Олигофрения у детей: симптомы и признаки

Общее описание олигофрении

До появления названного термина похожие заболевания носили общее название – слабоумие.

«Олигофрения – что это за болезнь{q}» – подобные вопросы часто задаются психиатрам, которые занимаются обследованием детей.

https://www.youtube.com/watch{q}v=RAjPDDaTYsc

Патологию следует рассматривать отдельно от приобретенной формы слабоумия (деменции). При такой патологии интеллект человека снижается по нескольким причинам, среди которых и поражения головного мозга.

При деменции интеллект снижен по сравнению с интеллектом здорового человека. Если же человек страдает олигофренией, его интеллект не развивается.

Это отклонение было выделено в качестве отдельного заболевания в начале 20 века. При этом не разделялись врожденные и приобретенные патологии.

Олигофрения возникает вследствие внутриутробного недоразвития мозга. Также патология может появиться вследствие различных повреждающих факторов окружающей среды.

При таком заболевании все психические функции являются недоразвитыми. Человек не способен абстрактно мыслить и имеет нарушения речи, моторики, а также восприятия и памяти.

При тяжелых формах, заболевание может быть выявлено уже на первом году жизни. Что должен уметь ребенок в 6 месяцев читайте в нашей следующей статье.

Медицина определяет данное заболевание следующим образом: олигофрения — это врождённая (чаще всего) или приобретённая умственная задержка, неполноценное развитие психики.

Она проявляется нарушением интеллекта, вызвана патологиями головного мозга и ведёт к социальной дезадаптации. У детей с таким диагнозом страдает не только разум, но и эмоции, воля, речь, моторика.

Несмотря на то, что термин «олигофрения» употребляют как синоним умственной отсталости, последнее понятие гораздо шире. УО включает в себя не только задержку в развитии психики, которая вызвана органическими патологиями, но и социально-педагогическую запущенность.

Необходимо также иметь в виду отличие олигофрении от деменции — приобретённого слабоумия:

  • при деменции структуры мозга у ребёнка формируются нормально и психика достигает какого-то уровня развития до определённого момента, а нарушения интеллекта обнаруживают себя позднее, под влиянием внешних факторов; при олигофрении все эти показатели изначально не могут развиваться нормально;
  • олигофрения не прогрессирует, уровень УО остаётся прежним; при деменции интеллектуальный дефект со временем обычно увеличивается;
  • деменция наделяет познавательные функции неравномерностью: некоторые из них ярко нарушены, а другие остаются в норме; при олигофрении все функции (речь, восприятие, моторика, мышление, память, эмоции) у ребёнка недоразвиты одинаковы.

Ещё один очень важный вопрос — передаётся ли олигофрения по наследству — волнует многих родителей, страдающих от этого заболевания в той или иной степени.

Если форма приобретённая, то бояться нечего: малыш будет здоровым. Если врождённая, есть риск появления на свет умственно отсталого, но он не 100%-ный.

Учёные сейчас изучают данную проблему более детально, чтобы в будущем как можно точнее высчитывать шансы на рождение больных детей. Ну а чтобы их снизить, нужно знать точные причины возникновения УО.

Происхождение названия. Медицинский термин «олигофрения» восходит к двум греческим словам: «oligos», что значит «малый» и «phrēn» — переводится как «ум».

Симптомы умственной отсталости у детей

Олигофрения в стадии дебильности – это контингент для спецсадов и спецшкол

  1. Нарушения познавательной деятельности. При олигофрении дети не способны устанавливать причинно-следственные связи. Из-за этого они не могут понять даже простые процессы. Люди с такой патологией реагируют на конкретный раздражитель, поэтому могут показаться окружающим грубыми и злыми. Но стоит понимать, что они не способны увидеть всю ситуацию и воспринимают только конкретное действие. Также они не могут сдерживать эмоции.
  2. Неумение анализировать и синтезировать информацию. Олигофрен не способен выделить что-то из общего или объединить несколько фактов. Такие люди не могут видеть предмет в связи с окружающим его миром.
  3. Нарушения речи. Даже при правильном обучении речи дети часто повторяют неправильные звукосочетания.
  4. Эмоциональные нарушения. Люди с описываемой патологией не способны сопоставить значимость определенного события и соответствующую ему эмоцию. При воздействии незначительного раздражителя они могут заплакать или разразиться истерией. При этом во время конфликта могут воспринимать ситуацию совершенно спокойно.

Все описанные симптомы олигофрении можно заметить без проведения диагностики. Часто дети, страдающие олигофренией, имеют нарушения внутренних органов или групп органов.

Умственная отсталость у детей не относится к психическим болезням. Это особое состояние психики диагностируется тогда, когда развитие интеллекта ограничивается низким уровнем функционирования ЦНС (или ниже среднего).

Доказано, что умственно отсталые дети в состоянии развиваться и обучаться лишь до лимита своих биологических возможностей. Это бывает очень сложно принять родственникам ребёнка с умственной отсталостью, особенно его родителям, поэтому они пытаются сделать всё возможное и невозможное, чтобы он был «как все дети».

Первичные проявления умственной недостаточности у детей обычно включают в себя такие симптомы и признаки как: отставание интеллекта, инфантильное поведение, недостаточные навыки по самообслуживанию.

Такое отставание становится очень заметным к дошкольному возрасту. Однако при лёгкой умственной отсталости такие симптомы могут не проявиться до школьного возраста.

Намного раньше отсталость интеллекта диагностируется при наличии умеренной и тяжёлой степени этого нарушения, а также тогда, когда отсталость умственного развития сочетается с дефектами развития и физическими пороками.

Среди детей дошкольного возраста явным признаком является наличие сниженного уровня IQ в сочетании с ограниченностью проявления адаптивных навыков поведения.

Хотя индивидуальные особенности этого нарушения могут меняться, чаще у детей с недостаточностью интеллекта отмечается скорее постепенный прогресс, а не полная остановка развития.

Иногда эти дети, помимо задержки развития интеллекта, страдают ДЦП либо иными двигательными нарушениями. Помимо этого, у таких детей часто наблюдается потеря слуха, задержка развития речи.

Эти сенсорные и двигательные расстройства являются не причинами умственной недостаточности, а скорее её следствием. По мере развития у ряда детей развиваются признаки тревоги или же депрессии, когда их отвергают сверстники, а также когда их волнует осознание своей ущербности своего отличия от окружающих людей.

Существуют инклюзивные программы, позволяющие включать интеллектуально отсталых детей в школьное обучение и полноценное общение. Эти программы не только способствуют интеграции в социум, но и минимизируют отрицательные эмоциональные реакции.

Самой частой причиной обращения к врачам родителей детей с нарушенным интеллектуальным развитием являются поведенческие проблемы. Детские поведенческие нарушения при отсталости интеллекта обычно носят ситуационный характер, всегда можно найти то, что провоцирует такое поведение.

Примером таких провокационных факторов могут быть социально безответственное поведение, плохая дисциплина, нарушение коммуникации, поощрение неправильного поведения.

Помимо этих факторов, на поведение умственно отсталых детей может сильно влиять дискомфорт, возникающий вследствие физических нарушений и психических расстройств.

Широко известна классификация умственной недостаточности детей, предложенная детским психиатром Е. И. Богдановой. Диагнозу «Отсталость интеллекта» обязательно должны соответствовать такие симптомы:

  1. Низкий либо ниже среднего интеллектуальный уровень;
  2. Системное недоразвитие речевых навыков;
  3. Некритичное, конкретное мышление;
  4. Некоторые нарушения восприятия;
  5. Разнообразные нарушения внимания;
  6. Плохая продуктивность памяти;
  7. Нарушение эмоционально-волевой сферы;
  8. Недоразвитие всех интересов.

Когнитивные функции головного мозга – это то, что позволяет человеку успешно учиться, работать и жить в современном мире. К сожалению, симптомы умственной отсталости у детей, которые все чаще диагностируются в первый год жизни, могут поставить под удар нормальное существование человека.

Инвалидность, связанная с недостаточным психическо-эмоциональным или интеллектуальным развитием ребенка, всегда протекает тяжело как для него самого, так и для окружающих его родных или близких.

Знание того, как определить отставание в развитии ребенка и его умственную неполноценность, поможет любому родителю вовремя обратиться за помощью к врачам и начать непростой пусть реабилитации и адаптации.

Клиническая картина олигофрении у ребёнка тесно взаимосвязана с расстройствами его психики. Она включает в себя нарушения речи, сознательной деятельности, эмоций, познания и обобщения. Характерные симптомы проявляют себя в разные периоды жизни.

  • ненормальное строение головы, лица, тела;
  • патологии внутренних органов;
  • признаки фенилкетонурии: кислый запах от мочи и самого новорождённого, бледность кожи, неестественно светло-голубой цвет глаз, вялость, судороги, отсутствие элементарных реакций, мышечная слабость;
  • недержание головы;
  • отсутствие предречевого лепета;
  • неумение сидеть, ползать, вставать.
  • отставание в физическом развитии;
  • расстройства моторики;
  • поздняя и несвязная речь;
  • неустойчивость внимания;
  • эмоциональная нестабильность;
  • расстройства поведения;
  • низкая способность к освоению простейших действий по самообслуживанию (завязать шнурки, почистить зубы, одеться и т. д.).
  • невозможность усвоить обычный курс школьной программы;
  • низкий интеллектуальный уровень IQ;
  • нарушение или полное отсутствие абстрактного мышления;
  • всесторонняя задержка психического развития: интеллекта, памяти, речи, эмоциональной и двигательной сфер, волевых аспектов, способностей к восприятию, концентрации внимания, мышления;
  • скудная, безграмотная речь;
  • рассеянное внимание;
  • отсутствие инициативности;
  • слабая память;
  • неспособность ориентироваться в простейших ситуациях: купить что-то в магазине, одеться по погоде и т. д.;
  • лёгкая внушаемость;
  • неспособность к адекватным решениям;
  • задержка физического развития.

Обнаруженные в раннем возрасте (до года) признаки олигофрении свидетельствуют о тяжёлой форме заболевания. Более лёгкие степени проявляют себя гораздо позже и практически незаметны у грудничков.

Олигофрения у детей: симптомы и признаки

Данные статистики. Как утверждают медики, олигофрены на сегодняшний день составляют не более 3% от населения земного шара.

Существует не одна классификация олигофрении, каждая из которых имеет свои достоинства и недостатки.

До недавнего времени медики различали следующие формы заболевания:

  • олигофрения в стадии дебильности, характеризуется слабо выраженной клинической картиной;
  • олигофрения в степени имбецильности, отличается уже более ярко выраженными и заметными симптомами заболевания;
  • идиотия — крайне выраженная степень.

Однако в последнее время в детской психиатрии всё чаще пользуются иной классификацией, в которой олигофрения распределяется по степени тяжести на основании уровня IQ.

По МКБ-10

Международная классификация болезней десятого пересмотра была проведена в 1989 году. Согласно ей, стадии олигофрении определяются следующим образом.

Это лёгкая степень, соответствует дебильности по предыдущей классификации. IQ = 50-69. У детей наблюдаются физическая неразвитость, плохая память, проблемы с логическим и абстрактным мышлением, неустойчивость внимания, трудности при осуществлении определённых целенаправленных действий, расстройства поведения, эмоциональная нестабильность, большая внушаемость. Диагностируется преимущественно в школьном возрасте.

Это средняя степень, умеренная, незначительно выраженная имбецильность. IQ = 35-50. Отмечаются минимальное самостоятельное мышление, расстройства сна и аппетита, быстрая усталость, раздражительность, отставания в развитии становятся заметными уже в раннем возрасте.

Это тяжёлая степень, значительно выраженная имбецильность. IQ = 20-35. Клиническая картина практически такая же, как у предыдущей формы заболевания, но все нарушения проявляются более ярко.

Это глубокая степень, соответствует идиотии. IQ = меньше 20. Сопровождается отсутствием мыслительных способностей и речи. Диагностируется при рождении или сразу после него.

Так как имеют место значительные повреждения ЦНС, такие дети не реагируют на внешние раздражители, не воспринимают речь, не узнают родителей, не испытывают и не выражают эмоции (отсутствует мимика), не координируют движения, не осязают предметы, не чувствуют вкуса, запаха и даже боли.

Сейчас в большинстве медицинских учреждений диагноз олигофрения ставится детям именно в соответствии с этой классификацией.

М. С. Певзнер на основе клинических и психолого-педагогических исследований смогла определить структуру дефектов при олигофрении и разработать подробную классификацию.

Это качественная типология состояний, выходящая на систему коррекционно-воспитательных и медицинских мероприятий. В 70-х годах XX века учёная выделила следующие виды олигофрении:

  • неосложнённая;
  • сопровождающаяся нарушениями нейродинамики;
  • с нарушениями анализаторов;
  • осложнённая олигофрения с психопатическими формами поведения;
  • с ярко выраженной лобной (умственной) недостаточностью.

Причины

Интеллект всегда формируется генетикой и факторами среды. Дети, у родственников которых имеется отсталость интеллекта, уже изначально подвергаются большому риску возникновения целого ряда нарушений психики.

Исключительно генетическими причинами обуславливается более 50 процентов случаев тяжёлой умственной недостаточности. Но только генетические причины нарушения интеллекта встречаются редко.

Возможные причины детской отсталости в интеллектуальном развитии:

  1. Генетические нервные и метаболические заболевания (кретинизм, фенилкетонурия), хромосомные аномалии;
  2. Поражение плода в утробе матери — врождённые инфекции (цитомегаловирус, краснуха, ВИЧ), воздействие токсинов и наркотиков (алкогольный синдром), некоторые медикаментозные средства (антиконвульсанты), химиотерапия, радиация;
  3. Сильная недоношенность плода;
  4. Нарушения родового процесса (наложение щипцов, асфиксии, многоплодная беременность, родовая травма);
  5. Гипоксия мозга, травмы головы, инфекции, поражающие ЦНС (нейроэнцефалопатия);
  6. Психическая и эмоциональная депривация, соц-пед. запущенность, недостаточное питание.
  7. Умственная недостаточность неясной этиологии.

Существует множество причин развития описываемой патологии. Их стоит разделить на 3 группы:

  • внутренние;
  • внешние;
  • смешанные.

1 Причины олигофрении внутреннего характера – наследственные заболевания, хромосомные нарушения и патологии обмена веществ.

Среди заболеваний, которые способствуют развитию олигофрении, стоит отметить болезнь Дауна и синдром Клайнфельтера.

2 К причинам внешнего характера относят внутриутробные инфекции и иммуноконфликт крови, когда группа крови матери и ребенка не совпадают.

Также причиной могут стать повреждения головы ребенка, полученные во время родов. В некоторых случаях олигофрения развивается из-за алкоголизма матери.

3 Причины смешанного характера – это совокупность описанных выше причин, влияющих на развитие мозга ребенка. Именно из-за таких причин развиваются более тяжелые формы заболевания.

Иванов Олег Иванович, г. Москва, Городская клиническая психиатрическая больница №15, психиатр

Многие родители детей с олигофренией интересуются: есть ли риск, что другие дети будут страдать такой патологией.

Чтобы точно ответить на такой вопрос, нужно знать точную причину олигофрении у конкретного ребенка. Но как правило, вероятность мала.

https://www.youtube.com/watch{q}v=EnslquNHhZA

Чтобы понять, что такое олигофрения, стоит узнать о признаках, по которым можно определить это заболевание.

К причинам заболевания приводят генетические изменения; внутриутробное поражение плода ионизирующим излучением, инфекционное или химическое поражение;

Причины олигофрении могут быть вызваны травмой головы, инфекциями центральной нервной системы, гипоксией головного мозга. Не последнюю роль играет педагогическая запущенность в неблагополучных семьях. Иногда умственная отсталость остается невыясненной этиологии.

Генетические изменения могут спровоцировать олигофрению, и по статистике до половины случаев преподает на эту причину.

Основные типы генных нарушений, ведущих к олигофрении, включают хромосомные аномалии (делеция, анеуплоидия, дупликация). К хромосомным аномалиям также относится синдром Дауна (трисомия хромосомы 21), синдром Прадера-Вилли, синдром Ангельмана, а также синдром Вильямса.

Причины умственной отсталости могут быть спровоцированы дисфункцией отдельных генов, а также числом мутаций генов в которых степень превышает 1000.

В психиатрии причины олигофрении делят на несколько групп.

Наследственные причины детской олигофрении составляют 70% всех патологий. К ним относятся хромосомные нарушения и генные аномалии:

  • синдром Дауна (лишняя хромосома № 21);
  • синдром Патау (лишняя хромосома № 13);
  • синдром фрагильной хромосомы (диагноз Х-сцепленного слабоумия у мальчиков, синдрома Ретта у девочек);
  • синдром Вольфа-Хиршхорна (аномалия хромосомы 4p);
  • синдром кошачьего крика (патология хромосомы 5p);
  • синдром Альфи (проблемы с хромосомой 9p);
  • синдром Прадера-Вилли (дефект хромосомы 15р).

Все эти синдромы характеризуются ярко выраженной олигофренией у детей. Структуры головного мозга повреждаются вследствие хромосомных дефектов. К этой же группе относятся наследственные расстройства метаболизма:

  • неонатальный тиреотоксикоз — дефицит йода;
  • фенилпировиноградная олигофрения — нарушенный обмен фенилаланина (незаменимой аминокислоты);
  • гипераргининемия — недостаточность фермента, расщепляющего аргинин;
  • нейрональный цероид-липофусциноз — дефицит трипептидил пептидазы (лизосомального фермента).

Это наследственные формы олигофрении, о которых родители должны знать и иметь в виду, что они могут передать их своим детям.

Антенатальными причинами олигофрении называют патогенные факторы, которые негативно воздействуют на плод во время его внутриутробного развития. Это могут быть:

  • хроническая внутриутробная гипоксия;
  • плацентарная недостаточность;
  • инфекции, перенесённые женщиной во время беременности: сифилис, герпес, токсоплазмоз, цитомегаловирус;
  • рубеолярная олигофрения — следствие краснухи, которой переболела мать, вынашивая малыша;
  • токсическое отравление свинцом, парами ртути, пестицидами, фенолом;
  • алкоголизм;
  • лекарственные средства: антибиотики, аспирин, варфарин, изотретиноин;
  • радиация;
  • преждевременные роды;
  • преэклампсия.

Чтобы снизить риск рождения ребёнка, больного олигофренией, женщине следует поберечь себя и своё здоровье в период беременности, так как группа антенатальных причин УО достаточно обширна.

Нередко олигофрения становится следствием факторов, которые случаются во время родов или на протяжении первых двух лет жизни ребёнка. Они носят название постнатальных причин. К ним относятся:

  • острая асфиксия на момент родов;
  • родовая черепно-мозговая травма у ребёнка при наложении щипцов или применения вакуум-экстрактора;
  • иммунная несовместимость матери и ребёнка по резус-фактору;
  • бактериально-вирусное поражение головного мозга при менингите или энцефалите;
  • опухоли и травмы черепа;
  • тяжёлое течение скарлатины, кори, перенесённых до 3 лет.

Таковы причины возникновения олигофрении, известные медикам. Если наследственные предупредить практически невозможно, то антенатальные и постнатальные факторы во многом зависят от образа жизни и здоровья матери во время беременности, течения родов и инфекций первых двух лет жизни малыша.

Зная об этом, молодые родители должны сделать всё, чтобы не допустить такого течения событий. А если это всё-таки случилось, необходимо своевременно распознать болезнь и сделать всё, чтобы облегчить состояние ребёнка.

Синонимия. У олигофрении много других названий — малоумие, слабоумие, умственная отсталость, олигопсихия.

Ребенок с синдромом Дауна у мамы на руках

Хромосомные нарушения чаще всего становятся причиной развития олигофрении

  1. Наследственность (70% всех случаев), хромосомные нарушения, генные аномалии: синдромы Патау, Вольфа-Хиршхорна, Дауна, фрагильной хромосомы, Прадера-Вилли, кошачьего крика, Альфи.
ПОДРОБНЕЕ:   Цитология шейки матки - что это такое, расшифровка

Также сюда относят:

  • наследственные нарушения обменных процессов в организме;
  • нарушение обмена фенилаланина;
  • неонатальный тиреотоксикоз, который развивается вследствие дефицита йода;
  • гипераргининемия.
  1. Антенатальные причины:
  • токсическое отравление фенолом или свинцом;
  • гипоксия во внутриутробном развитии;
  • инфекции во время беременности;
  • плацентарная недостаточность;
  • преждевременные роды;
  • алкоголизм;
  • прием антибиотиков и некоторых медикаментов, в частности аспирина, во время беременности;
  • влияние радиации;
  • преэклампсия.
  1. Постнатальные причины:
  • асфиксия в момент родов;
  • ЧМТ при родовой деятельности вследствие наложения щипцов;
  • иммунная несовместимость ребенка с матерью (резус-фактор);
  • опухоль в мозгу;
  • менингит при рождении или энцефалит;
  • травма черепа;
  • осложнение скарлатины или кори, перенесенной до трехлетнего возраста.

Признаки интеллектуального отставания у детей после 1 года

Для детей с

характерны сходные проявления и признаки (

). В то же время, выраженность данных нарушений напрямую зависит от степени олигофрении.

Для умственно отсталых детей характерно:

  • нарушение мышления;
  • нарушение концентрации внимания;
  • нарушения познавательной деятельности;
  • нарушения речи;
  • проблемы в общении;
  • нарушения зрения;
  • нарушения слуха;
  • нарушения сенсорного развития;
  • нарушения памяти;
  • двигательные нарушения (нарушения моторики);
  • нарушения психических функций;
  • нарушения поведения;
  • нарушения эмоционально-волевой сферы.

Нарушение умственного развития является основным симптомом олигофрении. Проявляется это в неспособности нормально мыслить, принимать правильные решения, делать выводы из полученной информации и так далее.

Нарушения умственного развития и мышления при олигофрении характеризуются:

  • Нарушением восприятия информации. При легкой степени заболевания восприятие информации (зрительной, письменной или речевой) происходит гораздо медленнее, чем в норме. Также ребенку нужно больше времени для «осмысливания» полученных данных. При умеренной олигофрении данное явление еще более выражено. Даже если ребенок может воспринимать какую-либо информацию, он не может анализировать ее, вследствие чего способность к самостоятельной деятельности у него ограничена. При тяжелой олигофрении часто наблюдается поражение чувствительных органов (глаз, уха). Такие дети не могут воспринимать определенную информацию вообще. Если же эти органы чувств работают, воспринимаемые ребенком данные не анализируются им. Он может не различать цвета, не узнавать предметы по их очертаниям, не различать голоса близких и чужих людей и так далее.
  • Неспособностью к обобщению. Дети не могут выявить связь между схожими предметами, не могут делать выводы из полученных данных или выделять мелкие детали в каком-либо общем потоке информации. При легкой форме заболевания это выражено незначительно, в то время как при умеренной олигофрении дети с трудом учатся раскладывать одежду по группам, выделять животных среди набора картинок и так далее. При тяжелой форме заболевания способность как-либо связывать предметы или ассоциировать их между собой может вовсе отсутствовать.
  • Нарушением абстрактного мышления. Все услышанное или увиденное дети понимают буквально. Они не обладают чувством юмора, не могут понимать смысл «крылатых» выражений, пословиц или сарказма.
  • Нарушением последовательности мышления. Наиболее выражено это при попытке выполнить какое-либо задание, состоящие из нескольких этапов (например, достать чашку из шкафа, поставить ее на стол и налить в нее воды из кувшина). Для ребенка с тяжелой формой олигофрении данная задача будет невыполнима (он может брать чашку, ставить ее на место, несколько раз подходить к кувшину и брать его в руки, однако связать данные предметы он не сможет). В то же время, при умеренных и легких формах заболевания интенсивные и регулярные обучающие занятия могут способствовать развитию последовательного мышления, что позволит детям выполнять простые и даже более сложные задачи.
  • Замедленным мышлением. Чтобы ответить на простейший вопрос (например, сколько ему лет), ребенок с легкой формой заболевания может думать над ответом в течение нескольких десятков секунд, однако в конечном итоге обычно дает правильный ответ. При умеренно выраженной олигофрении ребенок также будет думать над вопросом очень долго, однако ответ может быть бессмысленным, не связанным с вопросом. При тяжелой форме заболевания ответ от ребенка можно не получить вовсе.
  • Неспособностью мыслить критично. Дети не отдают себе отчета в своих действиях, не могут оценивать важность своих поступков и их возможные последствия.

Для детей с легкой степенью олигофрении характерно снижение интереса к окружающим их предметам, вещам и событиям. Они не стремятся узнавать что-то новое, а при обучении быстро забывают полученную (

) информацию. В то же время, правильно проводимые занятия и специальные обучающие программы позволяют им обучаться простым профессиям. При умеренно выраженной и тяжелой умственной отсталости дети могут решать простые задачи, однако новую информацию они запоминают крайне тяжело и только если с ними занимаются в течение длительного времени. Сами они не проявляют никакой инициативы для изучения чего-то нового.

У всех детей с олигофренией отмечается снижение способности концентрировать внимание, что обусловлено нарушением активности

При легкой степени умственной отсталости ребенку трудно усидеть на месте, в течение длительного времени заниматься одним и тем же делом (например, они не могут читать книгу в течение нескольких минут подряд, а после прочтения не могут пересказать, о чем была речь в книге).

В то же время, может отмечаться абсолютно противоположное явление – при изучении какого-либо предмета (ситуации) ребенок чрезмерно концентрирует внимание на его мельчайших деталях, при этом, не оценивая предмет (ситуацию) в целом.

trusted-source

При умеренно выраженной олигофрении привлечь внимание ребенка крайне сложно. Если же это удается сделать, через несколько секунд ребенок вновь отвлекается, переключаясь на другое занятие.

При тяжелой форме заболевания привлечь внимание пациента не удается вообще (лишь в исключительных случаях ребенок может реагировать на какие-либо яркие предметы или громкие, необычные звуки).

Нарушения речи могут быть связаны с функциональным недоразвитием головного мозга (

). В то же время, при умеренно выраженной и глубокой олигофрении может наблюдаться органическое поражение речевого аппарата, что также будет создавать определенные проблемы в общении.

Нарушение речи у детей с умственной отсталостью характеризуется:

  • Немотой. При легкой форме заболевания полная немота встречается относительно редко, обычно при отсутствии необходимых коррекционных программ и занятий. При имбецильности (умеренно выраженной олигофрении) немота может быть связана с поражением речевого аппарата или с нарушениями слуха (если ребенок глухой, он также не сможет заучивать слова и произносить их). При глубокой умственной отсталости дети обычно не могут разговаривать. Вместо слов они произносят непонятные звуки. Если даже им удается выучить несколько слов, правильно использовать их они не в состоянии.
  • Дислалией. Характеризуется нарушением речи, заключающимся в неправильном произношении звуков. При этом некоторые звуки дети могут не произносить вообще.
  • Заиканием. Характерно для олигофрении легкой и умеренной степени выраженности.
  • Отсутствием выразительности речи. При легкой форме заболевания данный недостаток может быть устранен с помощью занятий, в то время как при более тяжелых формах это сделать невозможно.
  • Нарушением контроля громкости речи. Это может наблюдаться при нарушениях слуха. В норме, когда человек говорит и слышит свою речь, он автоматически контролирует ее громкость. Если олигофрен не слышит произносимых им слов, его речь будет слишком громкой.
  • Сложностями при построении длинных фраз. Начав говорить одно, ребенок может сразу переключиться на другое явление или предмет, в результате чего его речь будет бессмысленной и непонятной для окружающих.

Нарушения зрения

При легкой и умеренно выраженной форме заболевания зрительный анализатор обычно развит нормально. В то же время, из-за нарушения мыслительных процессов ребенок может не различать определенные цвета (

Выраженные нарушения зрения могут наблюдаться при глубокой олигофрении, которая часто сочетается с дефектами развития зрительного анализатора. При этом ребенок может не различать цвета, видеть предметы искаженными или вовсе быть слепым.

Также стоит отметить, что нарушения зрения (косоглазие, слепота и так далее) могут быть связаны с основным заболеванием, являющимся причиной умственной отсталости (например, при наследственном синдроме Барде-Бидля, при котором дети могут рождаться уже слепыми).

– это несуществующие изображения, образы, звуки или ощущения, которые видит, слышит или чувствует пациент. Для него они кажутся реалистичными и правдоподобными, хотя на самом деле это не так.

Для классического течения умственной отсталости развитие галлюцинаций не характерно. В то же время, при сочетании олигофрении с шизофренией могут появиться характерные для последнего заболевания признаки, в том числе и галлюцинации.

Также данный симптом может наблюдаться при психозах, при выраженном умственном или физическом переутомлении и при употреблении каких-либо токсических веществ (алкогольных напитков, наркотиков) даже в минимальных количествах.

Последнее явление обусловлено неполноценным развитием центральной нервной системы и головного мозга в частности, вследствие чего даже ничтожно малое количество алкоголя может вызвать у пациента зрительные галлюцинации и другие расстройства психики.

Расстройства слуха могут наблюдаться при любой степени олигофрении. Причиной этого могут быть органические поражения слухового аппарата (

). Также повреждение слухового анализатора может наблюдаться при

, при некоторых генетических синдромах и так далее.

Развитие и обучение глухого умственно отсталого ребенка протекает еще более медленно, так как он не может воспринимать речь окружающих его людей. При полной глухоте дети, как правило, не могут и разговаривать (не слыша речь, они не могут ее повторять), вследствие чего даже при легкой форме заболевания они выражают свои эмоции и чувства лишь своеобразным мычанием и криками.

При частичной глухоте или глухоте на одно ухо дети могут обучаться речи, однако во время разговора они могут неправильно произносить слова или говорить слишком громко, что также связано с неполноценностью слухового анализатора.

Сенсорное развитие – это способность ребенка воспринимать окружающий его мир с помощью различных органов чувств (

  • Характерные морфологические признаки наследственных синдромов (эпикант глаз, одна борозда на ладони при синдроме Дауна; «лицо эльфа», пороки сердца и крупных магистральных сосудов при синдроме Вильямса; характерные складки шеи при синдроме Шерешевского-Тернера и др.).
  • Психическая заторможенность – неадекватная реакция на кормление, спонтанная (без видимой причины) перемена эмоций и т.д.
  • Отсутствие «контакта глаз» и следящего движения ими по достижении младенцем возраста старше 4 месяцев.
  • Сохранность врожденных рефлексов и их спонтанное возникновение.
  • Судорожные припадки.
  • Отсутствие попыток ползать и садиться.
  • Отсутствие у малыша попыток звукоподражания взрослым («гуления»).
  • Явления самоповреждения.
  • Нарушение речевого развития и способности к коммуникации со взрослыми и сверстниками. Довольно бедный словарный запас. Зачастую такие дети с трудом обучаются письму и чтению.
  • Несдержанное, порой агрессивное поведение, возникающее спонтанно или как неадекватная реакция на окружающий мир.
  • Психолого-педагогическая характеристика детей с умственной отсталостью в дошкольный период указывает на их способность с трудом овладевать новой информацией, выявляются нарушения самообслуживания. Почти в 50% случаев имеют место признаки нарушения психики, требующие консультации соответствующих специалистов.
  • Характеристика тестов для оценки интеллектуального уровня, способности к логическому и ассоциативному мышлению выявляют наличие различной степени умственной недостаточности.
  • Агрессивность к себе или окружающим, несвязанная с явными причинами.

Степени олигофрении

I Идиотия. Эта степень патологии является самой тяжелой. При идиотии человек не способен научиться разговаривать и ухаживать за собой. Такие люди являются эмоционально ограниченными и нуждаются в особых условиях содержания.

II Имбецильность. Эта степень олигофрении характеризуется примитивностью мышления и отсутствием инициативности. Люди с такой патологией могут понимать простую речь и произносить короткие фразы.

Их можно научить счету и письму. Но стоит помнить, что такие люди нуждаются в постоянном наблюдении. Для пациентов, страдающих имбецильностью, создаются специальные медицинские учреждения и школы.

III Олигофрения в степени дебильности. Таким термином называется легкая степень олигофрении, при которой наблюдается неумение абстрактно мыслить и воспринимать сложные понятия.

Олигофрения у детей: симптомы и признаки

Распознается такое заболевание примерно к 10 годам жизни.

Если наблюдается олигофрения в стадии дебильности, дети являются замкнутыми. У них может наблюдаться рассеянность внимания и неадекватное поведение.

Легкая степень олигофрении характеризуется возможностью овладевать речью и способностью ухаживать за собой. Обычно дебильность начинает проявляться только после поступления ребенка в школу, когда приходится запоминать информацию.

Одна и та же причина может вызвать у людей различную степень олигофрении. В настоящее время по МКБ-10 отмечают 4 степени олигофрении.

Глубокая — идиотия. IQ < 20

Тяжёлая — имбецильность, тяжёлая умственная. IQ 20—34.

Умеренная — имбецильность. IQ 35—49.

Лёгкая — дебильность. IQ 50—69.

Олигофрения у детей: симптомы и признаки

Всестороннее изучение недуга позволило специалистам составить его классификацию по степеням. Каждая форма получила свое название и подробное описание признаков.

Легкая, средняя и тяжелая умственная отсталость у детей проявляются с различной интенсивностью и в процентном соотношении не выражается. Рассмотрим классификационные характеристики видов недуга:

  • незначительный уклон интеллекта от нормы;
  • обладания навыками самообслуживания, принятия пищи, общения;
  • проявляется замкнутость, нелепость поведения;
  • плохо усваивается программа начальной школы;
  • физические и сенсорные дефекты проявляются редко;
  • отличие становится заметным с возрастом.
  • сильные нарушения речи, моторики, восприятия;
  • обучаемость некоторым приемам самообслуживания, но без контроля взрослых оставлять нельзя;
  • исключается обучение в общеобразовательной школе, в домашних условиях можно научить простейшему счету, чтению и письму (см. также: слоговая таблица скоростного чтения для улучшения речи у детей).
  • выраженная отсталость интеллекта, значительные нарушения речи и двигательных процессов, неумение ориентироваться в пространстве и действовать без помощи родителей;
  • можно обучить простейшим бытовым навыкам, но при постоянном контроле взрослых.
  • абсолютная невозможность обучения ребенка чему-либо:
  • речь представляет собой невнятные звуков, серьезная двигательная неповоротливость, нет реакции на прямое обращение;
  • сидение в одной позе с раскачиванием в стороны на протяжении длительного времени;
  • полное отсутствие способностей к самообслуживанию, передвижению, показано содержание в специальных учреждениях.

Тяжесть нарушений интеллекта детей может сильно различаться. Классическая психиатрическая классификация выделяет три степени отсталости интеллекта (перечислено по мере усугубления состояния): степень дебильности, степень имбецильности, степень идиотии.

МКБ-10 насчитывает не три, а четыре степени отсталости интеллекта у детей:

  • лёгкая дебильность — уровень IQ от 50 до 69 пунктов;
  • умеренная имбецильность — уровень IQ от 35 до 49 пунктов;
  • тяжёлая имбецильность — уровень IQ от 20 до 34 пунктов;
  • глубокая идиотия — уровень IQ менее 20 пунктов.

К сожалению, умственная отсталость у детей никак не лечится. Иногда, если нет особых противопоказаний, врачи назначают стимулирующие лекарства, однако эффект от такой терапии возможен лишь в границах биологических возможностей каждого отдельного ребёнка.

Поэтому процесс развития и адаптация в социуме интеллектуально отсталых детей почти зависит от верно подобранной системы коррекции, обучения и воспитания.

Форма Симптоматика
Легкая степень или дебильность
  • незначительный уклон интеллекта от нормы;
  • обладания навыками самообслуживания, принятия пищи, общения;
  • проявляется замкнутость, нелепость поведения;
  • плохо усваивается программа начальной школы;
  • физические и сенсорные дефекты проявляются редко;
  • отличие становится заметным с возрастом.
Умеренная – имбецильность
Тяжелая форма имбецильности
  • выраженная отсталость интеллекта, значительные нарушения речи и двигательных процессов, неумение ориентироваться в пространстве и действовать без помощи родителей (см. также: недоразвитие речи у детей);
  • можно обучить простейшим бытовым навыкам, но при постоянном контроле взрослых.
Глубокая степень или идиотия
  • абсолютная невозможность обучения ребенка чему-либо:
  • речь представляет собой невнятные звуков, серьезная двигательная неповоротливость, нет реакции на прямое обращение;
  • сидение в одной позе с раскачиванием в стороны на протяжении длительного времени;
  • полное отсутствие способностей к самообслуживанию, передвижению, показано содержание в специальных учреждениях.

Диагностика

Определить, есть ли задержка умственного развития, можно в возрасте, когда ребенок приступает к освоению речевых и двигательных навыков. Специалисты тщательно подходят к обследованию, чтобы поставленный диагноз был максимально точным и не смог негативно повлиять на будущее маленького человечка.

Диагностика интеллекта ребенка
Определение умственной отсталости проводится в более взрослом возрасте — ближе к 3 годам и старше

Диагностирование проводится психологами и психиатрами. Разработаны специальные тесты, направленные на определение уровня развития и установление интеллектуальных способностей.

Делая выводы по задержке умственного развития, специалисты учитывают такие факторы как недостаток функций двигательного аппарата, наличие языкового барьера, культурные особенности, расстройства, связанные со зрением, речью, слухом, перенесенные в младенческом периоде болезни.

Болезнь может вызвать дополнительные психические расстройства и соматические недуги, отражающиеся на поведении умственно отсталых детей. Диагноз умственно отсталым детям ставится на основании стандартных тестов и характерных для конкретного заболевания симптомов.

Обнаружив недуг, врач обязан выяснить его причины, чтобы выстроить прогноз на динамику развития ребенка. Родителям могут быть даны программы по обучению и консультации по поведению и общению.

Чтоб с точностью установить наличие олигофрении, необходимо проведение специальных тестов (психологических). Врач оценит умственное и речевое развитие ребенка, словарный запас, отметит, как им воспринимаются окружающие, наличие абстрактного мышления.

ПОДРОБНЕЕ:   Рак щитовидной железы – первые признаки, причины и лечение рака щитовидной железы

Важно, что данная методика подходит только деткам, начиная с 3 лет. Если заболевание подозревают у ребенка помладше, то используются следующие способы исследования:

  • МРТ головного мозга;
  • исследование кариотипа;
  • генетические тесты;
  • оценка памяти малыша;
  • скрининг крови на фенилкетонурию и гипотиреоз;
  • энцефалография;
  • пробы врожденных инфекций;
  • комплексное обследование.

Подтверждение диагноза интеллектуальной отсталости определяет всю дальнейшую жизнь, поэтому обследование надо проводить очень тщательно. Психическая задержка явно очевидна в том возрасте, когда ребёнок обучается рече-двигательными навыками.

Обычно такое обучение происходит к третьему году жизни. Умственно неполноценные дети позже начинают держать головку, позднее учатся сидеть, ползать, гулить и лепетать.

У них также отмечается позднее произнесение фраз и слов. Эмоциональная реакция умственно отсталых детей очень импульсивна, они обычно впадают в крайности, все их побуждения обычно примитивны или бесцельны. Конкретное мышление всегда и везде преобладает у них над абстрактным.

При любом подозрении на отставание интеллекта у детей, психиатры или психологи оценивают их психологическое развитие, а также уровень интеллекта. Стандартные тесты на интеллект могут с достаточной долей вероятности диагностировать интеллектуальные способности, но первичный результат всегда надо подвергать сомнению, поскольку надо всегда учитывать вероятность ошибки.

Родители и сами могут провести тестирование психического развития своего ребёнка посредством тестов, используя специальные опросники для родителей. Однако стандартизованные тесты определения интеллекта могут проводиться лишь квалифицированным психотерапевтом. Оценку развития психики желательно проводить при первых же подозрениях.

Умственная недостаточность — задержка либо недостаточное развитие психики, для которого характерно нарушение интеллектуальных способностей общего уровня.

Наличие других болезней — умственная отсталость у детей может сочетаться с любым соматическим либо психическим расстройством.

Адаптивное поведение — всегда является нарушенным, однако в ситуациях хорошей социальной поддержки нарушения у детей могут быть неявными.

Коэффициент IQ — всегда должен учитывать культурные особенности.

В раннем возрасте проводится ещё оценка зрения и слуха детей, а также специальное обследование на интоксикации.

Существует определённая база для диагностики олигофрении. Причём в раннем и дошкольном возрасте определить заболевание сложно, если это не ярко выраженный наследственный синдром, узнаваемый по внешним признакам. К основным диагностическим мероприятиям относятся:

  • изучение анамнеза и информации о беременности и родах;
  • тест на олигофрению по Векслеру (есть версия WAIS, специально разработанная для дошкольников от 5 лет);
  • оценка уровня коммуникабельности и адаптационного поведения с помощью рейтинговой шкалы;
  • проверка умения складывать ребёнком кубики;
  • определение словарного запаса.

Нередко родители интересуются, какие анализы сдают дети при подозрении на олигофрению. Подтвердить или опровергнуть диагноз нередко помогают следующие методики лабораторных исследований:

  • сразу несколько анализов крови: общий, на ферменты, биохимический, на RW, токсоплазму, Anti-HSV-IgМ, CMV;
  • анализ мочи на уровень аминокислот;
  • генетическое тестирование.

Во многих странах мира диагностика данного заболевания проводится согласно руководству, разработанному Американской психиатрической ассоциацией. В нём указываются основные критерии олигофрении:

  • дефицит умственных способностей;
  • существенные ограничения адаптивного поведения;
  • доказательства, что ограничение интеллекта проявилось в детском или подростковом возрасте.

Что же делать родителям, если ребёнку поставили такой диагноз{q} Не опускать руки и сделать всё возможное, чтобы облегчить его существование и помочь ему адаптироваться в окружающем мире.

Диагностируется описываемое заболевание несколькими способами:

  • анализ жалоб;
  • осмотр ребенка психиатром;
  • проведение магнитно-резонансной и компьютерной томографии.

При анализе жалоб происходит учет множества факторов. Например, учитывается возраст, в котором проявились первые признаки олигофрении.

Также во время диагностики врач узнает, как проходила беременность. Часто на ребенка может повлиять недостаточное питание или инфекционные болезни. Кроме этого учитываются такие факторы, как питание ребенка и заболеваемость.

Во время беседы с ребенком, психиатр анализирует его способности и уровень его общения. Также оцениваются отношения с родителями и другими родственниками.

Анисимов Андрей Аркадьевич, г. Екатеринбург, Свердловская областная клиническая психиатрическая больница, психотерапевт, психиатр-нарколог

Родителям нужно помнить, что ребенок с олигофренией пугается смены обстановки. Такие дети ведут себя странно, к этому тоже нужно быть готовыми.

Некоторые поступки могут быть даже асоциальными, но это всего лишь попытки привлечь внимание.

Компьютерная и магнитно-резонансная томография позволяют изучить строение головного мозга, и определить признаки его повреждения.

А. Умственная отсталость, проявляющаяся в состоянии задержанного, а также неполного развития психики, для которого характерно нарушение способностей, не развивающихся в период созревания и не дотягивающих до общего уровня интеллекта, включающих речевые, когнитивные, моторные, а также специальные способности.

В. Умственная отсталость, развивающаяся в комплексе с любыми другими психическими, а также соматическими расстройствами или возникающая самостоятельно.

С. Нарушенное адаптивное поведение, однако при благоприятных социальных условиях, когда обеспечивается поддержка, все эти нарушения при лёгкой степени умственной отсталости вовсе не имеют явного течения.

D. Измерение IQ осуществляется с учётом непосредственно кросс-культуральных особенностей.

E. Определение выраженности поведенческих нарушений при условии, если нет сопутствующих (психических) расстройств.

Классификация по Е. И. Богдановой

1 — снижение интеллекта

2 — общее системное недоразвитие речи

3 — нарушение внимания (трудность распределения, неустойчивость, переключаемость)

4 — нарушение восприятия (фрагментарность, замедленность, снижение объёма восприятия)

5 — некритичность мышления, конкретность

6 — малопродуктивность памяти

7 — недоразвитие познавательных интересов

8 — нарушения в эмоционально-волевой сфере (неустойчивость эмоций, малодифференцированность, их неадекватность)

Трудности в диагностике олигофрении возникают при необходимости отграничений от рано начавшихся проявлений шизофрении. Больные шизофренией, в отличие от олигофренов, имеют частичную задержку в развитии, поэтому в клинической картине фиксируются проявления, свойственные эндогенному процессу — аутизм, кататонические симптомы, патологическое фантазирование.

Диагностика умственной отсталости, определение ее степени и клинической формы – это сложный и длительный процесс, требующий всестороннего обследования ребенка и выполнения различных диагностических исследований.

Так как умственная отсталость характеризуется преимущественным нарушением мыслительных процессов и психоэмоционального состояния больного, диагностикой данной патологии и лечением детей с олигофренией должен заниматься

. Именно он может оценивать степень заболевания, назначать лечение и контролировать его эффективность, а также определять, представляет ли человек опасность для окружающих, подбирать оптимальные коррекционные программы и так далее.

В то же время, стоит отметить, что практически в 100% случаев у олигофренов имеются не только психические, но и другие нарушения (неврологические, поражения органов чувств и так далее).

В связи с этим врач-психиатр никогда не лечит больного ребенка самостоятельно, а постоянно направляет его на консультации к специалистам из других областей медицины, которые помогают ему подобрать наиболее адекватное лечение, подходящее для каждого конкретного случая.

Атипичные формы олигофрении

Как это часто бывает при любой попытке систематизировать значительный объем сходных по проявлению, но отличающихся по этиологии явлений, сложнее всего – выбрать единый критерий классификации, что в медицине особенно важно.

Очевидно, именно отсутствием общих взглядов на принципы систематизации можно объяснить многовариантность, которую имеет классификация форм олигофрении.

Еще автор термина «олигофрения» немецкий психиатр Эмиль Крепелин (1856-1926) считал, что при классификации психических болезней необходимо учитывать их этиологию (в первую очередь, патологические изменения структур головного мозга), характерные признаки и типичную клиническую картину.

Попыток классифицировать формы умственной отсталости было немало, но в итоге критерием стала масштабность имеющегося умственно-психического недоразвития (в более мягкой формулировке дефекта интеллекта).

Традиционные формы олигофрении дебильность, имбецильность и идиотия в Международной классификации болезней редакции 2010 года не фигурируют: их решили убрать, так как данные медицинские термины приобрели уничижительные коннотации (стали употребляться в обиходной речи в качестве определения негативного отношения к личности и ее поступкам).

Согласно положениям, принятым ВОЗ и закрепленным в МКБ-10, в зависимости от степени когнитивной дисфункции олигофрения может быть легкой (F70), умеренной (F71), тяжелой (F72) и глубокой (F73).

Такое разграничение структурирует патологию упрощенно не учитывая многих отличительных характеристик, которые имеют несколько десятков различных форм данного аномального состояния.

Например, в патогенетической классификации умственной отсталости, разработанной в 1960-70-х годах профессором М.С. Певзнер (одной из основательниц клинической дефектологии), главным был принцип соотношения определенных церебральных повреждений и их клинических проявлений.

Выделяемые формы олигофрении по Певзнер:

  • неосложненная форма олигофрении, при которой в эмоционально-волевой сфере пациентов нарушения носят маловыраженный характер;
  • осложненные формы олигофрении (осложнения вызываются нарушением нейродинамических процессов ЦНС, которые могут приводить к избыточной возбудимости, заторможенности или слабости);
  • олигофрения с нарушениями речи, слуха, моторики;
  • олигофрения с проявлениями, подобными психопатиям;
  • олигофрения с явным недоразвитием и недостаточностью коры и подкорковых структур передних долей головного мозга (с чем, собственно, и связано большинство экстрапирамидных расстройств, нарушений интеллекта и психических отклонений).

Формы олигофрении по Сухаревой различаются по этиологии и особенностям воздействия патогенных факторов. На основе многолетних наблюдений клинических проявлений олигофрении у детей профессор Г.Е. Сухарева (детский психиатр, 1891-1981) выделила:

  • олигофрении, вызванные наследственно-генетическими факторами (синдром Дауна, микроцефалия, фенилкетонурия, гаргоилизм и др.);
  • олигофрении, связанные с воздействием целого ряда негативных факторов (вирусы, трепонема, токсоплазма, токсины, иммунологическая несовместимость организмов матери и плода и др.) в период внутриутробного развития;
  • олигофрении, обусловленные послеродовыми факторами (асфиксия, родовые травмы, инфекционно-воспалительные заболевания головного мозга).

все связанные с генными аберрациями синдромы, а также нарушения, затрагивающие процессы обмена веществ, синтез гормонов и выработку ферментов. Соответственно, выделяются и приобретенные (постнатальные) экзогенные формы олигофрении, возникающие при алкоголизме или наркомании матери, после перенесенной во время беременности краснухи (рубеолярная олигофрения), при трансплацентарном заражении плода токсоплазмой, имеющейся у беременной, при дефиците йода и т.д.

Бывают олигофрении смешанной этиологии. Например, микроцефалия, на долю которой приходится более 9% диагнозов умственной отсталости, является эндогенно-экзогенной олигофренией, так как она может быть как генетически обусловленной (истинной), так и вторичной, возникающей из-за воздействия на плод ионизирующего облучения.

А гидроцефалия (водянка головного мозга) может быть следствием внутриутробного поражения плода цитомегаловирусом, а также может развиваться после черепно-мозговой травмы новорожденного, менингита или энцефалита.

[1], [2], [3], [4], [5], [6], [7]

Несмотря на все терминологические новации, характеристика форм олигофрении учитывает те же морфологические особенности, этиологию и клинические проявления.

Легкая форма олигофрении (умственная отсталость в форме дебильности) диагностируется, если:

  • уровень умственного развития по шкале «количества интеллекта» (intelligence quotient или IQ) колеблется в пределах 50-69 по шкале Векслера;
  • речь неразвита и ее лексический диапазон ограничен;

мелкая моторики развита недостаточно, могут быть проблемы с координацией движений, а также различные двигательные расстройства;

  • имеются черепно-лицевые или скелетно-мышечные врожденные дефекты (аномальный рост или размер головы, искаженные пропорции лица и тела и т.д.);
  • способность мыслить абстрактно очень низкая, очевидно преобладание предметного мышления и механического запоминания;
  • оценка, сопоставление и обобщение (предметов, явлений, действий и т.д.) вызывают серьезные затруднения;
  • диапазон эмоций и способов их выражения недостаточный, часто эмоции выражаются в виде аффектов;
  • внушаемость повышена, самостоятельность понижена, самокритичность отсутствует, частые проявления упрямства.

При умеренной форме олигофрении (незначительно выраженной имбецильности) IQ равен 35-49 баллам, а тяжелая форма олигофрении (явно выраженная имбецильность) определяется при IQ на уровне от 34 и ниже (до 20 баллов).

Грань между ними весьма условна при всей очевидности наличия психической патологии. Однако при умеренной форме олигофрении пациенты могут формулировать самые простые фразы, способны освоить элементарные действия, то при тяжелой форме все это уже невозможно.

Следует иметь в виду, что данная степень когнитивной дисфункции (которая диагностируется еще в раннем детстве) приводит отсутствию внимания, а также полной внутренней бесконтрольности поведения (в том числе сексуального) и проявления эмоций.

Поэтому имбецильные больные быстро впадают в состояние психомоторного возбуждения и могут быть агрессивными в отношении окружающих, у них также бывают схожие с эпилепсией припадки.

Для глубокой олигофрении (идиотии) характерны: IQ ниже 20; полное отсутствие способности мыслить, понимать сказанное другими и говорить самим; предельно низкий эмоциональный порог и отсутствие всех видов чувствительности (включая вкусовую, обонятельную и осязательную); атония и ограничение движений рефлекторной жестикуляцией.

[8], [9], [10], [11], [12], [13]

Любое нарушение «стандартной» клинической картины умственной отсталости выливается в так называемые атипичные формы олигофрении.

По мнению психиатров, причины заключаются в многофакторности повреждений структур головного мозга в процессе его внутриутробного развития, при котором не исключается совокупное негативное воздействие как внутренних (генетических), так и внешних факторов.

Атипичной может считаться олигофрения при явной гидроцефалии: у ребенка – на фоне гипертрофированной формы черепа, снижении слуха и косоглазии – может быть хорошая способность к механическому запоминанию.

То, как проявляется «нетипичное слабоумие», во многом зависит от локального фактора – то есть от того, какая структура головного мозга пострадала и насколько критично данное повреждение для функционирования отдельных участков коры, мозжечка и гипофизарно-гипоталамической зоны головного мозга.

В атипичные формы олигофрении специалисты включают эмоциональную и сенсорную депривацию, которой подвергаются дети, помещенные в условия длительной внешней изоляции, или находящиеся в тяжелых семейных условиях (семьи алкоголиков).

Умеренные формы олигофрении (IQ 50-60) почти всегда очевидны в течение первых лет жизни. Эти люди сталкиваются с трудностями в школе, дома, в обществе.

Развитие ребенка

[14], [15], [16], [17], [18], [19], [20]

1 Патологии, которые обусловлены наследственными факторами. К этой группе относят истинную микроцефалию, синдром Рада, болезнь Лоуренса и другие наследственные патологии.

2 Заболевания, вызванные внутриутробным поражением зародыша или сформировавшегося плода.

3 Третья группа заболеваний – олигофрении, которые обусловлены влиянием вредных факторов в перинатальный период и в первые 3 года жизни ребенка. Например, на развитие может повлиять асфиксия во время родов или инфекции, перенесенные в раннем детстве.

Данная классификация олигофрении построена на основных причинах появления патологии.

Выделяют формы олигофрении по признаку этиологии.

Первая группа олигофрений, вызывается наследственными факторами, и включает истинную микроцефалию, синдром Крузона, синдром Апера, синдром Рада, фенилкетонурия, гаргоилизм, галактоземия, синдром Марфана, синдром Шерешевского – Тернера, болезнь Барде -Бидля, Лоуренса — Муна, болезнь Дауна, синдром Клайнфелтера.

Вторая группа олигофрений, вызывается внутриутробным поражением плода, вирусными инфекциями (краснуха беременных), врожденным сифилисом, токсоплазмозом, листериозом, а также токсическими факторами и гормональными нарушениями.

Третья группа олигофрений, вызывается факторами в период развития плода (конфликт по резус-фактору), послеродового периода (асфиксия плода, родовая травма), а также первых 3 лет жизни (перенесенные инфекции, черепно-мозговые травмы, недоразвитие систем головного мозга, врожденная гидроцефалия).

Особенности ребенка и подростка с умственной отсталостью (проявления, симптомы, признаки)

Понимая, какая ответственность ложится на женщину при вынашивании плода, будущая мама обязана регулярно посещать женскую консультацию, исключить вредные привычки, быть осторожной в бытовом плане.

Планируя беременность, нелишним будет выяснить, были ли в роду случаи заболевания олигофренией. Необходимо выяснить степень риска рождения больного ребенка.

50% случаев тяжелой олигофрении – это результат генетических нарушений, включая синдром Дауна

Кроме перечисленных выше признаков, могут проявляться следующие симптомы олигофрении у детей:

  1. Сложности при адаптации. Именно поэтому детям, страдающим описываемым заболеванием, сложно влиться в школьный коллектив.
  2. Проблемы с соблюдением режима занятий и распорядка дня. Дети часто не соблюдают режим дня, поэтому их обучение должно производиться только в специализированных школах.
  3. Неусидчивость. Ребенок страдающий олигофренией, не способен удерживать внимание на одном занятии продолжительное время.
  4. Невнимательность.
  5. Низкая успеваемость.
  6. Частичный паралич рук и ног.
  7. Головные боли, которые могут появляться на протяжении длительного времени.
  8. Неспособность к обобщению.
  9. Слабое развитие эмоциональной и волевой сферы.
  10. Неспособность к запоминанию даже небольшого объема информации.

Кроме этого, олигофрения у детей может стать причиной непропорционального развития тела.

Для детей с

Дифференциация

Определённые трудности в диагностике детской умственной отсталости возникают при её дифференциации от некоторых других заболеваний психики.

Одним из таких заболеваний является ранняя шизофрения. У детей, которые больны ранней шизофренией, в отличие от олигофренов, задержка в развитии носит фрагментарный характер.

Так же олигофрению надо дифференцировать от детской деменции, которая является приобретённой формой детского слабоумия. При деменции присутствует разнообразие эмоций, довольно развитая лексика, а также склонность к абстрагированию.

Детская умственная отсталость в лёгкой степени обычно является причиной трудностей при школьном обучении, особенно если учебная неуспеваемость сочетается с поведенческими нарушениями.

Благодаря современным инклюзивным программам образования, подобные дети могут весьма неплохо обучаться в обычной школе, а в дальнейшем жить полноценной жизнью.

Вся представленная информация на этом сайте является исключительно справочной и не является призывом к действию. В случае обнаружения у себя каких-либо симптомов следует срочно обратиться к врачу. Не занимайтесь самолечением или определением диагноза.

Можно ли вылечить олигофрению

Лечение олигофрении при легких и средних формах данного заболевания, сводится к коррекции интеллектуального дефекта. Это осуществляется в коррекционных школах при помощи обучения по специальным программам.

ПОДРОБНЕЕ:   Заболевания прямой кишки симптомы и признаки болезни

Олигофрения у детей: симптомы и признаки

Если же человек страдает тяжелой формой заболевания, он помещается в дом для инвалидов, в котором за ним постоянно производится наблюдение.

Степанов Иван Андреевич, Санкт-Петербург, Психоневрологический центр, психиатр

Всем родителям, дети которых страдают олигофренией, советую не заниматься самостоятельным лечением ребенка, а воспользоваться помощью специалистов.

Люди с таким заболеванием должны наблюдаться в специализированных заведениях под присмотром врачей и дефектологов.

Для профилактики олигофрении необходимо следовать определенным советам:

  • во время беременности женщина должна регулярно посещать акушера-гинеколога;
  • для снижения риска рождения нездорового ребенка будущая мать должна отказаться от вредных привычек (в частности – от курения, о вреде которого можно прочитать в этой статье);
  • совершение ежедневных прогулок продолжительностью около 2 часов;
  • употребление в пищу продуктов, содержащих все необходимые элементы для развития ребенка.

При легкой степени слабоумия дети смогут освоить к подростковому возрасту программу 5 класса, только если будут созданы благоприятные условия

Коррекция умственной отсталости может происходить благодаря приему ноотропных препаратов. В пример можно привести Пирацетам, Пантогам и Аминалон.

Они призваны обеспечить улучшение процессов, которые происходят в тканях мозга больного.

Лечение должно быть комплексным, включающим не только прием препаратов, но еще и проведение занятий с дефектологом, психологом и психиатром. Важно обеспечить индивидуальный подход в обучении.

При легкой степени патологии человек может самостоятельно ухаживать за собой и освоить несложную специальность. Но даже в таком случае необходимо наблюдение.

Если с детства не будут проводиться коррекционные занятия, человеку будет сложно адаптироваться в обществе.

Рекомендации родителям детей с психическим дефицитом

Елена, 34 года, г. Новосибирск

Впервые признаки олигофрении заметила у своего ребенка на втором году жизни. После этого было много обследований. Сначала была сильно расстроена, но потом поняла, что с легкой степенью заболевания мой ребенок может жить как и другие люди.

Считаю, что если создать благоприятные условия для ребенка, можно свести проявления болезни к минимуму.

Александра, 29 лет, г. Москва

Сначала мой сын ходил в нормальный детский садик, но в 3 года его развитие замедлилось и я обратилась к детскому психиатру. Психиатр посоветовал отдать ребенка в специализированный детский сад.

Я не раздумывая согласилась, хотя все родственники отговаривали, аргументируя это тем, что в обычном детском саду ребенок будет развиваться как его сверстники. Садик оказался хорошим. Каждые полгода мой сын проходил комиссию.

После этого учреждения мой сын пошел в стандартную школу и уже в 5 классе с него были сняты диагнозы. Уверена, что это стало возможным только благодаря работе специалистов.

Мария, 31 год, г. Краснодар

Признаки олигофрении проявились у моей дочери еще в раннем возрасте. Сначала надеялась, что это можно вылечить, но врачи сказали, что степень болезни тяжелая и за ребенком придется постоянно ухаживать.

С тех пор постоянно слежу за дочкой. Пришлось даже нанять сиделку, ведь дочь не может самостоятельно ничего сделать хотя ей уже 8 лет.

Олигофрения — это синдром врожденного психического дефекта, выражающегося в умственной отсталости по причине патологии головного мозга.

Олигофрения проявляется прежде всего в отношении разума, речи, эмоций, воли, моторики. Впервые термин олигофрения был предложен Эмилем Крепелином. Для олигофрении свойственен интеллект физически взрослого человека не достигший в своём развитии нормального уровня.

Умственную отсталость следует дифференцировать (отличать):

  • От аутизма.Аутизм – заболевание, возникающее в результате недоразвития определенных структур головного мозга. Люди с аутизмом замкнуты, не любят общаться с окружающими и внешне могут походить на умственно отсталых пациентов. В то же время, в отличие от олигофрении, при аутизме не наблюдается каких-либо выраженных нарушений мыслительных процессов. Более того, люди с аутизмом могут обладать весьма обширными познаниями в различных областях науки. Другой отличительной особенностью является способность концентрировать внимание. При олигофрении дети не могут подолгу заниматься одним и тем же делом (у них отмечается повышенная отвлекаемость), в то время как аутисты могут часами сидеть на одном и том же месте, повторяя одно и то же действие.
  • От деменции.Деменция также характеризуется нарушением мыслительных процессов и утратой всех навыков и умений, приобретенных в течение жизни. В отличие от олигофрении, деменция не развивается в раннем детском возрасте. Основным отличительным признаком является то, что при умственной отсталости ребенок не может приобретать новые знания и навыки из-за поражения головного мозга. При деменции же ранее здоровый (в умственном и психоэмоциональном плане) человек начинает терять уже имевшиеся у него навыки и забывать информацию, которую он когда-то знал.
  • От ЗПР (задержки психического развития, пограничной умственной отсталости). ЗПР характеризуется недостаточно развитым мышлением, вниманием и эмоционально-волевой сферой у детей дошкольного возраста (до 6 лет включительно). Причинами этого могут быть неблагоприятные обстоятельства в семье, недостаток внимания со стороны родителей, социальная изолированность (недостаток общения со сверстниками), психоэмоциональные травмы и переживания в раннем детском возрасте, реже – незначительные органические поражения голоного мозга. Ребенок при этом сохраняет способность к обучению и получению новой информации, однако мыслительные функции у него развиты слабее, чем у его сверстников. Важным диагностическим критерием является тот факт, что ЗПР должна полностью пройти к моменту поступления в первый класс школы. Если же после 7 – 8 лет жизни у ребенка остаются признаки нарушения мышления, говорят не о задержке психического развития, а об олигофрении (умственной отсталости).

У 10 – 50% детей с

могут наблюдаться признаки умственной отсталости, причем частота встречаемости олигофрении зависит от конкретной формы ДЦП.

Суть ДЦП заключается в нарушении двигательных функций пациента, связанных с повреждением его головного мозга во внутриутробном периоде, во время родов или сразу после рождения.

Причин развития ДЦП также может быть множество (травмы, интоксикации, кислородное голодание плода, облучение и так далее), однако все они способствуют нарушению развития или повреждению (разрушению) определенных участков головного мозга.

Стоит отметить, что такие же причинные факторы могут приводить и к развитию олигофрении. Вот почему выявление признаков умственной отсталости у больных с ДЦП является одной из первостепенных задач врача.

При сочетании этих двух патологий нарушения мыслительных, познавательных и психоэмоциональных функций у ребенка более выражены, чем при изолированной олигофрении.

Чаще всего встречается тяжелая или глубокая умственная отсталость, однако даже при умеренной и легкой степени заболевания пациенты не могут самостоятельно себя обслуживать (из-за нарушения двигательных функций).

Вот почему любой ребенок с ДЦП и умственной отсталостью нуждается в постоянном уходе с момента рождения и на протяжении всей жизни. Такие дети крайне тяжело поддаются обучению, а полученная ими информация быстро забывается.

Алалия – это патологическое состояние, при котором у ребенка отмечается нарушение речи (

). Причиной заболевания обычно является поражение (

) структуры головного мозга, ответственной за формирование речи.

В медицинской практике принято выделять две формы алалии — моторную (когда человек понимает речь окружающих, но не может ее воспроизвести) и сенсорную (когда человек не понимает услышанную им речь).

Важной особенностью является тот факт, что при алалии у ребенка не поврежден орган слуха (то есть, он нормально слышит речь окружающих) и отсутствуют какие-либо умственные отклонения (то есть он не является умственно-отсталым).

В то же время, нарушение речи при олигофрении связано с недоразвитием органа слуха (глухотой) либо с неспособностью ребенка заучивать и воспроизводить услышанные им звуки, слова.

Шизофрения – это психическое заболевание, характеризующееся нарушением мышления и выраженными психо-эмоциональными расстройствами. Если заболевание проявляется в детском возрасте, говорят о детской шизофрении.

Для детской шизофрении характерно тяжелое течение, сопровождающееся бредом (ребенок произносит бессвязные слова или предложения) и галлюцинациями (ребенок видит или слышит то, чего на самом деле нет, в связи с чем он может впадать в панику, кричать от страха или пребывать в необоснованно хорошем настроении).

Также у ребенка могут наблюдаться проблемы при общении со сверстниками (дети с шизофренией замкнуты, плохо контактируют с окружающими), проблемы со сном, с концентрацией внимания и так далее.

Многие из перечисленных симптомов встречаются и у детей с умственной отсталостью (особенно при атонической форме заболевания), что значительно затрудняет дифференциальную диагностику.

Стоит отметить, что начало шизофрении в раннем детском возрасте нарушает развитие центральной нервной системы и головного мозга в частности, что может стать причиной умственной отсталости.

В то же время, умственная отсталость может присутствовать у ребенка с рождения (однако еще не была диагностирована), а на ее фоне (в возрасте 2 – 3 лет) может развиться шизофрения.

К сожалению, развитие умственной отсталости, как и других форм отставания в развитии ребенка, всегда является большой проблемой как эмоциональной, так и социальной для родителей.

Большинство новорожденных с явными признаками наследственных синдромов или аномалиями развития оставляются матерями в родильных домах и воспитываются дальше в интернатных учреждениях.

Легкие степени умственной недостаточности выявляются чаще всего в дошкольном периоде, поэтому очень большое число родителей может столкнуться с ними, и при этом надо знать, как правильно действовать.

Не существует однозначного ответа на вопрос, как лечить умственное недоразвитие. Проблема в том, что в большинстве случаев причины, которые привели к такому состоянию у ребенка, либо необратимы, либо заложены в самом генотипе организма, что не позволяет современной медицине влиять на это.

  • Вовремя обратитесь за медицинской помощью и диагностируйте причину и степень прогрессирования умственной неполноценности.
  • Регулярно проводите обучающие и развивающие занятия с таким ребенком. Коррекция поведенческих отклонений может быть проведена со специальным детским психологом.
  • Старайтесь не изолировать таких детей от сверстников и взрослых, несмотря на все неприятности и опасения.
  • Социальная адаптация детей с умственной отсталостью должна стать основой обучения и воспитания. Лишь достижение самостоятельности в быту, основ речи и письма, а также овладение простыми профессиями позволит во взрослой жизни быть полноценным членом общества и не требовать посторонней помощи.
  • Не завышайте планку результатов для таких детей. Часто особенности характера и повышенное чувство собственной неполноценности и переживание неудач сводят на нет все достигнутые результаты. С другой стороны, не нужно потакать лени ребенка или останавливаться на достигнутом якобы приемлемом результате. Это часто проявляется при обучении общению – родители понимают желания ребенка по звукам или извращенным словам, однако для социальной адаптации и коммуникации с другими людьми этого недостаточно.

Характеристика больного ребенка

Дефекты развития умственно отсталого ребенка затрагивают все параметры личности и человека в целом. Органические дефекты выливаются в такие заболевания как гидроцефалия и ДЦП.

Интеллектуальные отклонения связаны с повреждением некоторых корковых процессов мозга. Трудности с познавательной деятельностью приобретают разную форму, приводя к невозможности обучения умственно отсталых детей.

https://www.youtube.com/watch{q}v=ErBjX1Gyr3w

Психология определяет три критерия:

  1. клинический — связан с органическим поражением мозга;
  2. психологический — выражается в нарушениях познавательной деятельности;
  3. педагогический — свидетельствует о низком уровне обучаемости.

Проблемы восприятия

Замедленное восприятие, характерное для поведения больных олигофренией, не позволяет ребенку правильно оценивать окружающие его предметы, на опознание знакомой вещи тратится много времени, не получается связывать между собой разные предметы.

Восприятие получаемой информации происходит в неполном объеме. Малышам сложно провести анализ и описать увиденное изображение. Запомнив один предмет, они не стремятся самостоятельно познавать другие вещи, их необходимо подталкивать к действию.

Заниматься обучением умственно отсталых детей в обычной школе невозможно. Достигнув возраста 8-9 лет, ребенок проявляет характерные особенности — в поведении проявляется неспособность к пониманию пространства и времени.

Ребенок с олигофренией
Ребенок с подобным отклонением не ориентируется в простейших вещах и не может посещать обычную школу

Познание мира должно происходить поэтапно, но у больных детей этот механизм нарушен. Отсутствует системный анализ предметов, малыш с трудом способен заметить связь между частями целого.

Такая рассеянность приводит к потере первоначального представления об изучаемой им вещи. Слабая мыслительная активность мешает правильно оценивать свои поступки и действия.

Отставание в речи и мыслительных функциях представляет серьезные отличия больных малышей от обычных. Больные дети с большим трудом осваивают письменность и чтение, они невнимательны, не могут довести начатое до требуемого грамотного завершения.

Недоразвитость, как свидетельствует психология, заметна и в эмоциональном плане. Малыши внешне не проявляют своих переживаний, у них плохо работают волевые механизмы, слабо развита активность.

Отстают в физическом развитии, запаздывая с освоением основных навыков: плохо и поздно начинают ползать, держать голову, ходить. Особенностью становится и слабый интерес к окружающему миру, у них не получается различать предметы, лица родных и незнакомых людей, плохо развивается речь.

Трехлетний больной ребенок не умеет проявляться как личность. Игровая активность дошкольника состоит из примитивных действий с предметами. Кроме того, больные олигофренией не могут обслуживать себя, им требуется постоянная помощь взрослых.

Ребенок играет
Игры таких деток даже в школьном возрасте остаются очень примитивными

Проблемы восприятия

Ребенок с подобным отклонением не ориентируется в простейших вещах и не может посещать обычную школу

Заболевание относят к обширной группе болезней, связанных с нарушением в развитии. Олигофрению считают аномалией недоразвития психики, личности, а также всего организма больного.

Показатель олигофрении в индустриально развитых странах достигает до 1 % от всего населения, из этого процента 85 % с легкой умственной отсталостью. Соотношение заболевших мужчин к женщинам составляет 2:1.

Более точная оценка распространения заболевания затрудняется по причине различных диагностических подходов, а также зависит от степени терпимости социума к психическим аномалиям и степени доступности оказания медицинской помощи.

Олигофрения не является прогрессирующим процессом, однако развивается как следствие перенесённой болезни. Саму степень умственной отсталости оценивают количественно интеллектуальным коэффициентом после применения стандартных психологических тестов.

Классификация

Различают три вида олигофрении.

  1. Дебильность. Является самой легкой степенью. Данное состояние удается диагностировать только после 10 лет. Наблюдается:
  • отсутствие восприятия сложных понятий и способа их изъяснения;
  • ребёнок не может мыслить абстрактно;
  • присутствует замкнутость, боязнь новой обстановки;
  • резкие перемены в характере;
  • малыш становится рассеянным;
  • наблюдается неадекватное поведение.
  1. Имбецильность. Является средней степенью. Характерна:
  • безынициативность;
  • мышление у ребенка примитивное;
  • малыш легко внушаем;
  • такой ребенок может понимать элементарную речь;
  • способен научиться считать, писать, а также читать;
  • ребенок воспроизводит короткие фразы;
  • они остро реагируют на похвалу и ругань.

Такие детки нуждаются в постоянном уходе и наблюдении.

  1. Идиотия. Данное состояние является тяжелой формой олигофрении:
  • ребенок не в состоянии разговаривать;
  • эмоционально ограниченный;
  • не может освоить простые навыки;
  • продуктивная деятельность отсутствуют.

Таким малышам необходим беспрерывный уход.

Олигофрению разделяют на:

  • дифференциальную — когда удается выяснить причину заболевания;
  • недифференциальную — когда этиология неясна.

В зависимости от прогрессирования недуга различают следующие виды:

  • легкая степень – от 50 до 70 баллов интеллекта;
  • умеренная степень – от 35 до 50;
  • тяжелая – от 25 до 30;
  • глубокая степень — интеллект ниже 20 баллов.

Существует классификация по Певзнеру. Выделяет следующие типы:

  • неосложненное;
  • присутствуют нарушения нейродинамики;
  • отклонения в работе анализаторов;
  • осложненное, с психопатической формой поведения;
  • умственная недостаточность.

Учитывая этиологию, различают олигофрению:

  • наследственный фактор;
  • последствия внутриутробного поражения ребенка;
  • родовые травмы;
  • отклонения в развитии.

Существует несколько классификаций олигофрении. Традиционно заболевание классифицируется по степени выраженности, однако существует классификация по М.С.Певзнер, а также альтернативная классификация.

Традиционная по степени выраженности подразделяется на следующие: дебильность (слабо выраженная), имбецильность (средне выраженная), идиотия (сильно выраженная).

Классификация по МКБ-10 содержит 4 степени тяжести: легкая, умеренная, тяжелая, глубокая.

Классификация олигофрении по М.С.Певзнер

Результаты работ М. С. Певзнер позволили понять, какова структура дефекта при олигофрении, на которую приходится 75 % от всех видов детских аномалий, и создать классификацию, учитывая этиопатогенез, а также своеобразие аномального развития.

— олигофрения неосложненная;

— осложненная нарушениями нейродинамики, которые проявляются в трех вариантах дефекта: в превалировании возбуждения над торможением; в выраженной слабости основных нервных процессов; в превалировании торможения над возбуждением;

— дети-олигофрены с явной недостаточностью лобных долей.

— неосложненная;

— осложненная нарушениями нейродинамики (тормозные и возбудимые);

— олигофрения в комплексе с нарушениями различных анализаторов;

— умственная отсталость с психопатоподобными формами в поведении;

https://www.youtube.com/watch{q}v=sSdPhzBUALk

— олигофрения с явной лобной недостаточностью.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Медицинский взгляд на еду
Adblock
detector