можно использовать вариант упражнения с графическим диктантом. Ребенок рисует какой-то предмет на листочке в клеточку, повторяя только уже начертанные линии, позже этого объясняет маме, как по клеточкам нарисовать такой же.

Обратите внимание! Упражнения подходят для детей от 5 лет. Выполняются индивидуально и в парах. Способствуют развитию навыков планирования.

3. «Муха».

Нужно взять листок бумаги и расчертить его на 16 клеток (4 на 4). Отдельно нарисовать муху и вырезать ее (можно использовать предмет, который будет ее символизировать, например, пуговицу. Поставить муху на произвольную клетку и приказывать ей двигаться в определенном направлении.

После нескольких таких приказаний (клеточка вверх, две вниз и т. д.) спросить у ребенка, где муха находится сейчас. Если прозвучал правильный ответ, передвинуть ее на соответствующую клетку, если нет, повторить и продемонстрировать ее движение.

4. Игра для развития внимания «Корректор»

В первую очередь следует объяснить ребенку, чем именно занимается корректор. Далее взять большой журнал или книгу и выбрать в ней «неправильные» буквы, например, Ж, Й, Ъ. Причем делать это нужно за определенное время.

Обратите внимание! Если ребенок выполнил упражнение верно, похвалить его.

Если были допущены ошибки, их пересчитать и отслеживать ежедневную динамику. Успехом будет считаться ситуация, когда ошибок будет становится меньше. Игра очень полезна для невнимательных детей.

5. «Молчу — шепчу — кричу».

Следует придумать знаки, которые обозначают, что именно нужно делать: молчать, шептать или кричать и показывать их ребенку. Он должен реагировать соответствующим образом.

Подобные нейропсихологические игры и упражнения развивают навыки управления у гиперактивных детей. Они помогают им регулировать громкость своих высказываний и молчать, когда это нужно.

https://www.youtube.com/watch?v=D_e58Nvii4A

6. «Прикосновения».

Для игры потребуются предметы, сделанные из различных материалов: стекла, дерева, меха и т. д. Их следует положить на стол возле ребенка, завязать ему глаза. Предложить определить, что именно за предмет у него в руках.

К сведению! Игра помогает снять мышечное и эмоциональное напряжение у гиперактивных детей. Она подойдет и для детей младшего возраста.

Эффект от занятий обязательно будет, если выполнять все регулярно и правильно. Только нужно запастись терпением и, что бы ребенок не делал, реагировать спокойно.

Органическое поражение мозга у детей

Перинатальные (гипоксические) органические нарушения головного мозга возникают как в период внутриутробного развития, так и после рождения ребенка. Любые повреждающие факторы могут отрицательно воздействовать на еще неразвитый мозг и нервную систему плода или новорожденного. К ним относятся:

  • Гестоз, аномалии пуповины, гипоксия.
  • Вредные привычки матери (злоупотребление спиртными напитками, курение, прием наркотиков).
  • Скудное питание, при котором беременная не пополняла свой рацион важнейшими микроэлементами и питательными веществами.
  • Хронические и острые заболевания будущей матери.
  • Травма при родах.
  • Слабая родовая деятельность, преждевременное отслоение плаценты.
  • Глубокая недоношенность.
  • Инфекционные болезни.

Проявления органического нарушения мозга у младенцев становятся заметными практически сразу. Это:

  • Дрожание подбородка и конечностей.
  • Мышечный гипотонус или гипертонус.
  • Сниженная активность.

Случается, что патология выражается слабо, и обнаружить ее можно только, используя специальные методы диагностики. Если своевременно не заняться лечением, то расстройство начнет прогрессировать, все больше повреждая ткани мозга.

Симптоматика поражения всего мозга или какой-либо его части проявляется в:

  • Церебрастеническом синдроме, характеризующимся плаксивостью, беспокойством, капризностью, слабостью, вялостью, быстрой утомляемостью.
  • Тиках, энурезе, навязчивых страхах.
  • Когнитивных нарушениях (плохая память, отставание в речи, трудное усвоение новых навыков).
  • Психопатическом синдроме (манипулятивность, неспособность сочувствовать, склонность к нарциссизму и пр.).
  • Психическом инфантилизме органического типа с апатическим синдромом.
  • Минимальной мозговой дисфункции, характеризующейся гиперактивностью, нарушением сна, утратой аппетита, гипокинезией.

Возможно осложнение в виде ДЦП, эписиндрома, нейропатии.

Особенности патологических расстройств в детском возрасте

Одна из частых причин неврологических нарушений в детском возрасте – внутриутробная инфекция. Наиболее тяжелые поражения бывают при врожденной краснухе, цитомегалии, токсоплазме, сифилисе. Последствия, к которым приводит инфицирование плода, зависят не столько от типа возбудителя, сколько от того, на каком месяце внутриутробного развития это инфицирование произошло.

  • беспокойство ребенка, плаксивость, прерывистый ночной сон, отказ от еды;
  • повышенная чувствительность к прикосновениям, звуку, свету;
  • появление рвоты;
  • повышение температуры тела в пределах 37,5 – 38°С;
  • потеря веса;
  • повышение тонуса мышц;
  • напряжение большого родничка;
  • судороги.

Другие очаговые симптомы органического поражения: грубое сходящееся или расходящееся косоглазие, ассиметрия лица, непроизвольные колебательные движения, расстройства голосообразования и глотания, ослабление мышц и другое. У многих детей с последствиями раннего поражения головного мозга наблюдаются черты дисплазии (нарушения в развитии тканей, органов или частей тела): деформация черепа, лицевого скелета, ушных раковин, широко расставленные глаза, высокое небо, неправильный рост зубов, выдающаяся вперед верхняя челюсть и другое.

Церебрастения – одно из проявлений органического психосиндрома. Повышенная утомляемость сочетается с головными болями, головокружениями, ослаблением памяти, повышенной истощаемостью интеллектуально-познавательной деятельности. Для синдрома характерны вегетативные расстройства: непереносимость жары, духоты, поездки в транспорте, мелькания за окном при движении; при наклонах туловища легко возникают слабость, потемнение в глазах, чувство дурноты.

Страхи чаще возникают у детей с тревожно-мнительным характером и повышенной впечатлительностью, внушаемостью, боязливостью. На появление страхов влияет гиперопека родителей (постоянные тревожные опасения за ребенка), ссоры, конфликты в семье.

Развернутых картин истерического невроза у детей нет. Чаще это аффект-респираторные приступы с громким плачем, на высоте которого развивается остановка дыхания. Ребенок синеет и на несколько секунд теряет сознание. Такие психогенные реакции возникают с одинаковой частотой у мальчиков и у девочек.

Гиперкинетическое расстройство (гипердинамический синдром, дефицит внимания с гиперактивностью) – относительно частое нарушение развития. Обычно возникает в первые 5 лет жизни, значительно чаще у мальчиков. Характерны чрезмерная активность, подвижность, отвлекаемость, нарушение внимания, препятствующее регулярным занятиям и усвоению школьного материала.

Начатое дело не завершается. При хороших умственных способностях дети быстро перестают интересоваться заданием, теряют и забывают вещи, ввязываются в драки. Они не могут усидеть у экрана телевизора, постоянно донимают окружающих вопросами, толкают, щиплют и дергают родителей и сверстников.

Отмечается недостаток организованности и воли. Поведение нормализуется в возрасте 12 – 20 лет. Но для предупреждения развития противоправного поведения необходимо начинать лечение как можно раньше. Терапия основана на настойчивом, структурированном воспитании: строгий контроль со стороны родителей и воспитателей, регулярные занятия спортом. Кроме психотерапии назначаются психотропные препараты.

Пересечение причин и симптоматики диагнозов.

На сегодняшний день есть заболевания, которые диагностируются по-разному, но они очень связанны. Это аутизм, умственная отсталость и детский церебральный паралич. Их очень сложно дифференцировать, т.к. черты и одного, и другого, и третьего заболевания могут присутствовать у одного ребёнка. Диагноз в этом случае выставляют в зависимости от того, какие черты преобладают.

Например, если у ребёнка повреждены лобные доли, то у него будут присутствовать аутичные черты, а также признаки умственной отсталости. И диагноз будет поставлен в зависимости от того, на что сделан акцент.

Лет 40 назад в СССР диагноза «аутизм» не существовало, поэтому всем таким детям ставили умственную отсталость. УО имела классификацию, при этом аутические черты были сопровождающими. Позднее аутические черты вынесли во главу угла, поэтому сменился диагноз.

Почему стало так много детей с аутизмом? Я искала различные статистики, изучала больше информации по данному вопросу. И получается, что

таких детей не стало больше, просто теперь этот диагноз ставят в тех случаях, при которых раньше диагностировали УО и другие подобные заболевания.

Поэтому вопрос о том, существует ли у этих детей органическое поражение мозга, в моём понимании некорректен – органическое поражение той или иной степени присутствует обязательно при любых отклонениях. Вопрос в том, насколько оно тяжёлое.

Как можно определить степень и локацию органического поражения у ребёнка из внешних симптомов? Как уже было сказано, ДЦП, аутизм и умственная отсталость могут комбинироваться. И поэтому можно отслеживать, насколько тяжела неврология у ребёнка.

Любая неврология будет говорить о том, что повреждён головной и спиной мозг, и где именно повреждение.

Причины и признаки

Итак, собрав всю информацию в один свод, можно сделать явный вывод, что основными и часто встречаемыми в медицинской практике, причинами появления органического поражения мозга являются:

  • Дефект головного мозга;
  • Открытые или закрытые черепно-мозговые травмы;
  • Занесение инфекционной болезни;
  • Алкогольная, табачная и наркотическая зависимости;
  • Ишемические инсульты, очаги в головном мозге и другие сосудистые заболевания;
  • Неврологические болезни (рассеянный склероз, болезнь Альцгеймера и Паркинсона).

По большому счету, невелик процент случаев, когда болезнь проявляется хронически. У большинства пациентов органическое поражение головного мозга возникает вследствие их образа жизни.

Выявить такой недуг можно по ряду стандартных признаков. Необходимо помнить, что в зависимости от масштабности проблемы, эти признаки могут менять свою силу, процесс протекания воздействия и его тип.

Такие признаки являются самыми первыми вестниками проявления органического поражения:

  • Головные боли;
  • Постоянная тошнота и рвота;
  • перепады артериального давления;
  • Зрительные дефекты;
  • Приступы эпилепсии;
  • Повышенное внутричерепное давление;
  • Судороги;
  • Потеря сознания;

Также существуют очаговые признаки, которые проявляются в зависимости от местонахождения поражения:

  1. При поврежденииобласти лба проявляются психические нарушения, ослабление мышц, которые отвечают за движение глаз, судороги, потеря возможности выговаривать слова;
  2. При повреждении затылка появляется кратковременная пропажа зрения, нарушение координации движения, приступы судороги, появление зрительных галлюцинаций;
  3. Повреждение висков чревато потерей слуха, эпилепсия височной доли, потерей способности различать звуки, неустойчивое эмоциональное состояние;
  4. Повреждение области темечка приводит к судорогам, нарушением всех разновидностей чувствительности, потеря способности писать, читать и считать;

Также на следующих стадиях болезнь может проявляться согласно своему типу разновидности поражения. Это может быть симптоматика любой соответствующей болезни. В любом случае при таких болезнях необходимо вмешательство врача-специалиста, который сможет грамотно установить диагноз и назначить курс лечения.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Медицинский взгляд на еду
Adblock
detector