Развитие речи ребенка 3-4 года

Слова с я, ю, е, ё

•    Подберите картинки с изображением предметов, в названиях которых есть я, ю, е, ё в начале слова: якорь, яблоко, юбка, юла, ёжик, ёлка, ель. Предложите ребенку назвать предметы. Обратите внимание на четкость и правильность произнесения этих слов.

 я-я-я —поймали воробья,

https://www.youtube.com/watch{q}v=o3ZIZFaGUQ0

 ю-ю-ю—я песенку пою,

 ё-ё-ё — у меня ружьё,

 е-е-е — ёж ползёт к змее.

Вместе с солнышком встаю,

Вместе с птицами пою.

—    С добрым утром!

—    С добрым днем!

Вот как славно мы поем!

Е. Благинина

Речь детей в возрасте от пяти лет

Давайте остановимся на характеристике речевого развития ребенка трехлетнего возраста.

После достижения ребенком данного возраста происходит резкий скачок развития как интеллектуального, так и речевого. Особенность этого периода заключается в том, что ребенок становится особенно чувствителен к языку. Он с удовольствием улавливает все окружающие его звуки и быстро их впитывает.

Словарь ребенка данного возраста составляет около 1900 слов. В основном он состоит из существительных и глаголов, но в речи также начинают появляться наречия (тепло, страшно), прилагательные (красивый, большой). Малыш начинает употреблять обобщающие слова (животные, цветы, игрушки). В этом возрасте идет активное употребление местоимений (мое, твое). Вообще, этот возраст характеризуется бурным словообразованием, малыш активно изменяет слова для составления предложений.

Словарный запас ребенка в возрасте 3 лет увеличивается в разы, но т.к. речь еще на сформирована, могут возникнуть проблемы в произношении слов

Грамматический строй речи в возрасте трех лет еще не сформирован. В построении предложений имеются ошибки («Дай большой варежка!»). Но ребенок хорошо пересказывает знакомые короткие сказки – «Курочка-ряба», «Колобок». В этом возрасте дошкольник уже может поддержать несложный диалог.

Звукопроизношение в этом возрасте еще несовершенно. Имеются замены шипящих звуков (Ш-С-Ф), иногда они могут вообще не произноситься (шарик – арик). Часто отсутствует звуки «Л» и «Р», как наиболее сложные для произношения.

Словарный запас малыша делиться на активные и пассивные слова. До двух лет пассивный словарный запас объемнее активного, ведь малыш понимает большее количество слов, чем способен произнести.

Обобщение ярко выражено, ребенок объединяет предметы или действия в одну группу, так слова обозначающие еду, посуду или прием пищи, обозначаются одним словом «ням-ням».

Речь ребенка в 3 года формирует следующие навыки:

  • Способность строить предложения из пяти — шести слов, с меньшим, чем в раннем возрасте, количеством ошибок;
  • Произносить слова, правильно расставляя ударения;
  • Ребенок пересказывает сказки, последовательно описывает прошедший день;
  • Использует в речи местоимения, числительные, прилагательные;
  • Употребляет глаголы с приставками: «приехал», «пошел», «ушел».

Словарный запас детей в три года достигает 1000 слов. Некоторые шипящие и сонорные звуки еще трудны в произношении, а твердые иногда заменяются мягкими.

Уровень развития речи в пять лет позволяет малышу свободно говорить на родном языке. Уметь склонять существительные, и спрягать глаголы. Формировать предложения, обогащая их всеми частями речи.

Ребенок умеет управлять эмоциональной окраской слов, менять громкость и темп речи. Подбирает синонимы и антонимы к предложенным словам, умеет считать.

Развивается мышление и фантазия, дети сочиняют истории по картинкам, заданным сюжетам. В этот период за успехами и неудачами крохи нужно следить усиленно, не устранённые в раннем возрасте задержки в развитии отразятся на будущих способностях к коммуникации.

В пятилетнем возрасте отсутствие связной речи, полное молчание, малый запас слов, являются отклонениями, требующими обследования у специалистов. После постановки диагноза и начала лечения, малыш нуждается в помощи и поддержке родителей, поэтому важно продолжать занятия дома:

  • Развитие мелкой моторики. Как было отмечено, игры, развивающие мелкую моторику рук, благотворно влияют на развитие речи. Ставьте перед ребенком разные задачи, чтобы понять к чему его больше тянет: предложите сплести украшение из бисера, постройте вместе из конструктора интересную игрушку, сложите мозаику. Отталкиваясь от результатов, выделите любимое занятие ребенка и проговаривайте ваши действия, просите описывать предметы и свойства, предложите создать что-то самостоятельно и описать это;
  • Массаж. Терапевтические, успокаивающие мышцы, стимулирующие кровообращение свойства массажа помогут в выздоровлении;
  • Альтернативная терапия. Связь, устанавливающаяся в отношениях детей с животными, стимулирует эмоциональное, социальное, речевое развитие;
  • Развивающие пособия. Какой бы ни была степень задержки речевого прогресса, занятия со специалистами не заменят живого общения с семьей. Уже упомянутая Ушакова Оксана Семеновна, создала разностороннюю программу стимулирования речи у дошкольников. Методические материалы предлагают воздействие на участки, формирующие речь детей от трех до семи лет. Предложенные О.С. Ушаковой игры, стишки, рассказы, занятия, в увлекательной форме подают ребенку правила построения грамотной речи.

Чтобы развитие протекало равномерно, не навязывайте неинтересных, скучных или сложных занятий. Общайтесь с ними как со взрослыми, хвалите за успехи, корректируйте ошибки.

Подарите ребенку пространство для творчества и отдыха. Следите за интересами малыша, подберите подходящую секцию, где он обзаведётся друзьями и новыми навыками.

Спрашивайте о прошедшем дне, отвечайте на вопросы. Так он будет ощущать вашу любовь, заботу, что подтолкнет его к достижениям, научит благодарности и ответственности.

Игры для развития речи

•    Предложите ребенку поочередно воспроизводить то «песню водички», то «песню комарика», то есть произносить то звук [с], то звук [з] (с-с-с… з-з-з… с-с-с…).

•    Подберите картинки с изображением таких предметов, в названиях которых есть звуки [с] ([с’]) и [з] ([з,]) в начале и середине слова: сапог—замок, санки —зайка, ваза —коса, стрекоза.

сы-сы-сы—у Кати две косы,

зы-зы-зы—у Вовы нет козы,

си-си-си—воду в дом неси,

 зи-зи-зи—домой меня вези.

«У Сони зайка, а у Сени Незнайка»,

 «Соня Зине несла сено в корзине».

У меня живет козленок,

Я сама его пасу.

Я козленка в сад зеленый

Завтра утром отнесу.

Он заблудится в саду —

Я в траве его найду.

А. Барто

•    Предложите ребенку повторить чистоговорки: «Скворцы и синицы—веселые птицы», «Курица снесла яйцо под крыльцо».

Птица хочет пробудиться,

Запевает песню птица,

Потому что птице с песней

Пробуждаться интересней.

В. Берестов

Научить ребенка управлять речевым дыханием — немаловажная задача. На четвертом году ребенок начинает употреблять довольно сложные предложения, состоящие из 3—5 и более слов, а для свободного и слитного их произнесения нужно уметь правильно производить выдох, чтобы воздуха хватило на часть фразы или на всю фразу.

Для усиления и удлинения выдоха необходимо приучать ребенка правильно расходовать воздух. Специальные игры помогут вам в этом. Предложите ребенку подуть на небольшие тонкие полоски бумаги или на ватку, прикрепленную к нитке (ватку держат около рта ребенка, он дует на нее и старается удержать ее некоторое время в отклоненном положении).

ПОДРОБНЕЕ:   Развитие вестибулярного аппарата у детей

ха-ха-ха — поймали петуха,

 ко-ко-ко—мы едем далеко,

ту-ту-ту — даем еду коту.

Отрабатывая правильный выдох, не забывайте о правильно произведенном вдохе. Он должен быть спокойным, коротким, без особых напряжений со стороны мышц лица и шеи.

Игры и упражнения на речевое дыхание должны проводиться систематически, в хорошо проветренной комнате.

Необходимо также научить ребенка управлять своим голосом.

Вам, наверное, приходилось наблюдать, как иногда ребенок входит в метро и на весь вагон начинает разговаривать, задавать вопросы, читать стихи. Некоторые родители грубо одергивают его, заставляют замолчать.

Одни дети не могут говорить тихо, когда этого требует ситуация (больна бабушка, отец пришел с ночной смены, спит младший братишка и т.д.). Другие, наоборот, не могут говорить достаточно громко, хотя для громкой речи имеют все данные.

Прежде всего надо научить его слушать и отличать громкую речь окружающих от тихой. Для этого произнесите одну и ту же фразу с различной громкостью и предложите ребенку определить, когда вы ее произнесли очень громко, громко, тихо, шепотом.

Используйте игры, которые помогут ребенку управлять собственным голосовым аппаратом.

• «Ветер и ветерок». Предложите малышу послушать, как воет сильный ветер (громко и протяжно произносите звук [у]: у-у-у…), а затем как гудит небольшой ветерок (тихо произносите звук [у]).

Если ребенок говорит тихо, можно использовать и такой прием: разговаривать с ним на некотором расстоянии (в 6—8 шагах); в этом случае ему поневоле придется говорить несколько громче.

Очень важно, чтобы малыш управлял темпом речи. Это важно «пожалуй, прежде всего потому, — пишет логопед В. Лыков—что скороговорка режет ухо, раздражает, кажется некрасивой.

Но ускоренная речь—тахилалия—дефект не только эстетический, но и языковой. Существует естественный, „нормальный“ для нашего языка темп речи—10—12 звуков в секунду.

Языковая скоропалительность доставляет неудобства не только собеседнику, но и самому ребенку. Сверстники начинают подсмеиваться над ним, иронизировать, придумывать обидные прозвища.

Развитие речи ребенка 3-4 года

В состоянии возбуждения помимо ускоренной речи у детей обнаруживаются и другие речевые расстройства: запинки, перестановка слогов, недоговаривание окончаний.

Каковы же причины тахилалии{q} Их несколько — подражание, неправильные приемы речевого воспитания, повышенная нервная возбудимость, слабость тормозных нервных процессов.

В преодолении тахилалии главная роль принадлежит воспитательным приемам: борясь с суетливостью, непоседливостью ребенка, мы заодно „искореняем» и торопливость, сбивчивость речи.

Очень важна спокойная, доброжелательная обстановка в семье, также необходим твердый режим дня, полезны спокойные, размеренные игры (лото, мозаика, рисование, лепка, конструирование), а также ритмика, пение».

Родителям необходимо помнить, что нередко причиной торопливой речи является подражание ускоренной речи взрослых. Поэтому в общении с малышом надо следить за своей речью и стремиться говорить в умеренном темпе, а при чтении или рассказывании художественного произведения—даже слегка замедленно.

Если ребенок говорит быстро, то одни напоминания о необходимости говорить медленнее ему не помогут. Надо дать образец размеренной речи, например прочитать стихотворение.

Особенно внимательно надо отнестись к ребенку с чрезмерно ускоренной речью, так как быстрая речь нередко является предвестником заикания. Если ребенок при произнесении слов испытывает затруднения (говорит т-т-т-анк) или повторяет слоги (по-по-пошел), то покажите его логопеду.

Речь, произнесенная на одной ноте, как правило,, маловыразительна. Эмоциональность речи зависит от правильного использования интонационных средств: повышения и понижения голоса, смены темпа высказывания, правильного использования пауз, логического ударения и др.

Выразительное чтение сказок, стихов ребенком помогает ему пользоваться в своей речи средствами интонационной выразительности. Читая художественные произведения, обратите внимание малыша, как говорят те или иные действующие лица, животные (медведь, зайчик, лиса).

Когда ребенок научится безошибочно определять на слух, как говорят те или иные персонажи, предложите ему самому воспроизвести речь того или иного действующего лица, например, Михаила Ивановича, Настасьи Петровны, Мишутки из сказки Л. Н. Толстого «Три медведя».

К четвертому году жизни ребенок в основном уже должен уметь пользоваться ударением. Правильно поставленное ударение в слове обеспечивает четкость и чистоту устной речи. Оно является также одним из средств различения слов: замок и замок.

Неточное употребление ударения в словах может быть результатом подражания неправильной речи взрослых. Ребенок, ставя неправильное ударение в слове, закрепляет его в собственной речи и нередко довольно долго произносит его неверно: магазин, арбуз, звонят.

Если ребенок неправильно употребил ударение в слове, то родители должны поправить и предложить малышу повторить его верно. Например, ребенок говорит: «Мама, к нам звонят».

В тех случаях когда малыш упорно произносит какие-то слова, неправильно ставя в них ударение, предложите ему игру, в которой бы требовалось неоднократное произнесение этих слов. Это поможет ребенку избежать ошибок.

«Умение слышать ударный слог, выделять его в слове необходимо не только для подготовки ребенка к обучению письму и чтению, но и для развития устной речи (усвоение правильного ударения).

Какие же упражнения можно здесь порекомендовать родителям{q} Прежде чем непосредственно знакомить ребенка с ударением, надо дать ребенку представление о том, что в слове есть начало и конец. Можно использовать для этого следующие игры-упражнения.

• «Конец слова за тобой». „Посмотри на эту бумажную полоску,—говорит взрослый. — В ней как будто спрятаны слова. Слова интересные, разные, но начало у них у всех одинаковое— ска-.

Давай узнаем, какие это слова. Начинаем искать: ска… — …мейка, — подсказывает ребенок. Хорошо. Послушай еще раз: ска…мейка. Продолжаем узнавать другие слова, которые также начинаются. Ска…

“ Ребенок подсказывает: ска-колка, ска-зка, ска-терть… Взрослый заключает: „Вот, оказывается, как много слов было спрятано в этой полоске, и в каждом слове было одно и то же начало — ска“.

Затем он спрашивает: „А какие слова можно вспомнить, если начало у них ли-{q}“ Играющие предлагают: ли (сичка), Ли (да), ли (стики), ли (ственница), ли (монад)…

ПОДРОБНЕЕ:   Краткая история развития цитологии

После того как ребенок хорошо усвоил, что такое начало и конец слова, взрослые проводят с ним небольшие, длительностью в 2—3 минуты, упражнения, которые позволяют ему понять, что слоги в слове звучат по-разному, один из них (ударный) можно произнести более длительно.

•    «Одинаково ли звучат части слова{q}» Взрослый спрашивает: „Одинаково ли звучат части слова папа, па-апа… Что ты слышишь{q} Правильно, я усиливаю голос, когда произношу первую часть слова. Произнеси слово папа так, чтобы хорошо слышалась эта первая часть».

Признаки отклонения в развитии речи у детей 3 лет

  • Речь малыша похожа на лепет, трудна в понимании, быстра или слишком медленна, выражения односложны;
  • Малый активный словарный запас. Ребенок не в состоянии назвать ежедневно встречающиеся предметы, явления;
  • Малый пассивный словарный запас. Простые вопросы вызывают затруднения, малыш не понимает, что от него требуется, новая информация трудно усваивается;
  • Отсутствие окончаний в словах, неумение спрягать глаголы, склонять существительные;
  • Трудности в составлении несложных предложений;
  • Не развитое звукопроизношение.

Возможные причины задержки речевого развития в трехлетнем возрасте разделяются на физиологические и социальные. К физиологическим причинам относятся проблемы со здоровьем, такие как нарушение слуха, неправильный прикус, последствия травм головы, осложнения в период беременности у матери, а также задержки психического развития и наследственность.

Социальные предпосылки к задержке в развитии речи, тесно связаны с общением внутри семьи. Недостаток внимания к детям или избыток, выраженный в излишнем «сюсюканье», коверкающем слова, препятствуют развитию коммуникативных навыков.

Дайте своему ребёнку любое задание из выше перечисленных и сравните результаты с нормой. Ошибки в трёх и более пунктах{q} В таком случае стоит задуматься, нет ли у вашего крохи задержки речевого развития в этом плане.

Понаблюдайте за тем, как и что он говорит. Тем более что перед вами есть характеристика речевого развития детей 3-4 лет, типичные особенности. Сравните с ними индивидуальные достижения вашего малыша. Серьёзными отклонениями считаются следующие показатели:

  • ребёнок постоянно тарахтит;
  • его речь отличается быстротой, а в некоторых случаях дети, словно нарочно растягивают слова;
  • его сложно понять;
  • в речи нет элементарных предложений с подлежащими, сказуемыми, дополнениями;
  • ему трудно воспринимать даже самые простые объяснения;
  • глотает окончания слов;
  • произносит фразы исключительно из книг или мультфильмов;
  • не строит собственные предложения, только повторяя фразы за взрослыми;
  • приоткрытый рот;
  • частое, повышенное слюноотделение, не продиктованное ростом зубов.

Если вы замечаете у своего ребёнка подобные отклонения от номы, потребуется специальная диагностика речевого развития детей в 3-4 года, которой уже давно пользуются специалисты.

Диагностика и коррекция дефектов речи

Если у вас появились какие-то сомнения, вам нужна диагностика развития речи детей 3-4 лет, которая предполагает комплексное обследование ребёнка. Ведь речь, так или иначе, связана и с умственным развитием, и со слухом, и с социализацией малыша.

Большинство родителей ошибочно считают, что с подобными отклонениями нужно идти к логопеду. Тогда как этот специалист лишь учит правильно произносить звуки. Малыша должны осмотреть следующие специалисты:

  • педиатр;
  • невролог;
  • психиатр;
  • отоларинголог;
  • логопед;
  • психолог;
  • сурдолог выявляет проблемы со слухом, которые так или иначе тоже влияют на развитие связной речи детей 3-4 лет.

Диагностика также включает в себя:

  • возрастное тестирование для определения уровня психомоторного развития;
  • беседу с родителями для выявления способов общения малыша со взрослыми;
  • изучение моторики мышц лица;
  • сравнение понимания и воспроизведения речи;
  • анализ сведений о домашнем воспитании, окружении крохи.

Если всё-таки речевое развитие детей 3 лет отстаёт от нормы, есть шансы догнать сверстников усиленными занятиями. В 4 года это тоже можно будет сделать, но уже сложнее. Для достижения подобных целей существуют различные методики.

1 Игры, ориентированные на мелкую моторику рук. Ребенку проще запомнить слова, встречающиеся в играх, потому что он может ощутить предметы, понять, что кубик бывает не только маленьким красным, но и большим зеленым, а также нарисованным, твердым или мягким.

2 Чтение и заучивание стихов и сказок. Выразительное чтение сказок помогает детям проникнуться судьбой героев, понять суть произведения. Прочитав рассказ, попросите ребенка его пересказать, узнайте, что ребенок почерпнул для себя и какой герой ему понравился.

3 Мультфильмы, детские передачи. Используйте мультфильмы и телепередачи для детей, чтобы развивать память и мышление. У ребенка появятся новые темы для обсуждений с друзьями, воспитателями.

4 Полезные прогулки. Гуляя с чадом, просите называть встречающиеся предметы, их свойства, форму и составляющие: магазин большой, оранжевый, прямоугольный с дверью и двумя окнами.

5 «Зарядка» для языка и дыхательная гимнастика. Если у ребенка проблемы с произношением звуков, преодолеть их помогают упражнения для языка и дыхательная гимнастика.

Попросите врача логопеда составить комплекс упражнений под вашу проблему, самостоятельно разучите упражнения и покажите их малышу.Если домашних занятий не хватает, запишитесь на развивающие курсы для детей, но не забывайте продолжать упражнения дома.

В четыре года словарный запас ребят увеличивается в два — два с половиной раза. Ребенок увлеченно играет в подвижные игры, пересказывает стихотворения, правильно произносит все звуки, задает вопросы на различные темы, учиться чтению.

Дети в этом возрасте составляют грамматически правильные сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Малыш отделяет себя от взрослых и формирует собственную картину мира.

Задержка в развитии у четырехлетки сопровождается такими факторами:

  • Ребенок не говорит вообще, изредка произносит лишь слова «мама» или «папа»;
  • В речи отсутствуют твердые (ж, ш, ч) или мягкие (й, ч, щ) согласные;
  • Трудности вызывают составления предложений из 2–3 слов;
  • Чадо говорит только известными фразами из сказок или мультфильмов.

А Пение, рисование, поделки. Результативные виды обучения правильной речи тесно связаны с творчеством. Рисование и рукоделие повышают уровень развития мелкой моторики, учат сосредотачиваться, обеспечивают изучение и повторение прилагательных, глаголов, наречий и причастий:

Развитие речи ребенка 3-4 года

голубой, красить, аккуратно, поклеенный. Пение разрабатывает мышцы лица, успокаивает, помогает сосредоточиться, поэтому лучше начинать занятия с напевания детских песен.

Б Подвижные игры. В процессе игры дети легко запоминают правила, названия предметов. Можно предложить чаду поиграть в классики, они научат его считать и правильно произносить числительные.

ПОДРОБНЕЕ:   Задержка психического развития у детей

Г Упражнения для дыхания. Помимо занятий, предлагаемых врачами, не забывайте о развлекательной стороне процесса. Развивать дыхательные пути можно выдувая мыльные пузыри или играя на гармошке.

Д Полезная литература. Большой вклад в технологии развития речи дошколят внесла Ушакова Оксана Семеновна – профессор, доктор педагогических наук, автор нескольких сотен работ по развитию речи у детей дошкольного возраста. Методика О.С.

На 4-м году жизни у детей еще недостаточно хорошо развита способность регулирования речевого дыхания – они часто пропускают паузы между словами и фразами, иногда неправильно ставят ударение и не проговаривают окончания слов.

В таком возрасте детям непросто овладеть сразу и умением связно выражать свои мысли, и грамматически правильным построением предложений, и четким произношением звуков.

Что касается активной речи, то большинство детей в возрасте 3-4-х лет владеют следующими навыками:

  • используют примерно 1500 слов (в 3 года) и около 2000 слов в 4 года;
  • начинают говорить сложными предложениями;
  • используют предложения, состоящие из 4-5 слов;
  • задают большое количество вопросов;
  • употребляют некоторые предлоги и союзы;
  • стараются четко и правильно проговаривать слова, как взрослые;
  • пытаются придумывать стихи и рифмы к словам, активно создают собственные словоформы;
  • внимательно прислушиваются к новым для себя словам и звукам, стараются их воспроизвести;
  • правильно употребляют глаголы в прошедшем времени.

Понимание речи:

  1. слушают длинные сказки и рассказы;
  2. понимают сложноподчиненные предложения;
  3. способны выполнить просьбу, например, принести что-то, даже если предмет находится вне поля зрения.

У детей 3-х лет чаще всего наблюдаются трудности в произношении шипящих ([Ш],[Щ], [Ч]) и сонорных звуков ([Л], [Р]). Шипящие звуки часто заменяются на свистящие, а сонорные и вовсе пропускаются. Такие проблемы для малышей данного возраста являются нормой.

К 4-му году жизни словарный запас ребенка составляет порядка 2000 слов. В речи, помимо глаголов и существительных, появляются числительные, местоимения и наречия.

Если раньше в речи малыша присутствовали только качественные прилагательные – легкий, мягкий, вкусный, то теперь появляются и притяжательные – тетина шляпа, дядины ботинки и т.д.

Речь становится грамматически правильной и более понятной. Совершенствуется произношение отдельных звуков. На вопрос взрослого малыш может ответить развернутым предложением из 3-х и более слов.

Причины нарушений речи

Медицинские

  1. Неблагоприятное течение беременности (угроза прерывания, токсикозы, инфекции и интоксикации и т.д.).
  2. Прием беременной женщиной алкогольных напитков, наркотических средств.
  3. Осложнения при родах (преждевременные роды, асфиксия, родовая травма и т.д.).
  4. Травмы головы в период до трех лет.
  5. Нарушение слуха у ребенка.
  6. Особенности строения речевого аппарата.
  7. Генетический (наследственный) фактор.
  8. Длительное сосание пальца или соски.
  9. Леворукость.

Социальные

  • Незаинтересованность окружающих взрослых в общении с ребенком. Это проявляется в недостаточном речевом окружении, то есть малыш редко слышит грамотную правильную речь взрослого человека, игры с ребенком не сопровождаются объяснениями. Взрослый производит уход за ребенком молча, не акцентируя внимание на своих действиях.
  • Неправильная речь взрослых, находящихся в ближайшем окружении ребенка. Это может быть как и неправильное произношение звуков, так и элементарное «сюсюканье». В итоге ребенок подражает тому, что слышит.
  • Требования взрослых правильно произнести звук, при этом не показывая ребенку правильной артикуляции. Это может привести к становлению искаженного звука (например, горлового звука «Р»).

Когда необходимо обратиться к логопеду{q}

Каждый ребенок индивидуален. Кто-то рано начинает говорить, но длительное время использует для этого конструкции из двух слов, кто-то начинает говорит к трехлетнему возрасту, но целыми предложениями и без особых нарушений звукопроизношения.

Общее развитие и окружение ребенка напрямую влияет на речь и звукопроизношение

Но все же есть определенные признаки, которые не должны остаться родителями без внимания.

Вот некоторые из них:

  • ребенок не проявляет интереса к игрушкам, все его игры отличаются стереотипностью и однообразием;
  • малыш после двухлетнего возраста не справляется с простыми заданиями, типа одеть крупную бусину на веревку, собрать башню из кубиков;
  • не понимает простых инструкций, например, принести мяч;
  • если ребенок не говорит, а в анамнезе есть наследственные заболевания, болезни во время беременности, родовые травмы.

Какие занятия можно проводить с ребенком дома{q}

Каждая мама знает, что если правильно организовать деятельность ребенка дома, то можно добиться больших успехов в его развитии.

Давайте остановимся на том, какие виды деятельности этому способствуют:

  1. Пальчиковые игры. Сейчас уже всем известно, что развитие моторики сказывается на развитии речи. Все дело в строении коры головного мозга, в которой зоны, отвечающие за развитие моторики, отвечают и за речь.
  2. Артикуляционная гимнастика. Куда без нее{q} Ведь только хорошо развитые мышцы артикуляционного аппарата, способствуют правильному положению языка, губ во время произнесения звука.
  3. Игры на развитие слуха.
  4. Заучивание стихов, чтение, рассказывание.

Остановимся на этом подробнее.

Пальчиковые игры

Для начала давайте разберемся что такое пальчиковая гимнастика. Это движения пальцами и кистями рук, которые могут быть активными и пассивными. Первый вариант подходит для детей младенческого возраста, второй — для дошкольного возраста.

Гимнастика подразумевает следующие виды деятельности: массаж, пальчиковые игры, которые сочетаются с рифмованным текстом (стихами) и манипуляции с мелкими предметами.

Какими же преимуществами обладает пальчиковая гимнастика{q}

  1. Развитие речи. По-другому, за работой пальчиков следят те же полушария, что и за развитием речи. Поэтому совершенствую мелкие движения, вы тем самым совершенствуйте и речь.
  2. Развитие осязания. Понятно, что, работая пальчиками, ребенок учится чувствовать поверхности и размер разных предметов, развивая тем самым тактильные ощущения.
  3. Развитие моторики. Ясно, что чем чаще ребенок работает пальчиками, тем более совершенны и тонки его движения, лучше координация.
  4. Развитие чувства ритма и развитие памяти. Пальчиковые игры не проходят без произнесения каких-либо стихов, потешек, повторение которых в сочетании с ритмичными движениями рук служит развитием памяти и чувства ритма.

Малыши возраста трех лет с интересом играют в пальчиковые игры, которые поддерживаются речью. Иногда им самим трудно выговаривать текст, поэтому достаточно вначале это делать взрослому. Не забывайте произносить слова выразительно, то понижая, то повышая голос, делая паузы. После нескольких повторений малыш запомнит новую игру и с удовольствием будет повторять за вами.

https://www.youtube.com/watch{q}v=Fiq4AjhaTUg

Предлагаем несколько пальчиковых игр для малышей трех лет.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Медицинский взгляд на еду
Adblock
detector