Зулейха открывает глаза. Почему сериал про ссылку кулаков в СССР бьёт рейтинги

Тайна генсека. что заставило сталина подарить квжд китаю

В феврале 1950 года Иосиф Сталин проявил невероятную щедрость, безвозмездно передав Китаю КВЖД со всей инфраструктурой. По одной из версий, Сталин сообщил об этом Мао, зайдя к нему в комнату с подносом в руках.

«китовый» грипп для молодых. как в ссср обнаружили самую загадочную эпидемию

Свирепствовавший в Советском Союзе вирус гриппа выкашивал молодёжь до 25 лет. От него погибали молодые люди во всех регионах страны, данные до сих пор засекречены, но конспирологи насчитали миллион погибших.

Леонид млечин: это фильм о коллективизации и раскулачивании. и о внутреннем враге! | программы | отр

Общественное телевидение России
продолжает приуроченный к столетию революции показ вошедших в историю
художественных фильмов. Эти фильмы вы сможете увидеть только на нашем канале.
Судя по откликам, вам интересно. Потому что это история нашей страны.  Как бы далеки ни были фильмы от реальных
событий, эти ленты сами по себе — часть нашей жизни.

Вы увидите снятый в 1935 году на «Мосфильме» фильм с пугающим
названием «Вражьи тропы». Но не пугайтесь.
И не пропустите эту ленту.

Режиссер фильма —
Ольга Преображенская. Театральная актриса, 
она училась в школе Художественного театра, играла  у великих — у самого Мейерхольда, у Таирова,
создателя Камерного театра. Она знала, чего можно добиться  от актера и как!  Ее интересовал человек на экране. Поэтому ее
фильмы смотреть интересно. Там есть герои, их страсти, переживания, страдания.

Она рано
заинтересовалась кинематографом. Играла в немом кино, успешно. Сама захотела
снимать — еще до революции. Окончила школу-студию МХАТ уже как режиссер.  В те годы ее обвиняли в безыдейности,
Партийные критики  разносили в пух и
прах. А зрители ее фильмы очень любили. Кассовые ленты, как бы теперь
сказали. 

Вместе с режиссером и сценаристом Иваном Правовым
Преображенская впервые инсценировала роман Михаила Шолохова «Тихий Дон» в 1927
году. Партийная печать была крайне недовольна. Фильм не выпускали на экране. Но
самому Шолохову фильм понравился. Фильм все-таки попал в прокат.

Почему я вспомнил экранизацию «Тихого Дона»? Потому что
исполнители двух главных ролей — Григория Мелехова и Аксиньи — играют в фильме,
который вы сейчас увидите. Григория Мелехова сыграл Андрей Абрикосов с его
«звериной мощью и обаянием». Слишком чувственная натура для положительного
героя в советском кинематографе. Поэтому в фильме «Вражьи тропы» он играет
врага советской власти.

Аксинью сыграла  Эмма
Цесарская, ее яркую чувственную красоту не забудешь.  Замечательный художник Орест Верейский,
который иллюстрировал «Тихий Дон», Аксинью писал с Эммы Цесарской. Она
исполняет одну из двух главных женских ролей во «Вражьих тропах». Почему она
исчезла из истории кинематографа? Вскоре после выхода ленты «Вражьи тропы»,
в  1937 году, арестовали и расстреляли ее
мужа, чекиста, капитана госбезопасности. А ее изгнали из кино. Ее
кинематографическая карьера была сломана.

А карьера Марины Ладыниной, 
которая станет из самых популярных киноактрис, народная артистка СССР,
пять сталинских премий, начинается именно с этого фильма. «Вражьи тропы»
изменили ее судьбу. На съемках она познакомилась с режиссером Иваном Пырьевым.
Он ради нее уйдет из семьи. И станет 
снимать ее в своих фильмах в главных ролях, создаст всесоюзную славу ей
и себе.

Фильм, который вы сейчас увидите,  — это любовная история. Сражение за сердце
красивой женщины, которое идет  между
большевиком и сыном кулака.

Это музыкальный фильм. Звучит несколько песен. Музыка —
популярного в ту пору композитора Дмитрия Покрасса, а дирижирует оркестром его
брат Даниил Покрасс.

Фильм «Вражьи тропы» поставлен по раннему роману Ивана
Петровича  Шухова «Ненависть». Автор
родом из этих мест, где русские казаки жили вместе с казахами-степняками. Его
первые опыты в литературе одобрил  Максим
Горький.

Сын
Шухова с горечью пишет, что  в фильме
прозвучала песня:

 
Позарастали стежки-дорожки,

 
Где проходили  милого ножки.

Слова Ивана Шухова, хотя считается, что  слова народные. Потом песню выкинули из
фильма. В 1937 году у Шухова были неприятности. Его не посадили. Он уехал в
Казахстан. Много лет был главным редактором литературного журнала «Простор».

Это фильм о коллективизации и раскулачивании. И о внутреннем
враге! Беднота разоблачает кулаков-вредителей и создает колхоз.

Какая трагедия разворачивается на наших глазах! Спасаясь от
раскулачивания, что означало лишение всего имущества и высылку, справный
хозяин, у которого дом — полная чаша, говорит: отрекаюсь от своей жизни,
бесполезной для советской власти, отдаю свой дом под школу. Хотя почему он
должен оставаться без дома? А его сын говорит: отказываюсь от отцовских
нетрудовых капиталов ухожу служить в рабоче- крестьянскую Красную армию.

ПОДРОБНЕЕ:   День инженерных войск ссср

А ему
ехидно: лишенцев в армию не берут

В те годы избирательных прав
лишали так называемые эксплуататорские классы, под эту категорию подпадали и
так называемые кулаки. Они назывались забытым уже словом «лишенцы».
Принадлежность к лишенцам была крайне опасна. По этим же спискам составлялись
другие – на арест и высылку.

А фильме звучат шутки относительно «головокружения». Это  намек на статью Сталина «Головокружение
от успехов», которая была опубликована от 
2  марта 1930 года и вроде бы
призывала умерить рвение в коллективизации. 
Дело в том, что насильственное объединение в колхозы крестьян фактически
ввергло страну в состояние гражданской войны. Насильственные хлебозаготовки,
аресты кулаков привели к массовым восстаниям. 
В 1929-м в стране было 1300 мятежей (по четыре мятежа  каждый 
день).  Крестьяне  резали 
скот и сеяли меньше.  Политбюро
удержало страну под контролем только благодаря 
террору.

  Уполномоченный
грозно говорит.

  — Поперек
дороги нам не становись. Раздавим!

  — Вредный
элемент к слову не допускаю!

  И
добавляет:

  — Мы
здесь, как на войне…

Действие происходит  в
Казахстане. Кто интересует историей Казахстана — знает: для казахского
народа ХХ век это время больших испытаний, хотя в результате они получили
собственное государство. В тридцатые
годы началась коллективизация, которая отняла у людей практически последнее. В
один день всю живность передали колхозу. Собранная скотина осталась без
конкретного хозяина и стала погибать. В край пришел голод…

Власти республики не обладали ни полномочиями, ни
ресурсами и не смогли спасти народ от массового голода, который поразил
Казахстан зимой 1932-1933 года в результате 
коллективизации и раскулачивания. Голод случился потому, что сталинский
режим  принял простое решение: силой
забрать все ресурсы и бросить их на развитие страны, на индустриализацию. В
городе взять было практически нечего, поэтому ограбили деревню.

Главным ликвидным средством было зерно.  Поскольку добровольно крестьяне зерно не
отдавали, то власти прибегли к раскулачиванию крепких хозяев, то есть уничтожению
самой производительной части крестьянства. Раскулачивание, говоря современным
языком, это своеобразная процедура ускоренного банкротства. Разрушение деревни
и привело к массовому голоду. Последствия этой гуманитарной катастрофы
ощущаются и  через многое годы. В исторической
памяти народов – русского, казахского, украинского – навсегда остались
преступные деяния сталинского режима.

Казахстане, 
может быть, пострадал больше других республик. Во время коллективизации
у кочевников-скотоводов отбирали единственное средство пропитания – скот. Люди
умирали от голода. Скот  в колхозах пал
без кормов и без ухода. По статистике в 1928 году в Казахстане насчитывалось в
общей сложности сорок миллионов голов скота. К 1933 году  осталось всего пять миллионов голов!

Я много лет знаком с кадровым чекистом Николаем
Михайловичем Голушко. Он в начале девяностых был  министром безопасности России.
Генерал-полковник Голушко —  человек
высоко профессиональный и мудрый. Он родом из Казахстана. И он всегда вспоминает,
что «родители моей матери — цитирую дословно — погибли в годы великого голодомора,
бушевавшего в тридцатые годы в Северном Казахстане».

Из-за голода и последовавшей за ним эпидемии тифа
погибли миллион семьсот тысяч человек. Это сорок процентов всего казахского
населения. Еще несколько сотен тысяч казахов бежали в соседние Китай, Монголию,
Афганистан, Иран, Турцию… Всесоюзная
перепись населения 1926 года зафиксировала численность казахского населения – 3
миллиона 628 тысяч человек. Перепись 1939 года показала: казахов осталось около
двух миллионов.

Надо отдать
должное президенту Казахстана Нурсултану Назарбаеву. Я с ним встречался,
беседовал. Он произвел на меня сильное впечатление. Так вот президент Назарбаев
в 1993 году подписал закон «О реабилитации жертв политических репрессий», и
тысячи людей, прошедших через сталинские лагеря и тюрьмы, получают ежемесячное
пособие.  Указом президента страны 31 мая
утвердили днем памяти жертв политических репрессий. Первым памятником в новой
столице Казахстана – Астане — стал Мемориал жертвам тоталитарного  режима.

Президент
Казахстана сказал:

  —
История не знает таких примеров, когда правительства так безжалостно уничтожали
бы собственный народ. Я был поражен
масштабностью репрессий тоталитарного режима и тем адским равнодушием, с
которым карательная машина выкашивала жизнь ни в чем не повинных людей… Страшны
не только цифры, хотя за ними трагедия миллионов. Страшно другое – непонимание
порочности тоталитаризма в целом.

ПОДРОБНЕЕ:   Краткая история развития цитологии

Не пропустите фильм
«Вражьи тропы». Это часть нашей истории, нашей жизни.  Как говорил один замечательный писатель,
прошлое не умирает. 

Пострадали все

А на самом деле большевики обескровили и поставили на колени огромную страну, которая до революции росла такими стремительными темпами, что стала угрожать господству англосаксов. Если бы Россия, стоявшая в 1916 году на пороге победы в Первой мировой войне, смогла завершить её в свою пользу, история пошла бы по другому пути.

Короткое время НЭПа быстро сменилось новыми репрессиями, на этот раз направленными против продовольственной опоры России — её крестьян, и под каток попали сотни тысяч крепких крестьянских хозяйств.

Доктор исторических наук Виктор Земсков, который иногда вступает в полемику с западными историками, доказывая, что не было миллионов репрессированных, признаёт, что истинное количество пострадавших от раскулачивания установить невозможно. По его подсчётам, с 1930 по 1940 год было раскулачено, то есть обобрано до нитки, выставлено из домов и сослано в Сибирь, 2 500 000 человек. В ссылке от голода и холода умерло 600 000 человек, подавляющее большинство из них скончались с 1930 по 1933 год.

"Китовый" грипп для молодых. Как в СССР обнаружили самую загадочную эпидемию

«китовый» грипп для молодых. как в ссср обнаружили самую загадочную эпидемию

Свирепствовавший в Советском Союзе вирус гриппа выкашивал молодёжь до 25 лет. От него погибали молодые люди во всех регионах страны, данные до сих пор засекречены, но конспирологи насчитали миллион погибших.

Побочным эффектом сталинской коллективизации, раскулачивания и продажи за границу за золото выращенного российскими крестьянами хлеба стал голод. Если на Украине до 1930 года рождаемость всё ещё превышала смертность в два раза, то в 1933 году смертность превысила рождаемость в четыре раза.

Смертность от голода, вызванного разрушением сельского хозяйства, в 1932–1933 годах в СССР в целом составила не меньше 2,8 млн человек. При этом надо понимать, что советские загсы работали из рук вон плохо, крестьяне маленьких детей часто не регистрировали, поэтому неучтённая смертность могла достигать ещё одного миллиона человек. Всего же, по данным, которые всё ещё нуждаются в уточнении, за два года от голода умерло до 4,5 миллиона крестьян.

В 1934 году смертность в «кулацкой ссылке» в среднем была выше рождаемости почти в три раза. В некоторых регионах она была ещё больше. На Белбалткомбинате НКВД смертность была выше рождаемости в 8,8 раза, в Обь-Иртышской области — в 7,6 раза, в Восточносибирском крае — в 4,1 раза.

В некоторых местах показатели смертности в 40 раз превосходили рождаемость. По другим данным, только в 1934 году по дороге к месту ссылки погибло около 90 тысяч человек.

По информации НКВД, на 1 октября 1941 года количество раскулаченных спецпоселенцев составляло 367 772 человека. Они были «заняты» буквально рабским, подневольным трудом: около трети работали в «системе наркомата земледелия», чуть больше 15% валили лес, 14% — на шахтах, остальные выполняли самую тяжёлую работу на заводах, на строительстве, в рыбной промышленности, в здравоохранении.

Наверное, будет неправильно говорить о репрессиях по отношению только к украинскому или только к татарскому народу. Репрессиям подвергались все — независимо от места жительства или национальности. Причин было много: от пустующей половины в крепком деревенском доме-пятистенке или красивых коней в конюшне, которым завидовал сосед, до обвинения в сепаратизме, в религиозном мракобесии или связях с заграницей.

Раскулачивание татар

Татарский народ, как второй по величине народ в России, в полной мере ощутил на своих плечах тяжесть коммунистического раскулачивания. Так же как и русские крестьяне, татары не особо стремились в колхозы.

Например, в Мордовии к 1929 году в колхозах состояло всего 67 татарских крестьянских хозяйств. После активного «закручивания гаек» (а к 1930 году местные советы запланировали согнать в колхозы 55% крестьян) начались массовые выступления местного населения.

Среди ссыльных раскулаченных Мордовии количество татар достигало 40%. Например, в Темниковском районе количество татарского населения составляло всего 14%, а среди ссыльнораскулаченных их было 38%.

Документы по Рязанской губернии тоже свидетельствуют о том, что среди татар процесс коллективизации проходил сложно. Татары сопротивлялись большевикам, саботируя работу, уничтожая колхозное имущество, поджигая сельсоветы. Иногда доходило и до убийства активистов-колхозников.

Тайна генсека. Что заставило Сталина подарить КВЖД Китаю

Тайна генсека. что заставило сталина подарить квжд китаю

В феврале 1950 года Иосиф Сталин проявил невероятную щедрость, безвозмездно передав Китаю КВЖД со всей инфраструктурой. По одной из версий, Сталин сообщил об этом Мао, зайдя к нему в комнату с подносом в руках.

ПОДРОБНЕЕ:   История развития цитологии эмбриологии и гистологии

Справедливости ради стоит заметить, что не все татары сидели и ждали, когда за ними придут. Татары со Среднего Поволжья и из Татарстана бросали дома, оставляли скот и уезжали в Среднюю Азию или в Закавказье. А татары, проживавшие в местах, сопредельных с Пензенской, Саратовской и Симбирской областями, бежали на нефтепромыслы в Баку. Отток крестьян вызвал падение коллективизации в некоторых сёлах на 25%.

Такое предвзятое отношение к татарам было обусловлено не только тем, что они не отказывались исповедовать ислам, но и подозрениями в сепаратизме и в связях с татарами за границей. Дело в том, что богатые городские татары в 1920-х годах нелегально переходили границу с Финляндией, обосновывались там и сохраняли связи с земляками, материально помогая мусульманским общинам в СССР.

В 1923 году возникло «дело ленинградского имама Мусы Бигеева», которого арестовали после того, как в Берлине была опубликована его книга «Азбука ислама». В освобождении имама немалую роль сыграли финские татары, которые упросили вступиться за своего лидера турецкое правительство. Имама освободили, и в 1930 году Бигеев бежал из СССР.

В ответ ОГПУ арестовало 27 имамов и священнослужителей Ленинграда, среди которых были видные духовные лидеры мусульман — Якуб Халеков и Кемаль Басыров. Их обвинили в контрреволюционной деятельности и посадили на сроки от трёх до десяти лет.

В результате репрессий по всему СССР появились диаспоры татар. Например, руководитель магнитогорского филиала Института истории Салават Ахметзянов подсчитал, что в строительстве Магнитогорска принудительно участвовало около 14 тысяч татар-мусульман и около 800 крещёных татар.

По данным портала «Инфо-ислам», почти 20 тысяч татар было вывезено в Иркутскую область — их расселили по разным районам, но основная часть была привезена в Черемхово, где располагался Сиблаг. До сих пор Черемхово остаётся религиозным центром мусульман в этом регионе.

Жительница Черемхова, в прошлом шестилетняя «спецпереселенка», Марзия Латыпова в интервью журналистам рассказывала, что везли их из Уфы в товарном вагоне. Было холодно, есть было нечего, и каждый день кто-нибудь умирал, в основном старики и дети. В бараке, где их поселили, спали на полу вповалку: мать и пятеро детей, а отца — муллу — арестовали ещё в Уфе.

Татарки «открыли глаза»

Что же касается внешнего вида татарской женщины 1930-х годов XX века, то изменение быта коснулось её ещё до революции. Примером этому может быть татарская учительница Зухра Тагирова-Салехова, которая боролась за права женщин-мусульманок. Её отец Шакирджан Тагиров придерживался светских взглядов на воспитание дочерей, поощрял их желание ходить с непокрытой головой, что для мусульманской женщины начала XX века было чрезвычайно смело.

Зухра писала о правах женщин в газету «Казан мөхбире» («Казанский вестник»), и её публикации вызывали многочисленные отклики у татарок. В результате в газете даже появились рубрики «Мир женщин» и «Голос женщин». Разумеется, Зухра не была «забитой и тёмной» и не жила с нелюбимым мужем и деспотичной свекровью.

Справедливости ради стоит признать, что в начале XX века в мусульманских сёлах родители могли отдать 15-летнюю девочку замуж за нелюбимого мужчину. Такую историю, например, до сих пор передают из уст в уста в татарском селе Шулдат Красноярского края.

Внешний вид татар стремительно менялся уже в 1920-х годах, когда мужчины стали носить русскую одежду. Большую роль в этом сыграло распространение швейных машинок. В Кистякской волости женщины мечтали о том, чтобы власти издали указ, запрещающий им носить традиционные головные уборы. В сельские районы проникала городская культура, и под её влиянием одежда жителей Татарстана упрощалась и унифицировалась.

Да и политика большевиков была направлена на уничтожение самоидентификации народов России. Унификация и обезличивание уже тогда проникали не только в татарскую среду, но и в среду русских, чувашей, марийцев, коми.

Большевики стремились создать сверхнацию — советский народ, и репрессии как механизм истребления самых ярких представителей этносов, уничтожения народного быта становились лишь одним из механизмов ликвидации национальной идентификации людей. Так стоит ли ругать создателей фильма за то, что они лишь воспроизвели одну из примет эпохи?

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Медицинский взгляд на еду
Adblock
detector