Методические указания по цитологии

Методические указания

на практическое занятие по учебной
дисциплине

гистология, эмбриология и цитология

Тема Клетка.
Органеллы. Неклеточные структуры (1-е
занятие).

Ядро. Деление.
Включения. Виды смерти клеток (2-е
занятие).

Составил:

Профессор
Е.Ю. Варакута

Томск – 2010 г.

Занятие 1.Клетка.
Органеллы. Неклеточные структуры.

Занятие
31

СРАВНИТЕЛЬНАЯ
ЭМБРИОЛОГИЯ. ПОЛОВЫЕ КЛЕТКИ. ОПЛОДОТВОРЕНИЕ.
ДРОБЛЕНИЕ. БЛАСТУЛА.

Актуальность
темы: Изучение ранних
стадий эмбрионального развития хордовых
(оплодотворение, дробление) имеет большое
значение для подготовки врача любого
профиля в связи с тем, что в современных
условиях значительно повышена опасность
негативного влияния на организм продуктов
промышленного производства.

Это может
сопровождаться появлением пороков
развития во внутриутробном периоде.
Изучение сравнительной эмбриологии
позволяет глубже разобраться в
особенностях развития человека.

ЗНАТЬ:
Строение половых клеток. Биологическая
сущность и фазы оплодотворения. Зигота.
Виды дробления. Строение бластулы
ланцетника, амфибии, птицы, млекопитающих.

УМЕТЬ:
Определять в микропрепаратах половые
клетки, бластулу.

Задания
для самостоятельной внеаудиторной
подготовки к занятию

1.Понятие
о партеногенезе и гермафродитизме. 2.В
чем разница между осеменением и
оплодотворением. 3.Виды деления клеток.
4.Интерпретировать мейоз.

1.Эмбриология.
Определение. 2.Сущность биогенетического
закона. 3.Отечественные выдающиеся
ученые-эмбриологи. 4.Этапы эмбриогенеза.
5.Строение мужских половых клеток
(компоненты головки,
тела, хвостика). 6.

Строение
женских половых клеток. Общий план
строения яйцеклетки. Типы яйцеклеток
согласно классификации. 7.Прогенез фазы
оплодотворения. 8.Дробление.

На занятии
студенты разбирают домашнее задание,
изучают и зарисовывают гистологические
микропрепараты. Подписи к рисункам
выполняются дома.

Рис.1.
Яйцеклетка в яичнике кошки.

Окраска:
гематоксилин-эозин.

Увеличение
40х10.

Обозначения:
1-цитоплазма яйцеклетки, 2-ядро, 3-гранулы
хроматина в ядре, 4-тека фолликула,
5-лучистый венец.

Рис.2.
Спермии морской свинки (мазок).

Окраска:
железный гематоксилин за Гейденгайном.

Увеличение
40х10.

Обозначения:
1-головка спермии,
2-акросома, 3-шейка, 4-хвостик: а) связующая
часть, б) промежуточная часть, в) главная
часть, г) конечная часть, 5-ядро.

Рис.3.
Бластула амфибии.

Окраска:
гематоксилин-пикрофуксин.

Увеличение
40х10.

Обозначения:
1-маленькие бластомеры крыши бластулы,
2-большие бластомеры дна бластулы,
3-бластоцель.

Выучите
электронную
микрофотографию

Жгутик
(ув.110000) (рис. 34)

1-система
дуплетов микротрубочек, 2-цитоплазма,
3-плазмолемма.

ЛИТЕРАТУРА.

Гистология.
Ю.И.Афанасьев, Н.А.Юрина, М.1989.

Конспект
лекции по гистологии и эмбриологии.4

Ультраструктура
клеток и тканей (пособие-атлас) Волков
К.С., Пасечко Н.В.,
2004

Занятие
5

СРАВНИТЕЛЬНАЯ
ЭМБРИОЛОГИЯ. ГАСТРУЛЯЦИЯ. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ
МЕЗОДЕРМЫ. ЗАРОДЫШЕВЫЕ ЛИСТКИ И ИХ
ПРОИЗВОДНЫЕ.
ОБРАЗОВАНИЕ ОСЕВЫХ И
ВНЕЗАРОДЫШЕВЫХ ОРГАНОВ.

Актуальность
темы: Изучение процессов
гаструляции у позвоночных животных в
сравнительном аспекте позволяет
разобраться в сложных процессах
эмбрионального развития человека.

Студенты получают представление об
эмбриональных источниках происхождения
тканей в процессе эволюции. Эти знания
необходимы для усвоения других медицинских
дисциплин (акушерство) с
целью понимания причин
возникновения пороков развития в
онтогенезе.

ЗНАТЬ:
Сущность
и пути гаструляции, дифференциация
мезодермы, образование зародышевых
листков
и их производных у позвоночных.

УМЕТЬ:
Определять в микропрепаратах сомиты,
зародышевые листки
и осевые органы.

Задания
для самостоятельной внеаудиторной
подготовки к занятию.

1.
Биогенетический закон. 2. Половые клетки.
3. Классификация женских половых клеток
по содержанию желтка. 4. Интерпретировать
ранние стадии развития зародышей у
разных представителей хордовых животных.
5.

Виды оплодотворения и дробления
оплодотворенных яйцеклеток у разных
представителей хордовых. 6. Виды бластул
у зародышей разных представителей
хордовых.

1. Этапы
эмбриогенеза. 2. Гаструляция. Определение.
3. Типы гаструляции у хордовых. 4.
Зародышевые листки
и их производные. 5. Дифференциация
мезодермы..

Осевые
органы – хорда и нервная трубка. Их
образование и дифференциация. 6.
Внезародышевые органы

желточный мешок, амнион,
аллантоис. Их образование и функциональное
значение.

На
занятии студенты разбирают домашнее
задание, изучают и зарисовывают
гистологические микропрепараты. Подписи
к рисункам выполняют дома.

Рис.1.
Поперечный срез зародыша курицы на
стадии первичной дифференциации
мезодермы (сомиты).

Окраска:
гематоксилин.

Увеличение
40х10.

Обозначения:1–эктодерма,
2–нервная трубка, 3–невроцель, 4–хорда,
5–энтодерма, 6–сомиты, 7–сегментные
ножки, 8–париетальный лист спланхнотома,
9–висцеральный лист спланхнотома,
10–целом.

Рис.2.Поперечный разрез
зародыша курицы на стадии образования
туловищной и амниотической складок.

Увеличение
40х10.

Обозначения:
1–нервная трубка, 2-невроцель, 3–хорда,
4–брюшные аорты, 5–склеротом сомита,
6–миотом сомита, 7–дерматом сомита,
8–эктодерма, 9–париетальный листок
спланхнотома, 10–висцеральный листок
спланхнотома, 11–туловищная складка,
12–амниотическая складка, 13–амниотический
шов, 14–серозная оболочка, 15-полость
амниона, 16–целом, 17–энтодерма.

Гистология.
Учебник Ю.И.Афанасьев, Н.А. Юрина., 1989.

Эмбриология
человека, Станек И., Братислава, 1977.

Конспект
лекций по гистологии и эбриологии.

Занятие 6

ЭМБРИОЛОГИЯ
ЧЕЛОВЕКА. ПРОГЕНЕЗ. ПОЛОВЫЕ КЛЕТКИ.
ОПЛОДОТВОРЕНИЕ. ДРОБЛЕНИЕ. БЛАСТОЦИСТА.

Актуальность
темы: Изучение ранних
стадий эмбрионального развития человека
имеет большое, значение для понимания
процессов дифференциации и интеграции,
которые способствуют развитию нового
организма, а также для понимания
“критических периодов развития зародыша”
(П.Г.

ЗНАТЬ:
Биологическую сущность
и фазы оплодотворения. Зигота. Дробление.
Бластула.

УМЕТЬ:
Определять в микропрепаратах
оплодотворение, дробление зиготы.

Для
реализации цели занятия необходимы
базисные знания-умения:
1.Эмбриология. Определение. 2.Биогенетический
закон. 3.Виды деления клеток.
4.Интерпретировать мейоз. 5.

Стадии
спермато- и овогенеза. 6.Классификация
половых клеток у различных представителей
хордовых. 7.Виды оплодотворения у разных
представителей хордовых. 8.

Изучите
тему по конспекту лекций и учебникуПроконтролируйте
свои знания по таким вопросам:
1.Этапы эмбриогенеза. 2.Особенности
гистологического строения половых
клеток у человека. 3.Прогенез.

Рис.1.
Оплодотворение.

Увеличение
40х10.

Обозначения:
1- яйцеклетка, 2- спермий, 3- яйцеклетка с
пронуклеусами

Рис.2.
Синкарион.

Увеличение
40х10.

Обозначения:
1- яйцеклетка с пронуклеусом, 2- синкарион
в зиготе

Гистология,
учебник, Ю.И.Афанасьев, Н.А.Юрина, М.,1989.

Конспект
лекций по гистологии и эмбриологии.

Занятие
7

ЭМБРИОЛОГИЯ
ЧЕЛОВЕКА. ИМПЛАНТАЦИЯ И ПЛАЦЕНТАЦИЯ.
ГАСТРУЛЯЦИЯ. ОСЕВЫЕ И ВНЕЗАРОДЫШЕВЫЕ
ОРГАНЫ.

Актуальность
темы: Изучение гаструляции,
имплантации, развития осевых и
внезародышевых органов имеет существенное
значение для понимания связи зародыша
с организмом матери, образования
зародышевых листов, формирования тела,
значения для развития провизорных
органов, которые сохраняются и
функционируют только в эмбриональном
периоде и с рождением исчезают.

ЗНАТЬ:
Развитие и строение плаценты, зародышевых
листков,
осевых и провизорных органов в процессе
эмбрионального развития.

УМЕТЬ:
Определять в микропрепаратах плаценту,
амнион, аллантоис, пуповину.

1.Анатомия
матки. 2.Изменения матки при беременности.
3.Гаструляция у ланцетника, амфибий.
4.Зародышевые листки
и их производные. 5.Виды провизорных
органов у разных представителей хордовых
(птицы). Возникновение в эволюции.

1.Гаструляция.
Определение. 2.Зародышевые листки
и их производные. 3.Имплантация и
плацентация. 4.Строение сформированной
плаценты. 5.Осевые органы. 6.Провизорные
органы. 7.Строение желточного мешка,
аллантоиса, амниона.

Рис.1.Зародышевая (детская)
часть плаценты.

Увеличение
40х10.

Обозначения:
1-эпителий амниона, 2-соединительная
ткань амниона, 3-соединительная ткань
хориона, 4-ворсинки плаценты,
5-трофобластический эпителий, 6-рыхлая
волокнистая ткань ворсинки с кровеносными
сосудами.

Рис.2.
Материнская часть плаценты.

Увеличение
40х10.

Обозначения:
1-волокнистая соединительная ткань
базальной пластинки, 2-децидуальные
клетки, 3-соединительнотканные септы,
4-ворсинки плаценты

Рис.3.
Амнион человека (тотальный препарат).

Увеличение
40х10.

Обозначения:
1-амниотический эпителий, 2-соединительнотканная
оболочка, 3-мезенхима

Рис.4.Пуповина.

Увеличение
40х10.

Обозначения:
1-амниотический эпителий, 2-Вартонов
студень, 3- артерия, 4-вена

Рис.5.Аллантоис (тотальный
препарат).

Увеличение
40х10.

Обозначения:
1-эпителий аллантоиса, 2-мезенхима,
3-кровеносные сосуды

Многоядерная
структура-симпласт (ворсинка хориона)
(ув.13000) (рис. 9)

1-ядро,
2-цитолемма, 3-цитоплазма.

Гистология.
Ю.И.Афанасьев, Н.А.Юрина, М.,1989.

Занятие
8

КОНТРОЛЬ
УСВОЕНИЯ СМЫСЛОВОГО МОДУЛЯ №1

«ЦИТОЛОГИЯ.
ЭМБРИОЛОГИЯ»

  1. Определение
    понятия клетка. Общий план структурной
    организации клеток эукариот.

  2. Основные постулаты
    клеточной теории;

  3. Современные
    представления о значении, строении и
    химическом составе клеточных мембран.
    Особенности организации плазмолеммы,
    ее производные (микроворсинки, реснички,
    базальная исчерченность). Гиалоплазма;

  4. Какие структуры
    клетки называются органеллами, их
    классификация?

  5. Морфофункциональная
    характеристика эндоплазматической
    сети, комплекса Гольджи, лизосом и
    миходрий.

  6. Морфофункциональная
    характеристика рибосом, микротрубочек,
    центриолей, микрофиламентов. Понятие
    об органеллах специального назначения
    (на примере миофибрилл, нейрофибрилл,
    жгутиков, ресничек).

  7. Перечислите виды
    клеточных контактов, дайте их краткую
    характеристику.

  8. Классификация
    неклеточных структур и их строение.

  1. Литература:

  1. Литература:

1.Предмет, цели и задачи цитологии, ее место в системе биологических наук.

2. Клетки сходны по общему плану строения.

плазматическую
мембрану —
отделяет содержимое клетки от внеклеточной
среды, ядро

содержит наследственный материал (ДНК),
связанный с ядерными белками, цитоплазму

это внеядерная часть клетки, включающая
гомогенную гиалоплазму и многочисленные
цитоплазматические структуры.

3. Клетки размножаются только путём деления («каждая клетка — из клетки»).

а) Не все клетки
способны к делению: многие клетки,
выполняющие сложные функции, в процессе
своего созревания утратили эту
способность.

б) Но появление
новых клеток происходит только путём
деления таких клеток, которые способны
делиться. Этим утверждением исключается
возможность образования клеток из
неклеточного материала.


4. В
организме клетки функционируют не
изолированно, а в тесной связи друг с
другом, образуя единое целое (ткани,
органы, системы органов).

а) Поэтому клетки
весьма различны:
одни настроены на выполнение одного
круга функций, другие — другого.

б) Отсюда — различия
структуры клеток и образуемого ими
межклеточного вещества. Т.е., имея общий
план строения (плазматическая мембрана,
ядро, цитоплазма), клетки разных видов
в большей или меньшей степени отличаются
друг от друга.

Таким образом,
клетка — это самовоспроизводящаяся
элементарная живая система, ограниченная
плазмолеммой, содержащая ядро и
цитоплазму.

В организме человека
насчитывается 1013
клеток. Они отличаются между собой
размерами формой. Самые крупные клетки
— нервные (их размеры достигают 120 мкм
находятся они в ганглионарном слое коры
ГМ и называются клетками Беца по имени
автора их описавшего, также к крупным
клеткам относят адипоциты или жировые
клетки (их размеры 100-120 мкм).

Самая мелкая
клетка — это лимфоцит его размер 4,5 мкм.
Клетки отличаются также разнообразием
форм. Округлой формы — н-р форменные
элементы крови, отросчатой формы —
нервные клетки, кубической формы — клетки
канальцев почек, веретеновидной (гладкие
миоциты), бокаловидной формы (клетки
вырабатывающие слизь, их еще называют
одноклеточными железами).

1) постклеточные
структуры
(эритроциты, роговые чешуйки). Они
развиваются из ядросодержащих клеток,
которые на определенном этапе теряют
ядро.
2)симпласты
(волокна скелетных мышц, наружный слой
трофобласта плаценты) — крупные
образования, содержащие множество
ядер.

3)синцитий
(сперматогенные клетки — предшественники
сперматозоидов). После деления клетки
между дочерними клетками остаются
цитоплазматические
мостики.

Также к неклеточным
структурам относят межклеточное
вещество, оно является продуктом секреции
самих клеток. Так, в соединительной
ткани межклеточное вещество состоит
из волокон и аморфного вещества
Цитоплазма клетки содержит следующие
компоненты:.

1.
Гиалоплазма (цитозоль) — в
жидком состоянии золь, в твердом состоянии
гель. В ее состав входят раствор
минеральных солей, углеводы, белки,
аминокислоты, ферменты.

Соли натрия
образуют в гиалоплазме изотонический
раствор (0,9%). Поэтому если клетку поместить
в дистил. воду, то она будет набухать,
если же ее поместить в гипертонический
раствор натрия или в концентрированный
раствор глюкозы, то она будет сморщиваться.

2.
Органеллы — Органеллами
называют такие микроструктуры цитоплазмы,
которые присутствуют практически во
всех клетках и выполняют жизненно важные
функции.

Их делят на два типа. Мембранные
органеллы — отграничены собственной
мембраной от окружающей гиалоплазмы.
Это — ЭПС, к Гольджи, лизосомы, пероксисомы,
митохондрии.

Немембранные
органеллы — структуры, не окружённые
мембраной. К ним относят рибосомы,
клеточный центр, микротрубочки,
микрофиламенты, реснички, жгутики,
микроворсинки.

Также,
органеллы подразделяются на органеллы
общего
значения и специальные органеллы.
Органеллы
общего значения
имеются во всех клетках и необходимы
для обеспечения их жизнедеятельности.

К ним относятся митохондрии, рибосомы,
ЭПС, комплекс Гольджи, лизосомы,
пероксисомы, клеточный центр, компоненты
цитоскелета. Специальные
органеллы
имеются лишь в некоторых клетках и
обеспечивают выполнение их специализированных
функций.

К ним относят реснички, жгутики,
миофибриллы, акросому (спермиев).
Специальные органеллы образуются в
ходе развития клетки, как производные
органелл общего значения.

3.
Включения — необязательные
компоненты цитоплазмы; они возникают
и исчезают в зависимости от состояния
клетки.

Сама
клетка и мембранные органеллы окружены
мембраной, различают плазмолемму или
внешнюю клеточную мембрану и внутриклеточные
мембраны. Плазмолемма
занимает в клетке пограничное положение
и играет роль полупроницаемого
селективного барьера, который с одной
стороны отделяет цитоплазму от
внеклеточной среды, а с другой стороны
обеспечивает ее связь с этой средой.

Она включает 60% белков и 40 % липидов.
Липиды входящие в состав плазмолеммы
— это холестерин, сфингомиелины,
фосфолипиды. Молекулы липидов образуют
2 слоя: 1) гидрофильные головки липидов
имеют заряд и обращены к поверхностям
мембраны 2) гидрофобные хвосты не имеют
заряда и обращены к хвостам второго
билипидного слоя.

Толщина бислоя — 7 нм.
Билипидный слой обладает способностью
к самосборке и к самовосстановлению,
обладает текучестью. В состав мембран
входят и белки.

Те участки молекул
белков, где аминокислоты имеют заряд,
обращены к головкам молекул липидов, а
где аминокислоты не имеют заряда — к их
хвостам. По локализации в мембране белки
делятся на интегральные, полуинтегральные
и примембранные.

Интегральные — погружаются
в оба билипидных слоя, полуинтегральные
только в один слой, примембранные —
расположены на поверхности билипидного
слоя.

За счет белков толщина мембраны
может увеличиваться до 10 нм. Свойства
белков мембран заключаются в их
способности вращаться вокруг оси,
изменять ось вращения, и перемещаться,
благодаря текучести билипидного слоя.

По функции белки делят на транспортные
(они могут образовывать каналы, через
которые транспортируются ионы,
аминокислоты, глюкоза), структурные,
рецепторные и ферментные, кроме того,
белки участвуют в образовании контактов
между клетками.

Плазмолемма отличается
от внутриклеточных мембран большей
толщиной — 10 нм (толщина внутриклеточных
мембран — 6 нм). Толщина ее увеличена за
счет гликокаликса, состоящего из
гликолипидов и гликопротеидов, которые
нередко формируют рецепторы.

Толщина
гликокаликса — 3-4 нм, а например, в
энтероцитах кишечника до 40 нм. Кнутри
плазмолеммы прилежит субплазмолеммальный
слой, состоящий из филаментов, включающих
сократительные белки (актин, миозин,
тропамиазин, альфа-актинин).

В совокупности
гликокаликс, липопротеидная мембрана
и кортикальный слой формируют цитолемму.
Функции
плазмолеммы:
1) транспортная 2) барьерная 3) рецепторная
4) опорная (участвует в формообразовании
клетки, к ней крепятся элементы
внутриклеточного скелета)

Транспорт
веществ:
Через плазмолемму, могут транспортироваться
микромолекулы, макромолекулы, микрочастицы
и капельки воды.

Выделяют
— пассивный
транспорт,
который включает простую
и облегченную диффузию
— это процессы, которые не требуют затраты
энергии. Механизмом простой диффузии
осуществляется перенос мелких молекул
по градиенту концентрации (О2, Н2О, СО2).

Облегченная диффузия осуществляется
через каналы или белки переносчики,
которые обладают специфичностью в
отношении транспортируемых молекул.
Активный
транспорт
является энергоемким процессом, благодаря
которому перенос молекул осуществляется
с помощью белков переносчиков против
электрохимического градиента.

Н-р,
натриево- калиевый насос (представленный
белком-переносчиком Na -K -АТФ-азой),
благодаря которому ионы Na
выводятся из цитоплазмы, а ионы К
одновременно переносятся в нее.

Это
обеспечивает поддержание осмотического
давления и мембранного потенциала.
Транспорт макромолекул в клетку
осуществляется с помощью механизма
эндоцитоза.

Эндоцитоз подразделяется на фагоцитоз
и пиноцитоз.
Фагоцитоз
— это поглощение макромолекул и
микрочастиц. Этот процесс складывается
из адгезии частицы к плазмолемме, которая
затем впячивается внутрь клетки, втягивая
туда частицу, и наконец, отшнуровывается.

В результате образуется фагосома,
состоящая из частицы окруженной
мембраной, далее содержимое фагосомы
подвергается внутриклеточной переработке.
Пиноцитоз
осуществляется аналогично фагоцитозу,
только вместо плотной частицы захватывается
капелька жидкости с растворенными в
ней веществами, а захваченная капелька
называется пиноцитозным пузырьком.

Рецепторы
состоят из гликолипидов и гликопротеидов.
Они могут быть диффузно рассеяны по
поверхности цитолеммы или сконцентрированы
в одном месте. При помощи рецепторов
клетки узнают друг друга и объединяются
в ткани, также рецепторы связываются с
гормонами, что приводит к активации
ферментных систем клетки.

ПОДРОБНЕЕ:   Цитология шейки матки кольпит


Ткани,
состоящие из клеток, не распадаются на
отдельные клетки, т.к. между ними имеются
межклеточные
контакты.

I.
Контакты
простого типа:
простые межклеточные соединения,
интердигитации

Простое
межклеточное соединение — плазмолеммы
соседних клеток приближаются др. к др.
на расстояние 15-20нм и взаимодействуют
др. с др. гликокаликсом. Характерно для
соединительнотканных клеток.

Интердигитация
(пальцевидное соединение)
— Плазмолемма двух клеток, сопровождая
друг друга,
инвагинирует
в цитоплазму вначале одной, а затем —
соседней клетки. Характерны для клеток
эпителиальной ткани.

II.
Контакты
сцепляющего типа
— десмосома, адгезивный поясок

Десмосомы

В
области десмосомы плазмолеммы утолщены
с внутренней (цитоплазматической)
стороны — за счёт белков десмоплакинов.
Отсюда в цитоплазму отходят в виде пучка
тонкие нити (промежуточные филаменты
цитоскелета.

В эпителии они образованы
белком кератином. Пространство между
плазмолеммами заполнено утолщённым
гликокаликсом, который пронизан
сцепляющими белками — десмоглеинами,
образующими фибриллоподобные структуры
и дисковидное утолщение посередине.
Характерны для клеток покровного
эпителия

ЦИТОЛОГИЯ

для студентов специальности

Н0401— Биология, Н0601 — Экология

Гродно 2000 УДК (576.3 576.72)(076) ББК 28.691 М 54 Составитель: доц. С.В.Емельянчик.

Рецензенты: д-р биол. наук, проф. Я.Р.Мацюк;

доц. А.В.Буяк.

Методические указания содержат такой важный раздел, как контрольнообучающие задачи, помогающие студентам провести оценку своих знаний при подготовке материала.

Н0401— Биология, Н0601 — Экология Составитель: Емельянчик Сергей Владимирович Компьютерная верстка: В.Р. Закревский Сдано в набор 03.01.2000. Подписано в печать 29.02.2000.

Формат 60х84/16. Бумага офсетная №1.

Печать офсетная. Гарнитура Школьная.

Усл.печ.л. 1,85. Уч.-изд.л. 1,76.

Тираж 150 экз. Заказ Гродненский государственный университет имени Янки Купалы.

ЛВ №96 от 02.12.97 г.

Ул. Ожешко, 22, 230023, Гродно.

Отпечатано на технике издательского отдела Гродненского государственного университета имени Янки Купалы.

ЛП №111 от 29.12.97 г.

«А.М. Ивлев, А.М. Дербенцева, В.Т. Старожилов НАУКИ О ЗЕМЛЕ Курс лекций Владивосток 2006 1 Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Дальневосточный государственный университет Академия экологии, морской биологии и биотехнологии Кафедра почвоведения и экологии почв Институт окружающей среды Кафедра физической географии А.М. Ивлев, А.М.

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. М.В.ЛОМОНОСОВА Международный биотехнологический центр МГУ кафедра гидробиологии МГУ А.П.САДЧИКОВ М.А.КУДРЯШОВ ЭКОЛОГИЯ ПРИБРЕЖНО-ВОДНОЙ РАСТИТЕЛЬНОСТИ Допущено Учебно-методическим объединением по классическому университетскому образованию в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по специальности 013500 Биоэкология и другим биологическим специальностям НИА-Природа, РЭФИА 2004 УДК 577.475 ББК 28.082я73 К88 Рецензенты: Кафедра ботаники и…»

«0 Новосибирский городской комитет охраны окружающей среды и природных ресурсов Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Институт детства Новосибирского государственного педагогического университета Дворец творчества детей и учащейся молодежи Юниор Средняя общеобразовательная школа Перспектива О. А.

Чернухин ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ Учебно — методическое пособие Новосибирск…»

«Утверждаю Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главный государственный санитарный врач Российской Федерации Г.Г.

ОНИЩЕНКО 22 февраля 2005 года Дата введения с момента утверждения 4.2. МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ. БИОЛОГИЧЕСКИЕ И МИКРОБИОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ МЕТОД ВЫЯВЛЕНИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ БАКТЕРИЙ РОДА SALMONELLA И LISTERIA MONOCYTOGENES НА ОСНОВЕ ГИБРИДИЗАЦИОННОГО ДНК-РНК АНАЛИЗА МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ МУК 4.2.1955- (в ред. Дополнения 1, утв….»

«Методические рекомендации по использованию учебно-методического обеспечения по биологии в 2011-2012 году Методист кафедры естественнонаучного образования Н.В.

Дмитриева 2012 г Введение Задачи, стоящие перед школьным биологическим образованием, реализуются через учебные программы и учебники, разработанные на основе нормативов, утвержденных Министерством образования и науки РФ.

«ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Уральский государственный университет им. А.М.

Горького ИОНЦ Экология природопользования Биологический факультет Экологии кафедра МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ ФЕНОГЕНЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОПУЛЯЦИЙ Екатеринбург 2007 Составитель: проф., д.б.н. А.Г.

«ПРИОРИТЕТНЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ ОБРАЗОВАНИЕ РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ Н.А. ЗИНОВЬЕВА, П.М. КЛЕНОВИЦКИЙ, Е.А. ГЛАДЫРЬ, А.А. НИКИШОВ СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ГЕНЕТИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ СЕЛЕКЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ И СЕРТИФИКАЦИЯ ПЛЕМЕННОГО МАТЕРИАЛА В ЖИВОТНОВОДСТВЕ Учебное пособие Москва 2008 Инновационная образовательная программа Российского университета дружбы народов Создание комплекса инновационных образовательных программ и формирование инновационной образовательной среды, позволяющих…»

«ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Тверской государственный университет УТВЕРЖДАЮ Декан факультета биологии С.М.

Дементьева 2010 г. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ДИСЦИПЛИНЕ РАДИАЦИОННАЯ ЭКОЛОГИЯ Для студентов 2 курса очной формы обучения Специальность 020801 ЭКОЛОГИЯ Составитель: К.б.н.

«Министерство образования и науки Российской Федерации Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ В.Ф. Вальков, К.Ш. Казеев, С.И.

Колесников ЭКОЛОГИЯ ПОЧВ ЧАСТЬ 3 ЗАГРЯЗНЕНИЕ ПОЧВ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ДО И ОЗО БИОЛОГО-ПОЧВЕННОГО И ГЕОЛОГО-ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТОВ Ростов-на-Дону 2004 2 УДК 577.4:631.4:502.

«Министерство сельского хозяйства Российской Федерации Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Саратовский государственный аграрный университет им. Н.И.

Вавилова РЕНТГЕНОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ РАССТРОЙСТВ И ВОСПАЛИТЕЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ ПЕРЕДНЕГО ОТДЕЛА ПИЩЕВАРИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ У МЕЛКИХ ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Саратов 2009 Методические рекомендации подготовил: заведующий межкафедральной проблемной лабораторией…»

«Федеральное медико-биологическое агентство Федеральное государственное учреждение здравоохранения Медико-санитарная часть №59 ГОУ ДПО Пензенский институт усовершенствования врачей Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию Кафедра психотерапии и наркологии Организационные и психологические аспекты профилактики и полипрофессиональной реабилитации семей девиантных подростков.

«Министерство образования и науки Российской Федерации Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я.

Яковлева КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ Конспект лекций Учебное пособие для студентов высших учебных заведений Чебоксары 2011 УДК 500 (075.8) ББК 20 я 73-2 К 78 Концепции современного естествознания.

«ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОУ ВПО МАРИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Ю.А. Александров ОСНОВЫ РАДИАЦИОННОЙ ЭКОЛОГИИ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ Йошкар-Ола, 2007 ББК 40.1 УДК 631.

5 А 46 Рецензенты: Т.М. Быченко, канд. биол. наук, доц. Иркутского гос. пед. ун-та; О.Л. Воскресенская, канд. биол. наук, доц. МарГУ; В.Н. Самарцев, канд. биол. наук, проф.

МарГУ Рекомендовано к изданию редакционно-издательским советом МарГУ Александров Ю.А. А 46 Основы радиационной экологии: Учебное пособие /Мар. гос….

«Министерство сельского хозяйства РФ Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Мичуринский государственный аграрный университет Кафедра общей зоотехнии УТВЕРЖДЕНО протокол № 8 учебно-методической комиссии Технологического института от 20 февраля 2005г.

Сельскохозяйственная радиобиология Методические указания по изучению дисциплины и задания для контрольной работы студентам — заочникам по специальности 110401 – Зоотехния; 110305 – Технология…»

«Приложение 2 План выпуска учебной литературы на 2013 г. Дисциплина по Планируемый Шифр ООП Индекс учебному плану V (п.л) Вид учебного Тираж Автор Название работы К/о издания Шифр Название Шифр Название (экз.

П/л ООП ООП дисциплины дисциплины или э/в) ИНСТИТУТ ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК И МАТЕМАТИКИ Кафедра ботаники и общей биологии Лебедев Е.А. Ботаническая география Учебно- Педобразование Б3.ДВ.8.

«Н. Г. Федорец, М. В. Медведева МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ ПОЧВ УРБАНИЗИРОВАННЫХ ТЕРРИТОРИЙ Н. Г. Федорец, М. В. Медведева МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ ПОЧВ УРБАНИЗИРОВАННЫХ ТЕРРИТОРИЙ (учебно-методическое пособие для студентов и аспирантов эколого-биологических специальностей) Петрозаводск 2009 УДК 630*114.

521(075) Федорец Н. Г., Медведева М. В. Методика исследования почв урбанизированных территорий. Петрозаводск: Карельский научный центр РАН, 2009. 84 с. ISBN 978-5-9274-0383-7 В работе даны методики…»

«Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ГОРНО-АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Кафедра геоэкологии и природопользования ОБЩАЯ ЭКОЛОГИЯ Учебно-методический комплекс Для студентов, обучающихся по специальности 020802 Природопользование Горно-Алтайск РИО Горно-Алтайского госуниверситета 2009 Печатается по решению методического совета Горно-Алтайского госуниверситета ББК – 28.080 O 28 Общая экология :…»

«Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЛЕСОТЕХНИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ имени С.М. Кирова И.А.

Маркова, доктор сельскохозяйственных наук, профессор СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЛЕСОВЫРАЩИВАНИЯ (Лесокультурное производство) Учебное пособие для студентов, магистрантов и аспирантов специальности 250201 – Лесное хозяйство Допущено УМО по образованию в области лесного дела в качестве учебного пособия…»

ЗАНЯТИЕ
Изобретение микроскопа Галилео Галилеем (Италия) Роберт Гук (Англия), исследуя в микроскоп срезы пробки и стеблей растений, открывает их ячеистое строение и вводит термин «клетка» Марчелло Мальпиги (Италия) и Неемия Грю (Англия) создают анатомию растений. Н. Грю вводит термин «ткань» Антон ван Левенгук (Голландия) в книге «Тайны природы» дает описание эритроцитов, сперматозоидов, инфузорий и Мартын Тереховский выполняет первую в России экспериментальную научную работу по биологии, исследуя в микроскоп инфузории Александр Шумлянский (Россия) дает первое подробное описание микроскопических структур почки Ксавье Биша (Франция) дает формальное определение тканей как элементарных компонентов органов Лоренц Окен (Германия) создает умозрительную теорию образования всех организмов из «инфузорий» – клеток Франц Мейен (Германия) формулирует представление об имеющих собственную мембрану клетках, которые можно выделить при мацерации растительной ткани Роберт Броун (Шотландия) открывает ядро в растительных Ян Пуркинье (Чехия) описывает клетки с ядрами и ядрышками в различных тканях животных Теодор Шванн (Германия) экспериментально и логически обосновывает клеточную теорию, исходя из универсального характера образования клеток растений и животных Якоб Генле (Германия) создает первую классификацию тканей животных. Феликс Дюжардэн (Франция) доказывает одноклеточную природу простейших Рудольф Вирхов (Германия) применяет клеточную теорию в патологии и формулирует принцип «каждая клетка от клетки» Вальтер Флемминг (Германия) описывает фазы митоза, а Вильгельм Ру (Германия) дает теоретическое объяснение этому процессу Эрнст Аббе (Германия) создает теорию микроскопа Оскар Гертвиг и Эдуард Страсбургер (Германия) исследуют мейоз и оплодотворение Мартин Гейденгайн (Германия) открывает клеточный центр Камилло Гольджи (Италия) открывает пластинчатый комплекс. Карл Бенда и Р. Альтманн (Германия) исследуют митохондрии. Сергей Навашин (Россия) открыл двойное оплодотворение у цветковых растений Сантьяго Рамон-и-Кахаль (Испания) обнаружил спутники ядрышек – тельца, носящие теперь его имя Росс Гаррисон (США) впервые применил культуру тканей А. Келер и Г. Зидентопф (Германия) сконструировали люминесцентный микроскоп Р. Фельген (Германия) разработал специфическую реакцию на Инженеры из Высшей технической школы в Берлине (Ф.Вольф, Э.Руска, М.Кнолль, Б.Боррие) сконструировали электронный микроскоп Ф. Цернике (Германия) разработал метод фазово-контрастной М. Говард и С. Пелк (США), исследуя динамику синтеза ДНК с помощью изотопов, создали модель клеточного цикла М. Мински (США) запатентовал конфокальный микроскоп Дж. Паладе (США) с помощью электронного микроскопа обнаружил рибосомы К. Де-Дюв (Бельгия) открыл и исследовал лизосомы Р. Хайфлик (США) обнаружил предел числа делений соматических клеток Д. Керр (Англия) показал наличие физиологической гибели А. и Д. Олинсы (США) открыли нуклеосомы Т. Эванс (США) обнаружил гены клеточного цикла Р. Хорвиц (США) идентифицировал гены апоптоза К. Грейдер (США) открыл теломерный механизм контроля Дж. Голл (США) установил, что в тельцах Кахаля формируются транскриптосомы

И ГИСТОЛОГИЯ

доц. А.В.Буяк.

«Российский государственный педагогический университет имени А.И.Герцена Горбунов П.С. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И ЗАДАНИЯ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ для студентов биологических специальностей педагогических университетов Санкт-Петербург ТЕССА 2011 Печатается по решению кафедры зоологии Российского государственного педагогического университета имени А.И.

Герцена Горбунов П.С. Эволюционное учение: Методические рекомендации и задания (для студентов биологических специальностей педагогических университетов)….»

к лабораторным занятиям по курсу

для студентов

биологического факультета

кандидат биологических наук А. В. Сидоров Рекомендовано Ученым советом биологического факультета 23 декабря 2003г., протокол № Цитология и гистология: Метод.

к лабораторным занятиям по курсу Ответственный за выпуск А. Г. Купцова Подписано в печать 06.10.2004. Формат 6084/16. Бумага офсетная.

Гарнитура Таймс. Усл.печ. л. 1,39. Уч.-изд. л. 1,18. Тираж 50 экз. Зак.

Белорусский государственный университет Лицензия на осуществление издательской деятельности 220050, Минск, проспект Франциска Скорины, 4.

Отпечатано на копировально-множительной технике Белорусского государственного университета

«Рабочая программа по биологии 5 класс учителя биологии ГБОУ СОШ № 1302 Ройфе Леонида Владленовича На 2013-2014 учебный год 1 2013-2014 учебный год Пояснительная записка Рабочая программа для курса биологии 5 класса разработана на основе нормативных документов: -Закон РФ Об образовании -ФГОС ООО -Фундаментальное ядро содержания общего образования -Примерной программы по биологии Рабочая программа реализуется по УМК Пономарёвой И.Н. — Учебник И.Н. Пономаревой, И.В. Николаева, О.А. Корниловой,…»

«МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Государственное образовательное учреждение Оренбургский государственный университет Кафедра геологии В.Б.

ЧЕРНЯХОВ ОБЩАЯ ГЕОЛОГИЯ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПЕРВОЙ УЧЕБНОЙ ГЕОЛОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ НА ПОЛИГОНЕ ОРЕНБУРГСКИЙ Рекомендовано к изданию Редакционно-издательским советом Государственного образовательного учреждения Оренбургский государственный университет Оренбург 2002 ББК 26.

«ПРАВОВАЯ ПСИХОЛОГИЯ Методические указания №п Название темы Кол-во п часов Лекции 1 2 Предмет и задачи правовой психологии. 2 2 Современные проблемы правовой психологии.

3 2 Профессиональное правосознание юриста. 4 2 Психология юридического труда. 5 2 Основы судебной психологии ) 6 Социализация личности и правовая социализация.

7 Категория справедливости в общественном сознании. 8 Просоциальное поведение как предпосылка правопослушного поведения. 9 Правосознание личности и уровни детерминации…»

«МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Л.Е.

Царева ТЕХНОЛОГИЯ ПРОИЗВОДСТВА ПРОДУКЦИИ РАСТЕНИЕВОДСТВА В УСЛОВИЯХ АЛТАЙСКОГО КРАЯ Учебное пособие Барнаул Издательство АГАУ 2007 УДК 633/635:631.5(571.

15) Технология производства продукции растениеводства в условиях Алтайского края: учебное пособие / Л.Е. Царева. Барнаул: Изд-во АГАУ, 2007. 115 с….

«Утверждаю Директор Р.М.Суфиянов П Р О Г РА М А по этапам спортивной подготовки ЛЫЖНЫЕ ГОНКИ Разработана на основе Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта лыжные гонки (утв.

приказом Минспорта РФ от 14 марта 2013 г. N 111) Государственное бюджетное учреждение города Москвы Спортивная школа олимпийского резерва Воробьевы горы Департамента физической культуры и спорта города Москвы Москва 2014 г.

«МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ ОДЕССКИЙ НАЦИОЛНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ И. И. МЕЧНИКОВА Биологический факультет КАФЕДРА ЗООЛОГИИ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ к выполнению контрольных работ курсу Популяционная морфология студентами заочной формы обучения биологического ф-та Одесса — 2012 Методические рекомендации по выполнению контрольных работ по специальному курсу „ Популяционная морфология” Одесский национальный университет имени И. И. Мечникова, 2012. Составитель: доцент, к.б.н….»

ПОДРОБНЕЕ:   В цитологии обнаружили цилиндрические клетки

«Министерство образования и науки Российской Федерации Сыктывкарский лесной институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет имени С. М.

Кирова Кафедра воспроизводства лесных ресурсов ДЕНДРОЛОГИЯ Учебно-методический комплекс по дисциплине для студентов специальности 250201.65 — Лесное хозяйство всех форм обучения Самостоятельное учебное электронное издание…»

«БРАЖНИКИ (Lepidoptera, Sphingidae) РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ и юга России МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ЭНТОМОЛОГИИ Москва 2004 г. Одобрено на заседании Ростовского отделения Русского энтомологического общества в качестве методического и учебного пособия для юннатов и методистов системы дополнительного образования, учителей средней школы, школьников и студентов биологических факультетов.

«ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Уральский государственный университет им. А.М.

Горького ИОНЦ экология и природопользование биологический факультет экологии кафедра МОРФОЛОГИЯ И АНАТОМИЯ ВЫСШИХ РАСТЕНИЙ Учебное пособие Подпись руководителя ИОНЦ Дата Екатеринбург 2007 2 От авторов Учебное пособие является практической частью общего теоретического курса Морфология и анатомия высших растений. Оно подготовлено…»

«Министерство здравоохранения Украины Национальный фармацевтический Университет Кафедра заводской технологии лекарств Методические указания к выполнению курсовых работ по промышленной технологии лекарственных средств для студентов IV курса Все цитаты, цифровой и фактический материал, библиографические сведения проверены, написание единиц соответствует стандартам Харьков 2014 2 УДК 615.451: 615.451.

«БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ БИОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ Кафедра общей экологии и методики преподавания биологии КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ К ЛАБОРАТОРНЫМ ЗАНЯТИЯМ ПО КУРСУ МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ БИОЛОГИИ Для студентов биологического факультета БГУ специальностей 1-31 01 01 Биология, 1-31 01 01-03 Биология (биотехнология), 1-33 01 01 Биоэкология МИНСК 2010 УДК 371.016:57(075.8) ББК 74.262.8я К А в т о р ы — с о с т а в и т е л и: М. Л….»

«Министерство образования РФ Калужский государственный педагогический университет им. К.Э. Циолковского ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ Посыпанова О.С. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ПОТРЕБЛЕНИЯ Рекомендовано советом факультета психологии Калужского государственного педагогического университета им. К.Э.

Циолковского в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по специализации 02.04.06 – экономическая психология Калуга 2004 ББК 88 П61 Печатается по решению кафедры общей и юридической психологии Калужского…»

«ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТОМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ _ Л.В. Капилевич, К.В.

Давлетьярова ОБЩАЯ И СПОРТИВНАЯ АНАТОМИЯ Учебное пособие Издательство Томского политехнического университета Томск 2008 1 ББК 75.0:28.706я73 УДК 796:614(075.

8) К 202 Капилевич Л.В. К 202 Общая и спортивная анатомия: учебное пособие / Л.В. Капилевич, К.В. Давлетьярова – Томск: Изд-во Томского политехнического…»

«ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Уральский государственный университет им. А.М.

Горького РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК УРАЛЬСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ Институт экологии растений и животных А.Г. Васильев, И. А. Васильева, В.Н. Большаков Феногенетическая изменчивость и методы ее изучения Учебное пособие Утверждено постановлением совета ИОНЦ УрГУ Экология природопользования для студентов и магистрантов биологического факультета…»

«МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральный научный клинико-экспериментальный центр традиционных методов диагностики и лечения ФИТОТЕРАПИЯ Методические рекомендации № 2000/63 Москва 2006 Фитотерапия: Методические рекомендации МЗ РФ 2000/63/ Карпеев А.А., Киселева Т.Л., Коршикова Ю.И.

, Лесиовская Е.Е., Саканян Е.И.// В кн.: Фитотерапия: нормативные документы/ Под общ. ред. А.А. Карпеева, Т.Л. Киселевой — М.: Изд-во ФНКЭЦ ТМДЛ Росздрава, 2006.- С. 9-42….»

«МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Национальный исследовательский университет Новосибирский государственный университет ФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА И ЖИВОТНЫХ Программа лекционного курса, практических занятий и самостоятельной работы студентов биологического отделения Курс 3–й, V–VI семестры Учебно-методический комплекс Новосибирск, 2012 Учебно-методический комплекс предназначен для студентов III курса факультета естественных наук, специальность биология. В состав пособия включены:…»

ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ. МИКРОСКОПИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА.

Методические указания составлены в соответствии с программой курса “Цитология и гистология” и являются основным учебнометодическим руководством по проведению его лабораторного практикума.

В задачи практикума входит закрепление теоретических знаний, полученных на лекциях, изучение с помощью микроскопа и зарисовка клеток и тканей животного и растительного происхождения, приобретения навыков самостоятельного изготовления микроскопических препаратов.

Материал курса разделен в лабораторном практикуме на 15 тем, из которых 7 приходится на цитологию, а 8 – на гистологию. Каждая тема соответствует одному лабораторному занятию продолжительностью 2 учебных часа.

В первой половине занятия проводится контроль знаний студентами теоретического материала, для чего используются контрольные вопросы по теме. Приводимый в каждом занятии терминологический словарь служит источником дополнительных вопросов при уточнении оценки.

МИКРОСКОПИЯ

1. Принцип работы и устройство светового микроскопа. Ход лучей в микроскопе. Дифракционная теория микроскопа Аббе.

2. Специальные виды микроскопии (темнопольная, фазовоконтрастная, поляризационная, интерференционная, люминесцентная, конфокальная, электронная).

3. Системы сопряженных оптических плоскостей в микроскопе. Настройка освещения по Келеру.

4. Приготовление цитологических и гистологических препаратов.

Фиксация и окраска препаратов. Микроскопия живых клеток.

5. Клеточная теория: этапы развития, основные положения.

Терминологический словарь: апертура, базофилия, коллектор, полевая диафрагма, апертурная диафрагма, конденсор, объектив, окуляр, оксифилия, разрешающая способность объектива, полезное увеличение микроскопа.

Препараты: 1. Клетки крови лягушки (рис. 151)*.

2. Пигментные клетки (рис. 36).

* Примечание: одинарные номера рисунков соответствуют атласу по гистологии и эмбриологии И.В. Алмазова и Л.С. Сутулова, двойные номера через тире атласу по биологии клетки Ж.-К. Ролана и др. (см. список литературы).

ЗАНЯТИЕ

ОДНОМЕМБРАННЫЕ КОМПОНЕНТЫ КЛЕТОК.

1. Цитоскелет: химический состав и функции в клетке.

2. Микрофиламенты и клеточные компоненты на их основе. Строение микроворсинки.

3. Строение миофибрилл поперечно-полосатого мышечного волокна.

Молекулярные механизмы сокращения актомиозиновых комплексов.

4. Микротрубочки и клеточные компоненты на их основе.

5. Молекулярные механизмы движения по микротрубочкам на примере реснички и аксона кальмара.

6. Промежуточные филаменты: классификация, химический состав, роль в ядре и цитоплазме.

7. Химический состав и структура рибосом. Состав белоксинтезирующей системы. Этапы биосинтеза белка.

Терминологический словарь: актин, альфа-актинин, анизотропный диск, ахроматиновое веретено, базальное тельце, БАМ-белки, десмин, динеин, жгутик, изотропный диск, миозин, ресничка, тубулины, центросома, центриоль, кинезин, кинетодесмы, клеточный центр, винкулин, виментин, кератины, тропонин, тропомиозин, кальмодулин, аминоацильный центр, аминоацил-тРНК-синтетаза, инициирующий кодон, факторы трансляции, полисома, пептидильный центр, пептидилтрансферазный центр, терминирующие кодоны, транслокация.

Препараты: 1. Центросома и веретено деления в клетках лошадиной 2. Реснички эпителиальных клеток мантии беззубки.

3. Микроворсинки эпителиальных клеток тонкой кишки 4. Миофибриллы поперечно-полосатой мускулатуры Схемы: Ультраструктура центриолей, ресничек и жгутиков

ТЕМА 2. ОРГАНЕЛЛЫ И ВКЛЮЧЕНИЯ ЦИТОПЛАЗМЫ

ЦЕЛЬ: научиться идентифицировать органеллы и включения, знать их классификацию, локализацию, строение и функциональную значимость.

Контрольные вопросы по теме 1. Общий принцип организации клетки.

2. Определение понятия “органеллы” клетки. Классификация.

3. Элементарная клеточная мембрана.

4. Клеточная поверхность. Плазмолемма. Клеточные контакты. Органоиды специального назначения.

5. Цитоплазматическая сеть: виды, строение, функция.

6. Аппарат Гольджи: структурная организация и значение.

7. Лизосомы: виды, строение и значение.

8. Пероксисомы.

9. Митохондрии, микро- и субмикроскопическое строение, молекулярная организация и функциональное значение.

10. Рибосомы: ультрамикроскопическое строение, химический состав, значение.

11. Микротрубочки и микрофиламенты.

12. Клеточный центр. Его строение, функция.

13. Внутриклеточные включения, их классификация, значение.

Контрольно-обучающие задачи 1. За пределами цитолеммы находятся ионы, концентрация которых внутри клетки больше, чем снаружи. Возможно ли поступление этих ионов в клетку? Если возможно, то каков механизм.

2. При перемещении клетка встретила комочек органического вещества. Каков возможный механизм поступления этого вещества в клетку?

3. В цитоплазме пигментных клеток под влиянием солнечных лучей появляются гранулы пигмента. К каким структурным элементам клетки можно отнести эти гранулы?

4. В цитоплазме клеток поджелудочной железы в процессе секреторного цикла в апикальной части появляются и исчезают гранулы секрета. К каким структурным элементам клетки можно отнести эти гранулы?

5. Известно, что некоторые клетки обладают высокой подвижностью. Какие образования клеточной поверхности обеспечивают этот процесс?

6. На свободной поверхности клеток выявляются структуры, в которых под электронным микроскопом видны 9 пар периферических и 2 пары центральных микротрубочек. Как называются эти структуры, какова их роль?

7. Клетки, выстилающие кишечник, имеют щеточную каемку.

При некоторых болезнях (спру) она разрушается. Какая функция клеток при этом пострадает?

8. Перед исследователем поставлена задача изучить митохондрии и лизосомы клеток. Какими методами это возможно сделать? По каким признакам их можно отличить?

9. В процессе жизнедеятельности клетки резко увеличивается число цистерн и канальцев незернистой (гладкой) эндоплазматической сети. Синтез каких веществ активируется в клетке?

Тема: Органеллы и включения цитоплазмы Препарат 1. Комплекс Гольджи в нервных клетках спинального ганглия. Импрегнация серебром.

1. Комплекс Гольджи.

2. Ядро клетки.

3. Цитоплазма.

Препарат 2. Жировые включения в клетках печени. Окраска 1. Жировые включения.

2. Ядро клетки.

3. Цитоплазма.

Препарат 3. Включения гликогена в клетках печени.

1. Включения гликогена.

2. Ядро клетки.

3. Цитоллема.

Препарат 4. Пигментные включния.

1. Гранулы пигмента меланина.

2. Ядро клетки.

1. Митохондрии в этителиоцитах кишечника.

2. Клеточный центр.

Основная 1. Афанасьев Ю.И., Юрина Н.А. Гистология.-М.: Медицина, 1989.- С. 5-21, 36-41.

2. Юрина Н.А., Радостина А.И. Практикум по гистологии, цитологии и эмбриологии. — М.: Изд.Ун-та дружбы народов, 1989.- С.5-21.

Дополнительная 1. Хэм А., Кормак Д. Гистология.- М.: Мир, 1983.

1. Химический состав, строение и свойства биологических мембран.

Функции биомембран в клетке.

2. Особенности организации плазмолеммы. Гликокаликс и другие структуры, связанные с плазмолеммой.

3. Строение и функции гладкой и шероховатой плазматической сети.

4. Строение и функции пластинчатого комплекса. Механизм выведения секреторных продуктов на примере бокаловидных клеток кишечника.

5. Лизосомы: химический состав, строение и функции в клетке. Лизосомальный цикл.

6. Пероксисомы, вакуоли, сферосомы: строение и выполняемые функции.

7. Мембранная система цитоплазмы. Круговорот мембран в клетке.

8. Определение понятия «включение». Типы включений: секреторные, трофические, пигментные, экскреторные.

Терминологический словарь: клатрин, мозаичная модель, модель сэндвича, лизосома, пероксисома, пластинчатый комплекс, покрытая везикула, пиноцитоз, сферосома, специфический эндоцитоз, фагоцитоз, фазовый переход, флип-флоп переход, плазматическая сеть.

Препараты: 1. Аппарат Гольджи в нейронах (рис. 25).

2. Гранулы зимогена в клетках поджелудочной железы 3. Гликоген в клетках печени (рис. 33).

4. Жировые включения в клетках печени (рис. 35).

ДВУМЕМБРАННЫЕ ОРГАНОИДЫ КЛЕТКИ

1. Структура и функции митохондрий.

2. Локализация процессов гликолиза, цикла лимонной кислоты, переноса электронов и протонов, синтеза АТФ.

3. Исходные соединения и конечные продукты гликолиза, цикла лимонной кислоты и цепи переноса электронов.

4. Строение грибовидного тела внутренней мембраны митохондрий и его функции.

5. Структура хлоропласта. Нарисуйте схему его строения, укажите места локализации фотосинтетических пигментов, цепи переноса электронов, резервуара протонов, АТФ-синтетазы, ферментов, осуществляющих фиксацию углерода.

6. Перечислите основные этапы реакций фотосинтеза. Сравните структуру митохондрий и хлоропластов, направление потока протонов, ориентацию АТФ-синтетазного комплекса.

7. Размножение митохондрий и пластид. Особенности геномов митохондрий и хлоропластов.

8. Взаимопревращение пластид.

9. Гипотезы происхождения митохондрий и хлоропластов.

Терминологический словарь: амилопласт, АТФ-синтетаза, ацетилCoA, грана, грибовидное тело, дыхательная цепь, каротиноиды, криста, ламелла, лейкопласт, матрикс, пируват, порин, пропластида, протонный насос, строма, тилакоид, хемиосмотическое сопряжение, хлорофилл, хромопласт.

Препараты: 1. Митохондрии в эпителиальных клетках кишечника 2. Митохондрии в клетках печени (рис. 17).

3. Митохондрии в клетках канальцев почки (рис. 18).

Схемы: 1. Ультраструктура митохондрии (рис. 5-5).

2. Ультраструктура хлоропласта (рис. 5-29).

Приготовление временных препаратов срезов мезофилла листа сансевьеры (Sansevierie trifisciata) 1. Сделайте тонкий срез с верхней стороны листа параллельно поверхности листовой пластинки.

2. Поместите срез на предметное стекло в каплю дистиллированной воды.

3. Накройте срез покровным стеклом.

4. Зарисуйте клетку мезофилла листа с хлоропластами на большом увеличении (400).

ТЕМА 3. ЯДРО КЛЕТКИ. ХРОМОСОМЫ

ультратонкое строение компонентов ядра. Виды хромосом, их строение и химический состав.

Контрольные вопросы по теме 1. Общие принципы структурной и химической организации ядра клетки и его функции.

2. Микро- и ультрамикроскопическое строение ядерной оболочки. Значение.

3. Кариоплазма.

4. Микро- и ультрамикроскопическое строение ядрышка. Его роль.

5. Хроматин. Понятие об эухроматине и гетерохроматине.

6. Микро- и ультрамикроскопическое строение хромосом.

7. Кариотип человека. Аутосомы и половые хромосомы. Идиограмма.

8. Понятие о половом хроматине.

Контрольно-обучающие задачи 1. Клетку обработали препаратом, блокирующим функцию ядрышка. Как это отразится на жизнедеятельности клеток?

2. Ядро клетки обработали препаратами, разрушающими белки-гистоны. Какая структура при этом пострадает в первую очередь?

3. Известно, что азотистое основание, входящее в состав только ДНК — тимин — можно пометить радиоактивной меткой – Н 3.

Где будет накапливаться метка?

4. Нарушен процесс дисперализации хромонемы. Какие процессы в ядре пострадаю?

5. Микрохирургическим путем амебу (одноклеточный организм) разделили на два фрагмента: ядро содержащий и безъядерный.

Какова дальнейшая судьба этих фрагментов и с чем она связана?

6. Взяли для исследования несколько клеток из эпителия ротовой полости и после специальной обработки гистологического препарата установили, что ядра исследуемых клеток не содержат полового хроматина.

Рисунок = схема: Ядро клетки.

1. Ядерная оболочка.

2. Ядрышки.

3. Хроматин.

4. Кариоплазма.

1. Структура интерфазного ядра.

2. Нуклеолема и поровые комплексы.

3. Ядерный матрикс.

4. Химический состав хроматина.

5. Уровни структурной организации хроматина.

6. Постоянство содержания ДНК и количества хромосом в клетке.

Морфология хромосом. Кариотип и идиограмма.

7. Химический состав и строение ядрышек, телец Кахаля и других РНК-содержащих структур клеточного ядра.

8. Эндорепродукция. Структурно-функциональные особенности политенных хромосом животных и растений.

Терминологический словарь: гистоны, нуклеолемма, поровые комплексы, ламины, ядерный матрикс, нуклеосома, сверхбусина, петлевой домен, хромомера, хромонема, хроматида, хромосома, эухроматин, конститутивный и факультативный гетерохроматин, центрометра, теломера, хромоцентр, вторичная перетяжка, спутник, гранулярный и фибриллярный компоненты, фибриллярный центр, ядрышковый организатор, нуклеолонема, эндорепродукция, полиплоидия, политения, диск, междисковое пространство, кольцо Бальбиани, пуф.

Приготовление препаратов политенных хромосом 1. Выложить пинцетом личинку мотыля на предметное стекло и отделить лезвием первый сегмент.

2. Препаровальной иглой выдавить слюнные железы.

3. Окрасить слюнные железы в капле ацеторсеина до однородного окрашивания в темно-красный цвет. Процесс можно ускорить, если нагреть препарат над пламенем спиртовки, не допуская вскипания красителя и высыхания препарата.

4. Дифференцировать окраску, промыв слюнные железы 40%-ным раствором уксусной кислоты. Излишки кислоты удалить фильтровальной бумагой.

5. На готовый препарат нанести каплю 40%-ного раствора уксусной кислоты и накрыть покровным стеклом. Аккуратно надавить на покровное стекло чистым концом спички без бокового смещения, добиваясь полного и равномерного распределения клеток.

ПОДРОБНЕЕ:   ФКМ - фиброзно-кистозная мастопатия

6. Найти в клетках слюнных желез политенные хромосомы и зарисовать их, указав на рисунке диски, междисковые пространства и пуфы.

КЛЕТОЧНЫЙ ЦИКЛ. МИТОЗ И АПОПТОЗ

1. Пролиферация клеток. Клеточный цикл и его периоды.

2. Измерение параметров клеточного цикла. Пролиферативный пул.

3. Прямое и непрямое деление клетки. Характеристика профазы, метафазы, анафазы и телофазы митоза. Биологическая роль митоза.

4. Цитокинез у растительных и животных клеток. Типы митоза.

5. Апоптоз как физиологическая гибель клеток. Морфологические признаки апоптоза.

6. Нарисуйте схему клеточного цикла для клеток, делящихся митозом и содержащих две пары хромосом. Укажите число хромосом (n), число хроматид и относительное содержание ДНК (c) для всех периодов клеточного цикла.

Терминологический словарь: анафаза, кинетохор, клеточный цикл, метафаза, метафазная пластинка, пресинтетический период (G1), постсинтетический период (G2), профаза, синтетический период (S), телофаза, цитокинез, пролиферативный пул, циклины, каспазы, киназы клеточного деления, ортомитоз, плевромитоз, фрагмопласт.

Препараты: 1. Митоз растительной клетки (рис. 39).

1. Зафиксированные корешки лука пинцетом выложить на предметное стекло и окрашивать ацеторсеином над пламенем спиртовки до тех пор, пока корешок не приобретет однородный темно-красный цвет.

2. Корешок отмыть от избытка красителя 40%-ной уксусной кислотой.

3. С помощью лезвия отделить концевую часть корешка.

4. На препарат нанести каплю воды и накрыть покровным стеклом таким образом, чтобы корешок был равномерно раздавлен и клетки легли в один слой.

5. Найти все фазы митоза и зарисовать их.

1. Фазы первого и второго делений мейоза. Укажите характерное для них число хромосом (n), число хроматид и содержание ДНК (с).

2. Стадии профазы I. Конъюгация гомологичных хромосом и кроссинговер. Хромосомы типа «ламповых щеток» и их функциональное значение.

3. Биологическая роль мейоза.

4. Типы мейоза (зиготный, гаметный, споровый).

5. Основные отличия митоза и мейоза.

Терминологический словарь: бивалент, диакинез, диплотена, зиготена, коньюгация, кроссинговер, интеркинез, лептотена, пахитена, редукционное деление, синезис, синаптонемальный комплекс, хромосомы типа «ламповых щеток», хиазмы, хромомеры, эквационное деление.

Препараты: 1. Мейоз в растительных клетках (микроспорогенез).

Схемы: Последовательные стадии мейоза (Ю.С. Ченцов Общая цитология, 1995; рис. 258).

ТЕМА 6. ЭПИТЕЛИАЛЬНАЯ ТКАНЬ

ЦЕЛЬ: изучить классификацию и функции эпителиев. Уметь диагностировать виды покровных эпителиев. Уяснить классификацию желез и принцип строения.

Контрольные вопросы по теме 1. Общие понятия о гистологических тканях, классификация.

2. Определение, классификация и общая характеристика эпителиальной ткани.

3. Строение и свойства базальной мембраны.

4. Структурные особенности эпителиальных клеток. Типы связей клеток.

5. Морфологическая и функциональная характеристика однослойных эпителиев.

6. Морфофункциональная характеристика многослойных эпителиев.

7. Железистые эпителии, их характеристика. Классификация желез.

8. Структурные особенности железистых клеток.

9. Морфология секреторного цикла.

10. Понятие о железах внешней секреции, принципы их строения.

11. Железы внутренней секреции, особенности их строения.

Контрольно-обучающие задачи 1. В препарате обнаружены следующие структуры: а) пласт клеток тесно прилежащих друг к другу; б) клетки разделенные межклеточным веществом. Какая из этих структур относится к эпителиальным тканям?

2. В препарате обнаружено два типа клеток. У первого типа апикальная и базальная части отличаются по строению. Клетки второго типа не имеет полярности. Какие клетки относятся к эпителиальным?

3. В культуре ткани высеяны клетки: в первом флаконе — базального, во втором – блестящего слоя многослойного плоского ороговевающего эпителия. В каком флаконе будет продолжаться размножение клеток?

4. Однослойный цилиндрический эпителий на первом препарате имеет микроворсинки, на втором реснички. Определить где препарат кишечника, где яйцевода?

5. Нарушены структуры плотного контакта между клетками эпителия. Какие функции эпителия пострадают?

6. Нарушены щелевые соединения между эпителиальными клетками. Как это отразится на жизнедеятельности эпителия?

7. В эксперименте значительно снижена проницаемость базальной мембраны многослойного плоского эпителия. Как это отразится на жизнедеятельности эпителия?

8. На небольшом участке кожи удалены все слои эпителия.

Как осуществляется регенерация?

9. На препарате представлены белок-синтезирующие клетки.

Чем объяснить базофильную окраску цитоплазмы этих клеток?

10. Представлены два препарата. На первом железа с альвеолярными концевыми отделами и разветвленными выводными протоками. На втором железа с трубчатыми концевыми протоками и неразветвленными выводными протоками. Какая из желез простая, какая сложная?

11. Представлены два препарата. На первом препарате секреторные клетки формируют тяжи, со всех сторон окруженные кровеносными капиллярами. На втором препарате секреторные клетки образуют альвеолу, соединенную с выводными протоком. Какая из желез эндокринная?

Препарат 1. Простой чешуйчатый однослойный плоский эпителий. Мезотелий. Импрегнация серебром с докраской гематоксилином 1. Границы клеток.

2. Ядро.

3. Цитоплазма.

Препарат 2. Псевдомногослойный эпителий. Окраска гематоксилином и эозином.

1. Мерцательные клетки.

2. Базальный эпителий.

3. Бокаловидная клетка.

4. Базальная мембрана.

Препарат 3. Многослойный чешуйчатый плоский ороговевающий эпителий. Окраска гематоксилином и эозином.

1. Базальная мембрана.

2. Базальный слой.

3. Шиповатый слой.

4. Блестящий слой.

5. Зернистый слой.

6. Поверхностный слой.

Препарат 4. Переходный эпителий. Окраска гематоксилином и 1. Базальная мембрана.

2. Базальный слой.

3. Промежуточный слой.

4. Поверхностный слой.

1. Дайте определение понятию «ткань». На каких принципах основана классификация тканей?

2. Перечислите характерные признаки эпителиев.

3. Морфологическая классификация эпителиев. Приведите примеры.

4. Гистогенетическая классификация эпителиев. Приведите примеры.

5. Характеристика клеточных типов эпителия тонкого кишечника.

Укажите границы дифферона эпителия тонкого кишечника, локализацию стволовой клетки и направление дифференцировки.

6. Какие особенности имеет дифферон толстого кишечника, и чем это обусловлено?

7. Строение эпидермиса кожи.

8. Где локализованы стволовые клетки многослойного эпителия, в каком направлении идет дифференцировка, как можно выявить границы дифферона?

9. Как меняется дифферон многослойного эпителия в зависимости от его специализации?

10. Строение переходного эпителия. Как меняется морфология переходного эпителия мочевого пузыря в зависимости от степени его наполнения?

11. Типы межклеточных контактов в эпителиальных тканях.

Терминологический словарь: ткань, эпителий, дифферон, регенерация, стволовая клетка, цитодифференцировка, ворсинка, микроворсинка, гликокаликс, всасывающая клетка, бокаловидная клетка, энтерохромафинная клетка, клетка Панета, либеркюнова железа, базальная пластинка, цитокератины, элеидин, ороговение, простой контакт, щелевой контакт, плотный контакт, фокальный контакт, сцепляющие ленты, десмосома, полудесмосома, интердигитация.

Препараты: 1. Мезотелий (рис. 128).

ЖЕЛЕЗИСТЫЙ ЭПИТЕЛИЙ

1. Особенности строения и классификация желез внешней секреции.

2. Типы выделения секрета.

3. Гистофизиология молочной железы.

4. Гистологическая структура концевых отделов экзокринной части поджелудочной железы.

6. Клеточный состав островков Лангерганса и синтезируемые ими гормоны.

7. Гистофизиология щитовидной железы. Синтез гормонов тироцитами. Регуляция функции щитовидной железы гипофизом.

8. Регуляция обмена кальция в организме. Паращитовидная железа.

Терминологический словарь: секрет, гормон (инкрет), экскрет, ацинус, гландулоцит, экструзия, голокриновый, апокриновый, мерокриновый типы секреции, тироцит, тироглобулин, трийодтиронин, тироксин, инсулин, глюкагон, соматостатин, кальцитонин, паратгормон, тиротропный гормон.

Препараты: 1. Молочная железа (рис. 417, 418).

НЕОФОРМЛЕННАЯ СОЕДИНИТЕЛЬНАЯ ТКАНЬ

компонентов межклеточного вещества рыхлой неоформленной коллагеновой соединительной ткани.

Контрольные вопросы по теме 1. Соединительные ткани; их источники развития, классификация и общая характеристика.

а) фибробласты и фиброциты;

б) макрофаги (гистиоциты);

в) тучные клетки;

г) плазмоциты;

д) перициты;

е) эндотелиоциты;

ж) ретикулярные клетки;

з) жировые клетки;

и) пигментные клетки.

3. Микроскопическое и ультрамикроскопическое строение коллагеновых, эластических и ретикулярных волокон.

4. Строение, свойства и биологическое значение основного (аморфного) вещества.

Контрольно-обучающие задачи 1. На гистологическом препарате рядом с тканевыми базофилами видно большое число гранул. Какие вещества выделились из клеток и как называется этот процесс?

2. У больного в организме обнаружен недостаток витамина «С».

Какие изменения происходят в межклеточном веществе соединительной ткани?

3. Известно, что тромбоциты принимают участие в процессе свертывания крови. Какие клетки соединительной ткани препятствуют этому явлению ?

4. Под влиянием ультрафиолетовых лучей изменился цвет кожи.

Какие клетки соединительной ткани принимают участие в этой реакции?

5. Под кожу попало инородное тело. Какова будет реакция рыхлой соединительной ткани и какие клетки в ней участвуют?

6. У животного с помощью рентгеновского облучения разрушены стволовые клетки крови. Обновление каких клеток в составе рыхлой соединительной ткани будет нарушено?

7. В рыхлой волокнистой соединительной ткани нарушено образование основного вещества. Нарушением функции каких основных клеток может быть вызвано это явление?

8. В организм человека введена живая вакцина. Какие клетки рыхлой волокнистой соединительной ткани включаются в выработку специфического иммунитета?

9. В месте внедрения инородного тела в организме возникает воспаление с участием клеток крови и рыхлой волокнистой соединительной ткани. Какие клетки крови и соединительной ткани будут обнаружены в очаге воспаления?

10. Укус пчелы или змеи сопровождается быстрым проникновением яда в организм. Чем это объясняется?

11. Известно, что клетки рыхлой волокнистой соединительной ткани имеют различный генез. В условном эксперименте в период гисто- и органогенеза разрушено развитие клеток производных мезенхимы.

Тема: Рыхлая неоформленная соединительная ткань Препарат 1. Пленка рыхлой соединительной ткани. Окраска железным гематоксином по Ясвоину.

1. Коллагеновые волокна.

2. Эластические волокна.

3. Фибробластоцит.

4. Фибробласт.

5. Гистиоцит (оседлый макрофаг).

6. Плазмоцит.

7. Адипоцит однокапельный.

8. Тканевой базофил.

9. Перицит.

10. Пигментная клетка.

11. Ретикулоцит.

12. Основное вещество.

1. Мезенхима.

2. Накопление краски макрофагами.

1. Общие черты организации соединительных тканей.

2. Отличия соединительных и эпителиальных тканей.

3. Классификация соединительных тканей.

4. Клеточный состав рыхлой волокнистой соединительной ткани.

5. Химический состав аморфного вещества соединительной ткани.

6. Характеристика химического состава, надмолекулярной организации и физических свойств коллагеновых волокон.

7. Строение эластических волокон. Чем отличаются эластические волокна от коллагеновых?

8. Образование волокнистого и аморфного компонентов межклеточного вещества соединительных тканей.

9. Характеристика плотных соединительных тканей.

10. Гистогенез соединительных тканей.

Терминологический словарь: адипоцит, адвентициальная клетка, гепарин, гистиоцит, гиалуронидаза, гликозоаминогликаны, гиалуроновая кислота, лимфоцит, липоцит, лаброцит, макрофаг, мезенхима, мукополисахариды, перицит, перитеноний, плазмацит, протеогликаны, ретикулярная клетка, ретикулярные волокна тучная клетка, фибробласт, фиброцит, хондроитинсульфат, эластин, эндотеноний, эндотелиоцит.

Препараты: 1. Рыхлая соединительная ткань (рис. 186) 2. Сетчатый слой дермы (рис. 200, 404) 3. Сухожилие в продольном разрезе (рис. 201) 4. Эластическая связка (рис. 202) 5. Мезенхима зародыша цыпленка (рис. 181)

ХРЯЩЕВАЯ ТКАНЬ

1. Классификация хрящевой ткани.

2. Характеристика клеточного состава и межклеточного вещества гиалинового хряща. Как располагаются коллагеновые волокна в гиалиновом хряще? Каким микроскопическим методом их можно наблюдать?

3. Как происходит рост хряща? Как дышат и питаются его клетки?

4. Какую роль выполняет надхрящница? Почему хрящ является одновременно и тканью, и органом?

5. Чем отличаются друг от друга по строению, свойствам и выполняемым функциям гиалиновый и эластический хрящи?

6. Особенности строения волокнистого хряща.

7. Этапы развития хряща из мезенхимы.

8. Регенерация хрящевой ткани. Как изменяются свойства хряща при старении?

Терминологический словарь: хондробласт, хондроцит, кератансульфаты, хондроитины, изогенная группа, хондриновый шар, капсула, территория, хондрогенный островок, аппозиционный рост, интерстициальный рост.

Препараты: 1. Гиалиновый хрящ (рис. 204).

2. Эластический хрящ (рис. 206).

3. Волокнистый хрящ (рис. 207).

КОСТНАЯ ТКАНЬ

1. Морфология и функции клеток костной ткани.

2. Химический состав межклеточного вещества костной ткани.

3. Разновидности костной ткани, понятие о губчатом и компактном веществе.

4. Характеристика грубоволокнистой костной ткани.

5. Особенности организации пластинчатой костной ткани. Остеон (гаверсова система).

6. Строение и функции надкостницы. Периост и эндоост.

7. Прямой гистогенез костной ткани.

8. Образование кости на месте хряща. Рост трубчатых костей в ширину и в длину.

9. Регенерация костной ткани.

10. Регуляция обмена кальция и фосфора, роста и резорбции кости.

Терминологический словарь: остеобласт, остеоцит, остеокласт, гидроксиапатит, оссеиновые волокна, костная пластинка, остеон, костная балка, канал Фолькмана, эндохондральное окостенение, перихондральное окостенение, метэпифизарная пластинка, костная манжетка, эпифиз, диафиз, остеогенный островок, эктопическое костеобразование, клеточные колонки, паратгормон, кальцитонин, витамин D, витамин А, трабекула.

Препараты: 1. Кость в поперечном разрезе (рис. 213).

2. Развитие кости из соединительной ткани (рис.208).

3. Развитие кости на месте хряща (рис. 209).

1. Гистофизиологическая характеристика крови и лимфы. Классификация форменных элементов крови.

2. Гемограмма здорового человека. Изменения гемограммы при остром и хроническом воспалении.

3. Закономерности дифференцировки эритроцитов (эритропоэз) 4. Закономерности дифференцировки гранулоцитов (гранулоцитопоэз).

5. Особенности дифференцировки кровяных пластинок человека.

6. Морфология белой и красной пульпы селезенки. Лимфатический фолликул. Закономерности дифференцировки В-лимфоцитов.

7. Морфофизиология тимуса (вилочковой железы). Дифференцировка Т-лимфоцитов. Функциональная специализация Т-лимфоцитов.

Терминологический словарь: эритроцит, нейтрофил, эозинофил, базофил, Т-лимфоцит, В-лимфоцит, моноцит, кровяная пластинка (тромбоцит), стволовая клетка крови, колониеобразующая единица, миелобласт, эритробласт, ретикулоцит, промиелоцит, миелоцит, метамиелоцит, мегакариоцит, мозговое вещество, корковое вещество, субкапсуллярная зона, тимоцит, рецептор Т-лимфоцитов, тельце Гассаля, рецептор В-лимфоцитов, зародышевый центр, краевая зона, Т-зависимая зона.

Препараты: 1. Кровь человека (рис. 152).

2. Селезенка крысы (рис. 395).

3. Зобная железа щенка (рис. 592).

МЫШЕЧНЫЕ ТКАНИ

1. Морфофизиологическая классификация мышечных тканей.

2. Гистогенетическая классификация мышечных тканей.

3. Морфология и ультраструктура мышечного волокна. Как организована миофибрилла на молекулярном уровне?

4. Механизм мышечного сокращения.

5. Как различаются по структуре и функциям красные и белые мионы?

6. Гистогенез и регенерация поперечно-полосатой мускулатуры.

7. Особенности строения сердечной мышечной ткани. Проводящая система сердца. Секреторные кардиомиоциты.

8. Гистогенез и регенерация сердечной мышечной ткани.

9. Особенности строения гладкой мышечной ткани. Гладкомышечная клетка. Гистогенез и регенерация гладкой мышечной ткани.

Терминологический словарь: мион, тоническая, тетаническая, фазная мускулатура, миофибрилла, протофибрилла, сарколемма, эндомизий, перимизий, эпимизий, A-диск, I-диск, телофрагма, мезофрагма, саркомер, T-система, L-система, триада, актин, актинин, миозин, тропонин, тропомиозин, миоглобин, миотом, миобласт, миотуба, сателлит, кардиомиоцит, вставочный диск, волокна Пуркинье, нексус (щелевой контакт).

Препараты: 1. Поперечно-полосатая мышечная ткань (рис. 222).

3. Гладкая мышечная ткань (рис. 219).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Медицинский взгляд на еду
Adblock
detector