Групповые психологические занятия с детьми
Основные цели проведения групповых занятий с психологом для детей — социализация и коррекция поведения через взаимодействие с участниками группы. Группы занятий с психологом особенно полезны в преддверье школы для выработки привычки к учебному режиму, постороннему шуму.
Для коррекции внутрисемейных проблем формируется группа, напоминающая по своей структуре семью — состоящая из нескольких детей и двух терапевтов. В такой группе проще всего воспроизвести семейную атмосферу и внутрисемейные сцены.
Стоимость одного занятия с психологом в Москве длительностью 50 минут — 3000 рублей и выше. При этом групповая терапия несколько дешевле, чем индивидуальные занятия психолога с детьми — от 1000 рублей. Попробовать проводить психологические занятия с детьми можно и самому.
Занятия психолога с детьми
Самый ответственный период в психическом развитии и становлении личности — детский и юношеский возраст. На это время приходится наибольшее количество нормативных кризисов — критических моментов в функционировании психики, вызванных естественными возрастными изменениями личности (кризис первого года жизни, кризис трех лет, семи лет, подросткового возраста). Каждый кризис развития характеризуется своими сложностями и испытаниями — как для ребенка, так и для родителей.
Плановые занятия с детским психологом в детских садах и школах проводятся с целью диагностики психического развития ребенка: памяти, мышления, воображения, внимания, моторных навыков, особенностей эмоциональной и поведенческой сферы. При этом детский психолог не занимается постановкой медицинских диагнозов, назначением психотропных препаратов.
Занятия с психологом проводятся не только планово. Порекомендовать обратиться к психологу могут воспитатели или учителя, если видят, что ребенку трудно адаптироваться к учебному режиму, общаться в среде сверстников, если он постоянно встревожен, агрессивен или слишком застенчив.
Программа индивидуальных психологических занятий "шаг навстречу"
Программа индивидуальных психологических
занятий «Шаг навстречу » разработана в
соответствии со специфическими особенностями
интеллектуальной и потребностно-мотивационных
сфер ребенка.
В наш бурный век отрицательных эмоций,
постоянных стрессовых ситуаций происходит
естественное нарушение баланса эмоционального
фона. Эмоциональный мир – основа всего, на нем
развиваются три компонента чувственного опыта
ребенка: эмоциональное, познавательное,
деятельностно- практическое.
Только согласованное функционирование,
единство эмоционального и интеллектуального
развития могут обеспечить успешное выполнение
любых форм деятельности.
Формирование “умных эмоций” и коррекцию
недостатков эмоциональной сферы необходимо
рассматривать в качестве одной из наиболее
важных, задач воспитания, развития ребенка.
С раннего возраста необходимо укреплять
психику ребенка, развивать не только его
мышление, но и эмоционально – волевую сферу,
снимать невротические реакции, нейтрализовать
страхи и эмоционально – отрицательные
переживания. Необходимо развивать комплекс
произвольности – умение контролировать себя
самостоятельно, быть внимательным, способным на
интеллектуальные усилия.
Сегодня у большинства младших школьников есть
проблемы, связанные со сферой личностных
образований, эмоционально-волевой сферой:
проявления агрессивности, у многих –
неуверенность в себе, неадекватная самооценка,
неумение адекватно общаться, пассивность или
импульсивность и многое другое.
Исследования отечественных психологов и
педагогов в области изучения психического
развития детей, имеющих проблемы, связанные со
сферой личностных образований,
эмоционально-волевой сферой показали ,что
отличают от их ровесников произвольность форм
поведения, повышенная конфликтность,
агрессивность, а также его поведение могут быть
расценены не просто как отставание в развитии, а
как качественно иной характер.
Он состоит в несформированности внутреннего
идеального плана, в связанности поведения с
конкретной ситуацией, недоразвитии внутренних
механизмов опосредования.
Анализ программ, предназначенных для развития
и коррекции эмоционально-волевой и
поведенческой сферы показывает, что большинство
из них используют элементы игротерапии,
сказкотерапии, арттерапии, психогимнастики.
Представленная программа составлена на
основании анализа подходов к развитию личности
детей.
Цель
данной психологической программы –
развитие эмоционально-личностной сферы детей
младшего школьного возраста, а так же развития
системы личностных отношений на уровне базовых и
социальных эмоций.
В соответствии с этой целью формируются
следующие задачи:
- снятие психоэмоционального напряжения,
состояний агрессивности, тревожности - формирование умения осознавать, понимать и
адекватно выражать свои эмоциональные
переживания; - развитие чувства близости, доверия
безопасности по отношению к другим людям; - формирование способности понимать
эмоциональное состояние, переживания,
личностные особенности другого человека; - развитие навыков совместной деятельности;
умения сотрудничать со сверстниками,
согласовывать собственное поведение с
поведением других детей.
Актуальность программы:
Младший школьный возраст является периодом
фактического складывания психологических
механизмов личности. Ребенок приобретает черты
большей индивидуальности в поведении, интересах,
ценностях, личностных особенностях. Особенности
эмоциональной сферы оказывают свое
непосредственное влияние на все сферы
деятельности ребенка. От того, на сколько он
умеет правильно понять эмоциональное состояние
окружающих людей и выразить свои эмоции, во
многом зависит успешность межличностных
отношений. Такие дети, как правило, не умеют
контролировать и адекватно выражать свои эмоции.
Ожидаемые результаты:
данная программа индивидуальных
психологических занятий способствует
формированию у учащихся следующих умений и
навыков:
- эмоционально-чувственное восприятие,
сотрудничество; - чувство единства, умение действовать
согласованно; - основные мыслительные операции (анализ,
сравнение, обобщение, синтез, умение выделять
существенные признаки и закономерности); - адекватное восприятие обучающимися
действительности и самого себя; - адаптивность поведения обучающихся в
соответствии с ролевыми ожиданиями других; - признание собственных ошибок, переживание
чувства неловкости, вины за свое агрессивное
поведение; - сочувствие другим, своим сверстникам, взрослым
и живому миру; - самоконтроль, умение находить ошибки в работе и
самостоятельно их исправлять; - работа самостоятельно в парах, в группах.
— повышению:
- уровня развития памяти;
- внимания;
- мышления;
- восприятия;
- произвольной сферы;
- интеллектуального развития;
- воображения;
- работоспособности;
- речевой активности;
- познавательной активности.
Методические рекомендации по реализации
программы:
Программа рассчитана на детей 7–12 лет и
включает в себя 18 занятий. Занятия проводятся в
форме мини-тренингов продолжительностью 20-30
минут, в рамках динамического часа.
Индивидуальные психологические занятия
проводятся с детьми ,
имеющими:
- низкий и средний уровень развития социального
интеллекта; - повышенный или высокий уровень личностной
тревожности; - высокий уровень ситуативной тревожности в
сфере межличностных отношений “ребенок –
ребенок”; - нарушения развития системы личностных
отношений на уровне базовых и социальных эмоций.
В отдельных случаях психологические
занятия могут проводится и в малых группах количество
детей в группе — от 3 до 5 человек. Как развивающая
программа может проводиться также со всеми
детьми 7-12 лет.
Содержание программы «Шаг навстречу «
Блок 1. Снятие состояния
эмоционального дискомфорта. Развитие социальных
эмоций
Задачи.
Снизить эмоциональное напряжение;
создать положительное эмоциональное настроение
и атмосферу принятия каждого; развить
способности понимать эмоциональное состояние
другого и умение выразить свое.
Блок 2. Коррекция тревожности.
Формирование социального доверия
Задачи
. Помочь в преодолении негативных
переживаний и снятии страхов; уменьшить
тревожность; воспитать уверенность в себе;
снизить эмоциональное напряжение.
Блок 3. Снижение враждебности во
взаимоотношениях со сверстниками. Развитие
навыков общения
Задачи.
Корректировать поведение с
помощью ролевых игр; формировать адекватные
формы поведения; учить осознавать свое
поведение; работать над выразительностью
движений; регулировать поведение в коллективе.
Структура занятия включает следующие элементы:
ритуал приветствия, разминку, основное
содержание, рефлексию, ритуал прощания.
Занятия строятся на материале, близком и
понятном детям, связанном с актуальными для них
проблемами.
На занятиях ребенок оказывается в атмосфере
принятия его другим, что позволяет испытать
состояние успеха, ощутить заинтересованность
других собственной личностью. Психологические
занятия по развитию общения со сверстниками
выполняют и компенсаторную функцию,
восстанавливая позитивную окрашенность
отношений детей с окружающим миром, снижается
тревожность, пропадают страхи. Ребенок начинает
жить в ладу с самим собой и окружающими людьми.
Деятельное сопереживание обогащает личные
чувства. Поэтому “вкладывание себя в другого”
В.А. Сухомлинский рассматривал как важнейший
путь развития эмоциональной культуры. Холодное
сердце, отмечал он, не может нести высоких чувств,
стремлений, идеалов.
Таким образом, создаются условия для накопления
детьми эмоционально-образных представлений
среди себе равных. Без этого происходит атрофия
потребности в эмоциональном контакте с другими,
что самым отрицательным образом сказывается на
развитии гуманистических качеств растущей
личности.
Для продвижения ребенка в развитии нужно, чтобы
осуждение недостатков шло в большей мере со
стороны его самого, а утверждение веры в
положительное начало его личности — со стороны
окружающих. С.Г. Якобсон указывал, что “основная…
психологическая особенность этической
регуляции связана с тем, что… образ себя как
некоторой целостности, соответствующей
положительному эталону, является центральным
психологическим образованием”.
Тематическое планирование индивидуальных
психологических занятий с детьми младшего
школьного возраста по нормализации
эмоционального самочувствия и развитию общения
в группе сверстников
Раздел и темы программы | Используемая литература |
Блок 1 | |
1. “Давай познакомимся” “Мое Рисование на тему “Автопортрет” | Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. — М., 1996. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекционные программы. — М., 1993. Чистякова М.И. Психогимнастика. 2-е изд. — М., 1995. |
2. “Мое имя” “Связующая Рисование на тему “Я в трех зеркалах” | Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. — Ярославль, 1996. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. — М., 1996. Ермолаева М.В. Психология развивающей и коррекционной работы с дошкольниками. — М., Воронеж, 1998. Чистякова М.И. Психогимнастика. 2-е изд. — М., 1995. |
3. “Я люблю…” “Переходы”, Рисование на тему “Я люблю больше всего…” | Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекционные программы. — М., 1993. Ермолаева М.В. Психология развивающей и коррекционной работы с дошкольниками. — М., Воронеж, 1998. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. — Ярославль, 1997. |
4. “Радуга эмоций” (начало) “Солнечный Рисование на тему “Мое настроение”
5. “Радуга эмоций” (продолжение) “На что похоже настроение”, “Настроение и Рисование на тему сценки | Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. — Ярославль, 1997. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. — М., 1996. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А . Как я расту.Советы психолога родителям. — М., 1996. Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей. — Ярославль, 1996. |
Блок 2 | |
6. “Наши страхи” Сценка | Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. — Ярославль, 1997. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома |
7. “Наши страхи” (продолжение) “Музыкальная Рисование на тему “Нарисуй свой страх” | Психотехнические упражнения и коррекционные программы. — М., 1993. Чистякова М.И. Психогимнастика. 2-е изд. — М., 1995 |
8. “Я больше не боюсь”, “Смелые ребята”, “В темной норе”, “На лесной поляне” | Диагностика и коррекция психического развития дошкольника. Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. — Мн., 1997 |
9. “Я больше не боюсь” (продолжение), “Тень”, “Слепой и поводырь” | Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекционные программы. — М., 1993. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. — Ярославль, 1997. Клюева Н.В. |
10. “Добро и Зло” “Злодей”, | Касаткина Ю.В. Учим детей общению. — Ярославль, 1996. Овчарова Р.В . Практическаяпсихология в начальной школе. — М., 1996. |
11. “Добро и зло” (продолжение) проигрывание | Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Как я расту. Советы психолога родителям. — М., 1996. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. — Ярославль, 1996. |
12. “Радость” “Утро”, Рисование на тему проведенных этюдов | Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Как я расту. Советы психолога родителям. — М., 1996. |
13. “Радость” (продолжение) Рисование | Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекционные программы. — М., 1993. |
Блок 3. | |
14. “Встреча с другом” “Встреча | Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. — Ярославль, 1996. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. — М., 1996. |
15. “Встреча с другом” (продолжение) “Музыкальная | Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. — Ярославль, 1996. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. — М., 1996. |
16. “Давай Дружить” “Найди | Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. — Ярославль, 1997. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. — Ярославль, 1996. |
17. “Давай Дружить” (продолжение) “Правила | Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. — Ярославль, 1997. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. — Ярославль, 1996. |
18. “Я понимаю своего друга” Сочиняем Коллективное рисование “Общая история” | Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. — Ярославль, 1996. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. — Ярославль, 1997. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекционные программы. — М., 1993. |
№ п/п | Элемент тренинга | Комментарий |
1 | Ритуал приветствия | Позволяет сплачивать детей, создавать атмосферу группового доверия и принятия. Ритуал может быть придуман самой группой |
2 | Разминка — воздействие на эмоциональное состояние детей, уровень их активности. (Психогимнастика, музыкотерапия, танцевальная терапия, цветотерапия, телесная терапия, пальчиковые игры.) | Разминка выполняет важную функцию настройки на продуктивную групповую деятельность. Она проводится не только в начале занятия, но и между отдельными упражнениями. Разминочные упражнения выбираются с учетом актуального состояния группы. Одни позволяют активизировать детей, поднять их настроение; другие, напротив, направлены на снятие эмоционального возбуждения |
3 | Основное содержание занятия — совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение задач данного занятия. (Игротерапия, сказкотерапия, проигрывание ситуаций, этюды, групповая дискуссия.) | Приоритет отдается многофункциональным техникам, направленным одновременно на развитие познавательных процессов, формирование социальных навыков, динамическое развитие группы. Важен порядок предъявления упражнений и их общее количество. Последовательность предполагает чередование деятельности, смену психофизического состояния ребенка: от подвижного к спокойному, от интеллектуальной игры к релаксационной технике. Упражнения располагаются в порядке от сложного к простому (с учетом утомления детей). Количество игр и упражнений 2–4 |
4 | Рефлексия занятия — оценка занятия. Арт-терапия, беседы | Две оценки: эмоциональная (понравилось — не понравилось, было хорошо — было плохо и почему) и смысловая (почему это важно, зачем мы это делали) |
5 | Ритуал прощания | По аналогии с ритуалом приветствия |
Работаем и развиваем личность в себе: зачем нужны занятия с психологом?
Другое дело — обращение за помощью к специалисту в области душевного здоровья — психологу. Хотя внешне психотерапия выглядит как разговор двух людей, консультация у психолога не имеет ничего общего с дружеской беседой. Психолог не поучает, не говорит, что чувствовать и делать клиенту в связи со сложившейся в его жизни сложной ситуацией.
Единственный способ выхода из жизненного кризиса — личностный рост. Задача психолога — грамотно направлять этот процесс, подстраховывать клиента на пути изменений. Терапевт с помощью специальных психологических приемов помогает исследовать клиенту неосознаваемые переживания настоящего и прошлого.
Результат занятий с психологом — повышение осознанности, принятие своей индивидуальности, рост самооценки. Человек начинает осознавать скрытые причины перемен в своем поведении, настроении. И теперь видя свой жизненный путь более ясно, принимает новые, более эффективные решения, которые помогают ему улучшить отношения с окружающими, достигать больших успехов в профессиональной сфере.
В решении психоэмоциональных трудностей помогают не только индивидуальные консультации, но и групповые занятия с психологом. Отношения, складывающиеся между участниками группы, создают благоприятные условия для психологических изменений. Группа является обществом в миниатюре.
Советы психолога: простые психологические занятия с детьми
Избавиться от накопленного стресса, агрессии помогут:
- битье подушки;
- энергичные танцы;
- первобытный клич: попросите малыша встать с широко расставленными ногами, поднятыми вверх руками и прокричать какой-нибудь боевой клич;
- приготовление теста: малыш с огромным чувством гордости возьмется помогать вам на кухне, с огромным удовольствием будет пачкать руки в муке, месить тесто, и незаметно для себя снимет стресс.
Способствуют регуляции дыхания и успокоению нервной системы:
- выдувание мыльных пузырей;
- пение;
- задувание свечей: относите свечи от малыша все дальше и дальше с каждым успешным их задуванием;
- брюшное дыхание: попросите ребенка представить, что его животик — надувной шарик, который нужно надуть при вдохе и сдуть при выдохе.
Другие способы успокоить ребенка:
- наблюдение за рыбками (снижает кровяное давление и частоту сердечных сокращений): сводите малыша в океанариум, а лучше приобретите аквариум для дома;
- обратный отсчет — требует дополнительной концентрации и отвлекает от неприятных переживаний: попробуйте вместе считать звезды, листья на деревьях, прохожих за окном;
- рукоделье — вязание, плетение браслетика, шитье одежды для кукол легко вводит ребенка в спокойное состояние.
Научите малыша понимать и озвучивать свои негативные эмоции. Придумайте специальные названия, которые помогут ребенку быстро их распознать и дадут рассмотреть как бы со стороны. Например, вместо «ты злишься?», можно спросить «в тебе опять проснулся Халк (склонный к гневу персонаж комиксов)? Почему он злится?».
С детьми впечатлительными, тревожными рекомендуется рисовать, добавлять забавные детали объекту страха на рисунке. Проявляющийся при рисовании интерес постепенно гасит негативные эмоции.