Диагностика дисграфии: выявление видов расстройства письма

Аграмматическая дисграфия

Аграмматическая дисграфия связана с расстройством понимания связи между разными членами предложения, их зависимости друг от друга. Школьник делает ошибки при изменении слов по роду, числу, падежам (голубая платье, добрый девочка), употреблении глаголов в различной форме, пространственных предлогов (на, под, за, в).

Выявление профессионалом аграмматического расстройства письма у детей предполагает применение следующих методик: написание диктанта, письменные и устные тестовые задания с использованием наглядных пособий.

В диктанте ребенка с аграмматическими нарушениями будут найдены многочисленные ошибки, исправления, связанные с окончаниями прилагательных, существительных, написанием префиксных глаголов, пропусков слов и словосочетаний.

Тесты для аграмматических дисграфиков включают задания на проверку понимания:

  1. Различий единственного и множественного числа существительных, прилагательных и глаголов:

Написать форму употребления слова в указанном количестве: одна кружка, две_______, семь______.

  1. Падежных и родовых окончаний прилагательных:

Употребить слово, указанное в скобках, в нужной форме: съесть (сочный) грушу.

  1. Изменения глагольных префиксов:

Поставить глагол в скобках в требуемой форме прошедшего времени: он (идти) из подъезда, он (идти) в подъезд

  1. Применения глаголов совершенного и несовершенного вида:

Употребить глагол в нужной форме: Вчера после прогулки он пришел домой и (есть) две тарелки картошки с селедкой. Сейчас Сергей( есть)на кухне борщ.

  1. Определения рода глагола в прошедшем времени:

Вставить глагол в прошедшем времени: собака (бежать), кот (бежать)

  1. Залоговых отношений:

Употребить глагол в активной и пассивной форме: мальчик (мыть) сам, папа (мыть) мальчика.

  1. Предлогов, которые выражают пространственные отношения вещей:

Вставить предлоги: найти вещь__столом, поставить тапки__кровати, купить укроп__рынке.

  1. Взаимосвязь предметов и явлений – что было до, что после; кто был впереди, кто сзади:

Ответить на поставленный вопрос: Жираф стоял позади слона, но впереди бегемота. Кто был первым?

В устных тестах обычно используются картинки, карточки для удобства работы и более осознанной постановки диагноза. Здесь даются задания на составление и записывание самим ребенком словосочетаний и предложений с помощью наглядных пособий.

Дети без нарушений письменной речи напишут такой тест без труда, допустив минимум ошибок. Дети с аграмматической дисграфией выполняют правильно не более 60-70% заданий.

Акустическая дисграфия

У детей с акустическим расстройством письма нет проблем с произношением, но нарушено звуковосприятие. Они путают сходные по звучанию буквы. Например, вместо глухих согласных используют звонкие (п-б, к-г, т-д), вместо гласных 2 ряда – мягкий знак, одну шипящую согласную заменяют на другую (ф-с, с-ш), не обозначают мягкость звука.

Такой вид нарушения письменной речи определяют чаще с помощью диктанта.

Задания под диктовку:

  1. Они любовались закатом (ю-ь, ью).
  2. В одиннадцать часов он должен был прийти (т-д)
  3. Саша съела одну сушку, остальные положила в шкаф (с-ш).
  4. Холодная капля упала мне на ладонь (я-ь, йа).
  5. Он взял коричневую бутылку и кинул ее в полное ведро (замена гласных 2 ряда).
  6. Поп упал и ушиб свой лоб (б-п).
  7. Воробьи налетели на плетень (ь)

Акустический дисграфик в таком диктанте неправильно запишет слова, заменяя в них буквы на одну или несколько схожих по звучанию. На основе подобных заданий можно составлять тесты с пропуском букв.

Артикулярно-акустическая дисграфия

При такой форме дисграфии ребенок неправильно произносит определенные слова, из-за чего возникают ошибки в их написании (путает буквы р-л, к-г, ж-з, ш-с, ш-ф). Определить артикуляционные нарушения помогут методы тестирования, диктанты и устное общение с логопедом.

Диктант и тестовые задания выявят путаницу в написании тех букв, которые чаще всего не выговаривают дети.

Тест для определения артикулярных расстройств письма:

  1. Вставить одну из указанных букв:

a) т(л,р)акто(р,л), (з,ж)у(ж,з)елица;b) (г,к)остер, (Ш,с)а(с,ш)а;c) (ц,ч)ек, (с,ц)апля

  1. Вставить нужную букву:

a) Мама п_иготови_а вкусный пи_ог;b) Пчела у_алила его_у;c) Вело_ипед ехал по _оссе;d) Ска_ут на лошадях _етыре ры_аря;e) _обака уку_ила _аря.

Общение с логопедом покажет, присутствуют ли ошибки в произношении звуков, насколько они влияют на качество письма. Если школьник неправильно произносит какой-то звук, то и писать его может с ошибками.

Диагностика видов дисграфии

В зависимости от типа ошибок, которые чаще делает ребенок с диагнозом дисграфии, выделяют 5 ее видов:

  • аграмматическая;
  • оптическая;
  • артикулярно-акустическая;
  • акустическая;
  • дисграфия с расстройством языкового анализа и синтеза.

Диагностика каждого вида нарушения письма отличается определенной методикой и имеет свои особенности.

Дисграфия с нарушением языкового анализа и синтеза

Этот вид дисграфии выражается в нарушении восприятия слова как совокупности слогов, а предложения как совокупности слов, словосочетаний. Дети с таким отклонением переставляют местами, пропускают буквы (согласные при их стечении, гласные), даже целые слова, пишут по 2 буквы подряд. Диагностика осуществляется на основе проведения диктантов и тестов.

Диктант у школьника с нарушением языкового анализа, синтеза покажет пропуски букв, словосочетаний, слитное их написание, перестановку местами букв и слогов. Самопроверка при этом поможет лишь частично.

Также этот вид дисграфии определяют путем проведения тестов. В них используют задания на составление слов из букв, предложений – из слов, расчет количества слогов в слове.

Пример теста:

  1. Собрать слово из букв:

a) БЛАОКО;b) НОКО;c) ШОРГОК.

  1. Составить слово из слогов:

a) РЕ КА ТА;b) РАТ ПИ;c) СТРЮ КА ЛЯ.

  1. Определить количество букв:

a) река;b) корень;c) дубина.

  1. Сосчитать количество слогов:

a) ПИРАМИДА;b) СОЛОМАc) ПИРАТ.

  1. Составить из слов предложение:

a) пошла в Маша сад;b) кость у грызет собака будки;c) на залезла кошка дерево.

Дисграфия. диагностика и коррекция

Проблема нарушений письменной и устной речи у
учащихся начальных классов одна из самых
актуальных на сегодняшний день в
общеобразовательной школе, так как эти два
процесса из цели начального обучения
превращаются в средство дальнейшего получения
детьми знаний. (Презентация.
Слайд 1, 2)

ПОДРОБНЕЕ:   Интегрированный урок по литературе и английскому языку "Первая встреча с Д.Г. Байроном. Человек и время (человек в истории и история в человеке)"

Работая в школе, мне часто приходится
сталкиваться  с проблемой большого количества
дисграфических ошибок у учащихся 1-4 классов.

Количество учащихся начальных
классов ГОУ СОШ № 438 с различными видами речевых
нарушений (по состоянию на январь 2009 года)

(Презентация.
Слайд 3)

I. Особенности письменной и устной речи, и
их развитие

Письменная и устная речь – это две формы
речевой функции
. Они являются основным
средством общения в человеческом обществе,
однако письменная речь является более поздней по
времени возникновения формой  существования
языка.
При переходе от устной речи к письменной,
звуковое оформление языка сменяется
графическим. В связи с этим сменяются и
усложняются и сами механизмы речи. (Презентация.
Слайд 4)
Процесс письма обеспечивается согласованной
работой четырёх анализаторов: 
речедвигательного, речеслухового,
речезрительного ( деятельность которого
выражается в анализе и синтезе зрительных
впечатлений от воспринимаемого текста при
помощи особо организованных для этого движений
глаз) и двигательного анализатора (тонкие
движения пишущей руки). (Презентация.
Слайд 5)
Одним из основных отличий  письменной речи от
устной являются дополнительные  средства
выражения значений языка. Понимание устной речи
облегчается выразительностью речи, жестами,
мимикой, а также общей ситуацией, в которой
реализуется речь. В процессе письменной речи всё
это заменяется употреблением знаков препинания,
красной стороки, заглавной буквы, различным
написанием одинаково звучащих, но разных по
смыслу слов, подчёркиванием, выделением другим
шрифтом, а также сопровождающими текст
рисунками, таблицами и т.д.
Устная речь формируется первой, а письменная
является надстройкой над уже созревшей устной
речью. Устная речь развивается в процессе
практического общения ребёнка со взрослым ,
главным образом на основе подражания речи
окружающих, в то время каковладение
письменной речью требует обучения,
последовательного осознания всего процесса
письма.

Собственно письмо включает в себя ряд
специфических операций:
(Презентация.
Слайд 6)

  1. Анализ звукового состава слова, подлежащего
    записи.
    1. Первым, и основным,  условием письма является
      определение последовательности и количества
      звуков в слове.
    2. Вторым условием является уточнение звуков, т.е.
      превращение слышимых в данный момент звуковых
      вариантов в чёткие обобщённые речевые
      звуки-фонемы. В начале эти процессы протекают
      спонтанно, но в дальнейшем они автоматизируются.
      Акустический анализ и синтез протекают при
      ближайшем участии артикуляции.
  2. Перевод фонем в графемы, т.е. в зрительные схемы
    графических знаков с учётом пространственного
    расположения их элементов.
  3. «Перешифровка» зрительных схем букв в
    кинетическую систему последовательных движений,
    необходимых для записи слова ( графемы
    переводятся в кинемы).

II. Причины возникновения нарушений письма
у детей

(Презентация. Слайд 7)
Нарушение письма  (и чтения) является самой
распространённой речевой патологией у младших
школьников.

Этиология.

  1. Патогенные факторы, которые воздействуют на
    пренатальный, натальный и постнатальный периоды.
  2. Наследственные факторы, которые создают
    неблагоприятный фон, предрасполагающий к
    возникновению нарушений чтения и письма
    (задержка развития речи, нарушение
    латерализации).
  3. Органические причины: повреждения корковых зон
    головного мозга, учавствующих в процессах чтения
    и письма; запаздывание созревания этих систем
    головного мохга, нарушения их функционирования.
  4. Функциональные повреждения: внутренние
    (например, длительные соматические заболевания)
    и внешние (неправильная речь окружающих, дефицит
    речевых контактов, двуязычие в семье,
    недостаточное внимание к речевому развитию
    ребенка со стороны взрослых, неблагоприятная
    обстановка в семье ).

Таким образом, в этиологии дисграфии
участвуют как генетические, так и экзогенные
факторы (патология беременности, родов, асфиксии,
травмы головного мозга, детские инфекционные
заболевания). Кроме того есть факторы,
задерживающие формирование психических функций,
которые участвуют в процессе письма (и чтения).

Дисграфия это частичное
нарушение процессов письма, проявляющееся в
стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных
несформированностью высших психических функций,
учавствующих в процессах письма.

(Презентация. Слайд 8)

1. Симптоматика дисграфии:

Речевые симптомы:

  • ошибки на уровне букв (искажённое написание
    букв, замены букв, пропуски букв)
  • ошибки на уровне слова (искажение
    звукобуквенной структуры слова, а именно
    пропуски, перестановки, добавления, персеверации
    букв и слогов);
  • ошибки на уровне предложения (слитное или
    раздельное написание слов, аграмматизмы на
    письме).

Неречевые симптомы:

  • неврологические нарушения;
  • нарушение познавательной деятельности;
  • нарушение восприятия;
  • нарушение памяти;
  • нарушение внимания;
  • нарушение моторики;
  • нарушение зрительно-пространственных
    ориентировок;
  • психические нарушения.  И т.д.

2. Механизмы дисграфии:   (Презентация. Слайд 9)

  1. Фонетические дефекты речи;
  2. Недостаточность слуховых дифференцировок;
  3. Нарушение языкового анализа и синтеза;
  4. Недоразвитие грамматического строя речи;
  5. Несформированность зрительно-пространственных
    функций и буквенного гнозиса.

Так же все эти нарушения письма встречаются у
детей с сохранным интелектом и часто сочетаются
с недостаточностью таких ВПФ как память,
внимание, переключаемость с одного вида
деятельности на другой, зрительный гнозис и др.
(А.Н. Корнев).

3. Классификация дисграфии. (Презентация.
Слайд 9)
Наиболее распространённой является 
классификация дисграфии, в основе которой лежит
несформированность отдельных операций процесса
письма (разработана сотрудниками кафедры
логопедии ЛГПИ им. А.И. Герцена).

  • Артикуляционно-акустическая
    дисграфия (М.Е.Хватцев) – это дисграфия на

почве расстройств устной речи, или
«косноязычие в письме». (Презентация.
Слайд 10)
Механизмом  является неправильное
произношение звуков речи, которое отражается на
письме: ребёнок пишет слова так, как он их
произносит. По мнению Р.Е.Левиной, Г.А.Каше, Л.Ф.
Спировой и др. недостатки звукопроизношения
отражаются на письме только в том случае, когда
они сопровождаются нарушением слуховой
дифференциации, несформированностью
фонематических представлений.
Проявляется в смешениях, заменах, пропусках букв,
которые соответствуют смешениям; заменах или
отсутствию звуков в устной речи.  Иногда
сохраняется и после того, как устранены
нарушения в устной речи. Причина в том, что  нет
достаточной опоры на правильную артикуляцию.
Коррекционная работа при
артикуляционно-акустической дисграфии:
коррекция звукопроизношения, развитие
фонетического слуха и фонематического
восприятия.

ПОДРОБНЕЕ:   Занятие по профориентации "Профессия психолога. Кто это?"

(Презентация. Слайд
11)

  • Дисграфия на основе нарушения фонемного
    распознавания или акустическая дисграфия.
    (Презентация. Слайд 12)

Механизмом  является неточность слуховой
дифференциации звуков, кинестетического
анализа, операции выбора фонемы.
Проявляется в заменах букв, обозначающих
фонетически близкие звуки, в нарушениях
обозначения мягкости согласных на письме.
Смешиваются – твёрдые и мягкие согласные,
свистящие и шипящие, звонкие и глухие,
африкаты  и их компоненты (ч-т’ «черчит,
утитель» ,ч-щ «хичный, чепки», ц-т «цвецёт, пцицы»,
ц-т’ «тьветёт, типлёнок», ц-с «куриса, рельцы», с-ш
«гнёздыско, шушим», з-ж «привежли, излозение», б-п
«бодарил, пельё», д-т «тавно, ситит», г-к 
«клавный, собага» и т.д …) лабиализованные 
гласные О-У «звенит рочей; дедошка», Ё-Ю « клёква;
перелютные птицы». 
(В некоторых случаях у детей с этой формой
дисграфии наблюдаются неточности
кинестетических образов звуков, которые
препятствуют выбору фонемы и соотнесению её с
буквой)
Коррекционная работа: развитие фонетического
слуха и фонематического восприятия. (Презентация.
Слайд 13)

  • Дисграфия на почве нарушения языкового
    анализа и синтеза.

(Презентация. Слайд
14)

Механизмом является нарушение различных форм
языкового анализа и синтеза. При данном
нарушении ребенок затрудняется в сплошном
потоке устной речи выделить какие-то отдельные
слова и затем разделить эти слова на слоги и
звуки. В итоге правильная запись слов, не говоря
уже о фразах, становится невозможной.
Проявляется  в искажениях структуры слова и
предложения.

На уровне слова:

– пропуски согласных при их стечении (стрела –
«трела», дожди – «дожи», кричат – «кичат»»);
– пропуски гласных (санки – «снки»», «собака –
«сбака»);
– вставка лишних букв (стол – «стлол»);
– перестановки букв (тропа – «прота», ковром –
«корвом», двор – «довр»)
– добавление букв (весна – «весная», тоскали –
«тосакали»)
– пропуски, добавления, перестановки слогов
(бегемот – «гебемот», голова – «говола».

На уровне предложения:

– слитное написание слов, особенно предлогов с
другими словами (Были чудные дни. – «быличудные
дни». На ветвях ели и сосны. – «Наветвях елии
сасны»).
– раздельное написание слов (приставок, корня) –
Летом по реке идут пароходы – «Летам пореке и дут
парходы.»
– запись целого предложения в виде одного (к тому
же чаще всего искаженного) «слова» (Цветы стояли
на столе – «ЦВТЫСТЯТНАСТЛЕ»).

Коррекционная работа:  

– развитие языкового анализа и синтеза,
– развитие слогового анализа и синтеза,
– развитие фонематического анализа и синтеза. (Презентация. Слайд № 15)

  • Аграмматическая дисграфияпроявляется
    в аграмматизмах на письме.

(Презентация. Слайд
№ 16)

Механизмом является несформированность
лексико-грамматического строя речи:
морфологических и синтаксических обобщений (Р.И.
Лалаева, С.Б. Яковлева и др.).
Аграмматическая дисграфия обычно проявляется с
3-го класса, когда школьник, уже овладевший
грамотой, «вплотную» приступает к изучению
грамматических правил. И здесь, вдруг,
обнаруживается, что он никак не может овладеть
правилами изменения слов по падежам, числам,
родам. Это выражается в неправильном написании
окончаний слов, в неумении согласовать слова
между собой.
Проявляется: на уровне слова, словасочетания,
предложения и текста.

На уровне слова.

  1. Искажение морфологической структуры слова,
    замена префиксов и суффиксов (напала – «попала»,
    ежата – «ежонки», рука – «рукища»);
  2. Изменение падежных окончаний («много деревов»);
  3. Нарушение предложных конструкций (над столом –
    «на столом»)
  4. Изменение падежа местоимений (около него –
    «около ним»);

На уровне словосочетения и предложения.

  1. Нарушение  согласования (сущ. прил., сущ.
     числ., – «белая облака», «весёлые день»,
    «красивое сумка», «пять собаки», семь бабочков»
    и.т.д.);
  2. Нарушение согласования слов в предложении (Дети
    учатся в школе. – «Дети учится школе». Грибы
    растут под ёлками. – «Грибы растут под ёлки».).

Коррекционная работа: развитие
лексико-грамматического строя речи. (Презентация.
Слайд 17)

Механизмом является недоразвитие
зрительно-пространственных функций: зрительного
гнозиса, зрительного мнезиса, зрительного
анализа  и синтеза, пространственных
представлений.

Проявляется:

– в искажённом воспроизведении букв на письме
(неправильное воспроизведение
пространственного соотношениябуквенных
элементов, зеркальное написание букв,
недописывание элементов, лишние элементы);
– в заменах и смешениях графически сходных букв.
(По одному элементу Л-М, П-Т, И-Ш, или состоящие из
сходных элементов, но различно расположенных в
пространстве В-Д,  Э-С).

Оптическую дисграфию подразделяют на
литеральную и вербальную.

Литеральная – трудности воспроизведения
изолированных букв.
Вербальная– воспроизведение
изолированных букв сохранено, но при написании
слов отмечаются искажения букв, замены и
смешения графически сходных букв.

Коррекционная работа: развитие
зрительно-пространственных функций:

  • зрительного гнозиса,
  • зрительного мнезиса,
  • зрительного анализа и синтеза,
  • пространственных представлений.  
    (Презентация. Слайд 19)

Список использованной литературы:

  1. Ефименкова Л.Н. «Коррекция устной и
    письменной речи учащихся начальных классов» –
    М., 2001 г.
  2. Корнев А.Н. «Нарушение чтения и письма у
    детей». – С-Петербург, И.Д «МиМ», 1997 г.
  3. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. «Диагностика
    и коррекция нарушений письма у младших
    школьников.» – С.-Петербург., Союз, 2001 г.
  4. Правдина О.В. «Логопедия» – М. Просвещение,
    1973 г.
  5. «Речевое развитие младших школьников» Сборник
    статей под редакцией Н.С. Рождественского. – М.,
    Просвещение, 1970 г.
  6. Садовникова И.Н. «Нарушение письменной
    речи и их преодоление у младших школьников» – М.,
    Владос, 1995 г.

Каковы причины дисграфии?

Безошибочное написание слов, выражение своих мыслей на бумаге во многом зависит от правильного формирования устной речи.

Существует 2 группы причин появления дисграфии:

  1. Заболевания, перенесенные на разных этапах становления нервной системы и головного мозга. К ним относятся болезни матери при беременности, родовые травмы, дальнейшие серьезные инфекции и повреждения жизненно важных органов.
  2. Социально-психологические: общение с людьми, имеющими дефекты произношения, обучение с раннего детства нескольким языкам (например, в двуязычных семьях), отсутствие корректировки ошибок речи со стороны родителей.
ПОДРОБНЕЕ:   Дуэль Базарова и Павла Петровича Кирсанова в романе Тургенева «Отцы и дети»

Указанные факторы часто приводят к формированию нестандартного звукопроизношения и звуковосприятия (фонематического слуха), негативно влияют на лексическую, грамматическую и связную составляющие речи ребенка.

Методы выявления дисграфии

Выявление дисграфии – сложный процесс, в основе которого лежит решение следующих задач:

  1. Отличить недуг от незнания правил написания слов.
  2. Разграничить этот вид нарушения с патологиями органов зрения, слуха, лор-органов.
  3. Определить форму заболевания.

Если возникает подозрение на наличие патологии у ребенка, нужно проконсультироваться со специалистами:

  • офтальмолог – увидит глазные заболевания и нарушения мозгового кровообращения;
  • отоларинголог – обследует на наличие болезней горла, ушей и носа;
  • стоматолог – увидит дефекты строения зубов, которые могут мешать правильно произносить слова и косвенно способствуют неграмотному их написанию;
  • невролог – определит состояние центральной нервной системы, существующие в этой области проблемы;
  • логопед – выявит наличие дефектов устной речи и их взаимосвязь с ошибками на письме, определит вид дисграфии.

Выделяют основные этапы диагностики дисграфии:

  1. Исследование письменных работ.
  2. Изучение физического, психического, речевого развития пациента, состояния органов зрения, слуха.
  3. Обследование артикулярного аппарата, ручной и речевой моторики, определение главной руки.
  4. Исследование уровня звуковосприятия, звукопроизношения, словарного запаса ребенка, знания и использования им лексико-грамматических основ.
  5. Проведения проверки письменной речи.

Анализ письменной речи предполагает выявление расстройства путем предоставления ребенку различных письменных заданий, после выполнения которых выносится вердикт. Виды письменных заданий для диагностики дисграфии: списывание с рукописного и печатного текстов, описание картинок, диктанты, тесты.

У детей-дошкольников риск возникновения последующих проблем с письмом выявляется по качеству рисунков. Рисуют потенциальные дисграфики возраста 3-6 лет неохотно, неровными линиями, отрывисто, нечетко. Это часто связано с неразвитыми мышцами пальцев рук и слаборазвитой моторикой рук.

Оптическая дисграфия

Дети с оптической дисграфией путают буквы с похожими на них визуально (Ш-Щ, Х-Ж, Ц-Щ, А-Д). Для обнаружения проблемы существует много методов: диктант по линиям, текстовый диктант, срисовывание с образца, тесты, списывание с печатного и рукописного текстов.

Диктант по линиям проводится следующим образом: взрослый управляет движениями карандаша ребенка с помощью устных указаний. Пример диктанта:

Поставь точку посредине листа, проведи линию на одну клетку вверх, теперь на 2 клетки вправо и еще на5 клеток вниз. Здесь нарисуй круг, проведи линию вниз.

Можно включать любые указания, способные определить степень внимательности школьника. Оптическому дисграфику будет сложно сосредоточить внимание и выполнить безошибочно такое задание.

Срисовывание предмета с наглядного пособия помогает выявить невнимательность в копировании образов. Здесь можно поставить перед детьми, например, несложный рисунок дома, нескольких геометрических фигур.

Текстовые задания выявляют конкретные ошибки на письме, наиболее часто допускаемые учеником. При списывании с печатного или рукописного текста ребенок с оптическими нарушениями будет неправильно писать буквы, заменяя их на похожие графически.

Не составит труда определить оптические расстройства письма с помощью тестов.

Примеры тестовых заданий:

  1. Вставить пропущенные буквы:

a) пюр_, _бед, в_лосип_д;b) _ука, обе_ание, _епот;c) пе_ие, _орог, за_ятие.

  1. Вычеркнуть из строчки букву, повторяющуюся один раз:

a) щ ш щ п ц ш щ п ш;b) о е з в о в е а е а в;c) х ж х у ж к х ж у х ж

  1. Зачеркните в строчке стоящий после тире слог:

a) хи ух жу ху ух ук уж ху ку – ух;b) пе еп оп он не еп пон но он– он;c) зе ве во ов ев зев вез зе ав – зе.

Оптический дисграфик не сможет выбрать правильный вариант из предложенных в каждом блоке. Он будет путать похожие буквы.

Дисграфия – серьезное отклонение от нормы. Устранить его можно только с помощью согласованных действий ребенка, педагогов, родителей, логопеда и невролога. Чтобы не запустить нарушение, нужно своевременно его диагностировать.

Для каждого типа расстройства письма существуют свои способы обнаружения отклонений. С их помощью легко выявить дисграфию и определить ее вид. После диагностики можно начинать проведение коррекционных мероприятий.

Тестирование на определение дисграфии у ребенка

Эффективным методом выявления расстройства письма у учеников младших классов считается тестирование. Тесты могут составляться общие или по отдельным видам дисграфии.

Они позволяют изучить следующие навыки ребенка:

  • воспринимать на слух слова, словосочетания, предложения и записывать их;
  • разделять слова на слоги, а предложения на слова;
  • правильно определять звуки;
  • связывать слова по роду, числу, падежу;
  • составлять слова и словосочетания;

Правила выполнения тестов:

  1. Соблюдение установленной последовательности тестовых заданий.
  2. При наличии пропущенных пунктов нужно вернуться к ним после выполнения теста.

Пример тестовых заданий:

  1. Составьте словосочетание, употребив слово в скобках в нужной форме:

a) купить (морской)__________свинку;b) взять (липкий)__________тесто;c) получить (твердый)_________пятерку.

  1. Составить слово из указанных букв?

a) КОШЛА;b) ЧЕБУКИН;c) МОНЛИ.

  1. Зачеркнуть в строчке указанный в скобках слог:

a) (пи) ни ип пи ли ни ил пи ип;b) (щу) шу щу ущ уш цу ду шу щу;c) (ах) ох ож аж ох ах аж ех ах ож.

Часто в тесты по определению дисграфии включают диктанты, а также анализ наглядных пособий (картинок с буквами, слогами, рисунками).

Вывод делают не только по результатам тестирования, но и по скорости выполнения заданий учеником. Дети с нарушением письма выполняют каждый блок медленно, в оформлении работы обычно присутствуют многочисленные зачеркивания.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Медицинский взгляд на еду
Adblock
detector