Олигофрения у детей симптомы

Какой прогноз{q}

Олигофрения – врождённое или приобретённое до трёх лет отставание в психическом развитии. Оно является следствием перенесённой болезни или генетических факторов и в дальнейшем не прогрессирует.

Степень задержки развития обычно оценивается с помощью стандартных тестов на интеллект. Может сопровождаться различными врождёнными пороками.

https://www.youtube.com/watch{q}v=oQsd11uVWq4

Олигофрения – достаточно распространённое состояние, большинство исследований сообщают, что порядка 1% населения Земли страдает этим заболеванием. Некоторые источники указывают на заболеваемость около 3%.

Среди больных значительно преобладают лица мужского пола – их примерно в полтора раза больше женщин. Возрастные пики диагностики олигофрении – 6-7 илет – возраст начала обучения в школе и службы в армии.

Если в ходе эмбрионального и внутриутробного развития структуры головного мозга у плода были необратимо повреждены, интеллектуальной недоразвитости и различных психических проблем в дальнейшем не избежать.

С ребёнком, у которого была диагностирована тяжёлая форма заболевания (например, идиопатия), придётся трудно. Но при правильном подходе, должном уходе и соответствующем лечении прогноз для тех, у кого лёгкая или средняя степени, если не благоприятен, то удовлетворителен.

  1. Пожизненная неполноценность интеллекта, но в различной степени.
  2. Неизлечимые психические расстройства.
  3. При выраженной имбецильности и идиотии — инвалидность.
  4. При облегчённых формах малыш сможет проявлять определённый интерес к сверстникам, игрушкам, освоит простейшие навыки самообслуживания, которые пригодятся ему в жизни и облегчат её.
  5. В спецшколе методы лечебно-коррекционной педагогики позволят ему овладеть начальными навыками счета, чтения, письма, ручного труда, рисования.

Чтобы не столкнуться со всеми этими проблемами, требующими немало сил и терпения, гораздо проще своевременно заниматься профилактикой, чтобы никогда не узнать на собственном опыте, что это за диагноз.

Полезная информация. Учёными доказано, что у детей, страдающих олигофренией, социальный уровень выше интеллектуального. Поэтому на поступление в ВУЗ родителям рассчитывать не стоит, а вот адаптировать малыша к окружающему миру вполне возможно.

Олигофрения считается одним из самых опасных заболеваний. Развитие недуга провоцирует умственную отсталость у ребенка.

trusted-source

Симптомы олигофрении у детей могут возникнуть на этапе внутриутробного развития или в течение нескольких месяцев после рождения.

В лечении заболевания принимают участие несколько профильных специалистов. Прогнозы патологии напрямую зависят от своевременности и полноценности предпринятых мер терапии.

О симптомах и признаках синдрома Дауна у новорожденного вы можете узнать из нашей статьи.

Благоприятные прогнозы возможны только при раннем выявлении олигофрении у ребенка.

При своевременной терапии легкой степени заболевания дети обретают способность выполнения элементарных бытовых задач.

Во взрослом возрасте они хорошо осваивают некоторые виды профессий, в некоторых случаях может понадобиться специально оборудованное рабочее место.

Если олигофрения прогрессирует ускоренными темпами, то ребенку на протяжении всей жизни необходим уход. Самостоятельно выполнять простые обязанности ему будет крайне сложно.

Неблагоприятные прогнозы при запущенной олигофрении:

  • пожизненная неполноценность интеллекта;
  • инвалидность;
  • ярко выраженные психические расстройства.

Профилактика олигофрении у ребенка возможна только на этапе планирования беременности.

Родителям необходимо пройти полноценное обследование, вылечить все имеющиеся заболевания, исключить присутствие в организмах инфекций и определить риск наследственной предрасположенности к патологиям мозга у будущего малыша.

Исключение всех негативных факторов повышает шансы рождения здорового ребенка. Если малыш родился с подозрением на олигофрению, то профилактические меры не приведут к ожидаемым результатам.

Меры профилактики патологии включают в себя следующие рекомендации:

  1. Прохождение обоими родителями обследования на краснуху, токсоплазмоз и иные инфекционные заболевания (на этапе планирования беременности).
  2. Предотвращение вирусных заболеваний в период вынашивания плода и любого негативного воздействия внешних факторов на организм женщины.
  3. Исключение родовых травм новорожденного (правильное родовспоможение).
  4. Своевременное лечение врожденных болезней у ребенка при их выявлении.

Олигофрения относится к числу неизлечимых патологий. Данное заболевание становится причиной интеллектуальных, волевых, эмоциональных расстройств у ребенка. Речь малыша и моторика не соответствуют его возрасту.

Если терапию начать вовремя и проводить ее полноценно, то у ребенка появится возможность адаптации к окружающему миру.

Выраженность клинических проявлений олигофрении зависит от возраста. Большинство признаков становятся хорошо заметными после 6-7 лет, однако некоторые симптомы можно распознать и в более раннем возрасте.

У малышей часто наблюдается повышенная раздражительность. Они хуже сверстников вступают в эмоциональный контакт с взрослыми, меньше общаются с ровесниками, проявляют мало интереса к окружающему.

При олигофрении выявляется недоразвитие нормальной возрастной деятельности. До 3-4 лет, когда другие дети активно учатся играть, пациенты с олигофренией зачастую не проявляют интереса к игрушкам, не пытаются ими манипулировать.

В последующем больные предпочитают простые игры. Когда здоровые дети начинают активно подражать действиям взрослых, копируя их поведение на своем игровом пространстве, дети с олигофренией еще переставляют и вертят игрушки, осуществляя первое знакомство с новыми для них предметами.

Рисование, лепка и конструирование либо не привлекают пациентов, либо осуществляются на достаточно примитивном уровне (каракули в возрасте, когда другие дети уже рисуют сюжетные картины и т. д.).

Олигофрения негативно влияет на способность распознавать свойства предметов и взаимодействовать с внешним миром. Дети либо проявляют хаотичную активность, либо действуют по жесткому шаблону, без учета реальных обстоятельств.

https://www.youtube.com/watch{q}v=HhacI5BoNTY

Способность к концентрации внимания снижена. Развитие речи отстает от возрастной нормы. Пациенты с олигофренией поздно начинают лепетать, произносить первые слова и фразы, хуже сверстников понимают обращенную к ним речь, в последующем – плохо воспринимают словесные инструкции.

Эмоциональное развитие при олигофрении также отстает от возрастной нормы. Гамма переживаний более скудная по сравнению со здоровыми сверстниками, эмоции поверхностны и нестабильны.

неравномерность «созревания» отдельных аспектов психической деятельности и двигательной активности с учетом возрастной нормы, замедление развития, скачкообразность развития с отдельными «всплесками».

Составляя клиническую картину, показывающую развитие умственно отсталого ребенка, специалисты отмечают, что олигофрения находится в тесной связи с психическими отклонениями.

Проявляется нарушениями в речи, эмоциях, обобщениях, сознательной деятельности, познании окружающего мира. Характерные симптомы в развитии умственно отсталого ребенка приходятся на разные периоды его жизни.

Только что родившиеся дети с умственной отсталостью отличаются от здоровых ребятишек внешними признаками и внутренними патологиями. Характерные признаки:

  • аномальное строение тела, головы, лица;
  • патология различных внутренних органов;
  • фенилкетонурия: кислый запах, исходящий от новорожденного и его мочи, бледная кожа, судороги, светло-голубой оттенок роговицы глаза, слабость мышечного аппарата, отсутствие простых реакций.

Ближе к году проявляется выраженность симптомов заболевания. Задержка умственного развития выливается в такие признаки:

  • малыш не держит головку;
  • отсутствует привычный для этого возраста детский лепет, свидетельствующий о развитии речевых навыков;
  • мышечная слабость выражается в неумении ребенка ползать, сидеть, самостоятельно вставать.
Ребенок держит головку
Если ребенок так и не начал держать головку в младенческом возрасте, это очень тревожный сигнал

Дошкольный возраст

Период дошкольного возраста ярко раскрывает серьезные отклонения в поведении умственно отсталых детей. Олигофрения затрагивает все области жизни и проявляется в таких признаках:

  • несвязная, поздно проявляющаяся речь;
  • нарушение моторики;
  • рассеянное неустойчивое внимание;
  • расстройства поведения;
  • слабое физическое развитие;
  • нестабильность в эмоциональном плане;
  • неспособность к самообслуживанию (неумение чистить зубы, завязывать шнурки, одеваться) (см. также: как научить ребенка завязывать шнурки просто и быстро{q}).

Школьный возраст

Дефекты развития умственно отсталого ребенка затрагивают все параметры личности и человека в целом. Органические дефекты выливаются в такие заболевания как гидроцефалия и ДЦП.

Интеллектуальные отклонения связаны с повреждением некоторых корковых процессов мозга. Трудности с познавательной деятельностью приобретают разную форму, приводя к невозможности обучения умственно отсталых детей.

Понятие и описание недуга

Медицина определяет данное заболевание следующим образом: олигофрения — это врождённая (чаще всего) или приобретённая умственная задержка, неполноценное развитие психики.

Она проявляется нарушением интеллекта, вызвана патологиями головного мозга и ведёт к социальной дезадаптации. У детей с таким диагнозом страдает не только разум, но и эмоции, воля, речь, моторика.

Несмотря на то, что термин «олигофрения» употребляют как синоним умственной отсталости, последнее понятие гораздо шире. УО включает в себя не только задержку в развитии психики, которая вызвана органическими патологиями, но и социально-педагогическую запущенность.

Необходимо также иметь в виду отличие олигофрении от деменции — приобретённого слабоумия:

  • при деменции структуры мозга у ребёнка формируются нормально и психика достигает какого-то уровня развития до определённого момента, а нарушения интеллекта обнаруживают себя позднее, под влиянием внешних факторов; при олигофрении все эти показатели изначально не могут развиваться нормально;
  • олигофрения не прогрессирует, уровень УО остаётся прежним; при деменции интеллектуальный дефект со временем обычно увеличивается;
  • деменция наделяет познавательные функции неравномерностью: некоторые из них ярко нарушены, а другие остаются в норме; при олигофрении все функции (речь, восприятие, моторика, мышление, память, эмоции) у ребёнка недоразвиты одинаковы.

Ещё один очень важный вопрос — передаётся ли олигофрения по наследству — волнует многих родителей, страдающих от этого заболевания в той или иной степени.

Если форма приобретённая, то бояться нечего: малыш будет здоровым. Если врождённая, есть риск появления на свет умственно отсталого, но он не 100%-ный.

Учёные сейчас изучают данную проблему более детально, чтобы в будущем как можно точнее высчитывать шансы на рождение больных детей. Ну а чтобы их снизить, нужно знать точные причины возникновения УО.

Степени и виды патологии

Форма Симптоматика
Легкая степень или дебильность
  • незначительный уклон интеллекта от нормы;
  • обладания навыками самообслуживания, принятия пищи, общения;
  • проявляется замкнутость, нелепость поведения;
  • плохо усваивается программа начальной школы;
  • физические и сенсорные дефекты проявляются редко;
  • отличие становится заметным с возрастом.
Умеренная – имбецильность
Тяжелая форма имбецильности
  • выраженная отсталость интеллекта, значительные нарушения речи и двигательных процессов, неумение ориентироваться в пространстве и действовать без помощи родителей (см. также: недоразвитие речи у детей);
  • можно обучить простейшим бытовым навыкам, но при постоянном контроле взрослых.
Глубокая степень или идиотия
  • абсолютная невозможность обучения ребенка чему-либо:
  • речь представляет собой невнятные звуков, серьезная двигательная неповоротливость, нет реакции на прямое обращение;
  • сидение в одной позе с раскачиванием в стороны на протяжении длительного времени;
  • полное отсутствие способностей к самообслуживанию, передвижению, показано содержание в специальных учреждениях.

Одним из самых показательных диагностических методов у больных с олигофренией является определение коэффициента интеллекта. В зависимости от результата выделяют следующие степени олигофрении:

  1. Дебильность – самая лёгкая степень заболевания, при которой коэффициент интеллекта колеблется в границахбаллов. Такие дети оканчивают специализированные учебные заведения, в течение нескольких лет изучая программу, примерно соответствующую 4 классам обычной школы. Они осваивают счёт, чтение (часто механически), элементарные навыки письма. Полностью обслуживают себя, могут совершать простые покупки в магазине, помогают по хозяйству. Иногда встречаются парциально одарённые больные – при общем низком уровне развития у них отлично развита одна способность – память, художественные способности, умение делать сложные арифметические расчеты. Больные с дебильностью могут освоить несложные профессии.
  2. Имбецильность – средняя из стадий олигофрении. Такие больные хорошо понимают обращённую к ним речь, могут выучить несколько простых фраз, освоить элементарный счёт. Их можно обучить уходу за собой. При наличии специально оборудованных рабочих мест они могут выполнять элементарные операции. Имбецилы сильно привязаны к родным, ярко реагируют на порицание и похвалу. Мышление их заторможено, они не проявляют инициативы, с трудом приспосабливаются к новым обстоятельствам, в незнакомой обстановке теряются.
  3. Идиотия – олигофрения самой тяжелой степени. Такие больные – глубокие инвалиды, нуждающиеся в постоянном уходе. У них присутствует только зачаточная речь и мышление. Эмоции ограничиваются примитивным удовольствием при удовлетворении физиологических нужд и неудовольствием в обратном случае. Часто бывают озлоблены и агрессивны. В речи окружающих понимают только отдельные слова или не понимают вовсе. Родственников не узнают. Навыки самообслуживания большинство из них усвоить не могут.

На протяжении длительного времени в медицинской практике олигофрению подразделяли на три типа — дебильность, имбецильность и идиотия.

Такой вид классификации был отменен. Приоритетным стало разделение заболевания на определенные типы в соответствии с МКБ-10.

За основу специалисты берут показатели интеллекта, которые являются критерием отнесения недуга к определенной стадии развития патологии.

Дополнительно олигофрения подразделяется на дифференцированную и недифференцированную форму. В первом случае причины недуга удается установить, во втором — такая возможность отсутствует.

По степени прогрессирования заболевание подразделяется на следующие виды:

  • легкая степень (показатель интеллекта не превышаетбаллов);
  • умеренная форма (максимальный показатель интеллекта достигаетбаллов);
  • тяжелая стадия (показатель интеллекта не превышаетбаллов);
  • глубокий тип (уровень интеллекта не достигает 20 баллов).

По этиологии олигофрении подразделяются на патологии, вызванные наследственными факторами, внутриутробным поражением плода, отклонениями в его развитии и родовыми травмами.

К отдельной категории относятся заболевания, спровоцированные неуточненными причинами. Определить негативные факторы, которые нарушили развитие ребенка, может только специалист на основании комплексного обследования маленького пациента.

Уход за больными

Правильный уход за больными олигофренией облегчает состояние детей. Его могут обеспечить сами родители и педагоги специальных (коррекционных) учебных заведений. Он включает в себя:

  • внимание;
  • поддержку;
  • постоянный присмотр;
  • доброжелательное отношение;
  • позитивную мотивацию;
  • обучение навыкам простейшего самообслуживания.

Только так возможно воспитать и поднять ребёнка, страдающего олигофренией. При грамотном и регулярном уходе и при лёгкой степени заболевания возможны утешительные прогнозы на будущее.

Культура. Во многих художественных произведениях авторы делают своего главного героя олигофреном: У. Грум «Форрест Гамп», И. Поль «Путешествие идиота», Д.

  1. клинический — связан с органическим поражением мозга;
  2. психологический — выражается в нарушениях познавательной деятельности;
  3. педагогический — свидетельствует о низком уровне обучаемости.

Проблемы восприятия

Замедленное восприятие, характерное для поведения больных олигофренией, не позволяет ребенку правильно оценивать окружающие его предметы, на опознание знакомой вещи тратится много времени, не получается связывать между собой разные предметы.

Восприятие получаемой информации происходит в неполном объеме. Малышам сложно провести анализ и описать увиденное изображение. Запомнив один предмет, они не стремятся самостоятельно познавать другие вещи, их необходимо подталкивать к действию.

Олигофрения у детей симптомы

Заниматься обучением умственно отсталых детей в обычной школе невозможно. Достигнув возраста 8-9 лет, ребенок проявляет характерные особенности — в поведении проявляется неспособность к пониманию пространства и времени.

Ребенок с олигофренией
Ребенок с подобным отклонением не ориентируется в простейших вещах и не может посещать обычную школу

Познание мира должно происходить поэтапно, но у больных детей этот механизм нарушен. Отсутствует системный анализ предметов, малыш с трудом способен заметить связь между частями целого.

Такая рассеянность приводит к потере первоначального представления об изучаемой им вещи. Слабая мыслительная активность мешает правильно оценивать свои поступки и действия.

Отставание в речи и мыслительных функциях представляет серьезные отличия больных малышей от обычных. Больные дети с большим трудом осваивают письменность и чтение, они невнимательны, не могут довести начатое до требуемого грамотного завершения.

Недоразвитость, как свидетельствует психология, заметна и в эмоциональном плане. Малыши внешне не проявляют своих переживаний, у них плохо работают волевые механизмы, слабо развита активность.

Отстают в физическом развитии, запаздывая с освоением основных навыков: плохо и поздно начинают ползать, держать голову, ходить. Особенностью становится и слабый интерес к окружающему миру, у них не получается различать предметы, лица родных и незнакомых людей, плохо развивается речь.

Трехлетний больной ребенок не умеет проявляться как личность. Игровая активность дошкольника состоит из примитивных действий с предметами. Кроме того, больные олигофренией не могут обслуживать себя, им требуется постоянная помощь взрослых.

Ребенок играет
Игры таких деток даже в школьном возрасте остаются очень примитивными

Профилактика

Предупреждение заболевания олигофренией начинается с планирования беременности. Супругов необходимо обследовать на инфекции (токсоплазмоз, краснуха, цитомегаловирус, сифилис и другие), при выявлении – пролечить.

Во время беременности крайне важно оберегать женщину от любых, особенно вирусных, заболеваний. На ранних сроках необходимо обследование на генетические патологии.

У детей с врождённой патологией можно предотвратить развитие тяжелой олигофрении и остановить её развитие на ранних стадиях путём ранней диагностики и качественного лечения врождённых заболеваний.

https://www.youtube.com/watch{q}v=wtU8jlTMPEc

Предупреждением олигофрении у детей родители должны начать заниматься ещё до зачатия. К основным профилактическим мерам заболевания относятся:

  • обследование при планировании беременности обоих родителей на выявление имеющихся заболеваний, инфекций и их лечение;
  • в течение беременности — комплексное обследование, генетические анализы и сохранность от вирусов (предлагаем ознакомиться со статьями о 1, 2 и 3 скрининге);
  • здоровый образ жизни родителей;
  • профессионализм врачей во время родов;
  • профилактика инфекционных заболеваний у ребёнка в раннем возрасте.

Деткам, страдающим олигофренией, нужны постоянные забота и внимание со стороны родителей. Тогда они смогут хотя бы минимально социально адаптироваться и научиться обслуживать самих себя.

Нужно настроиться на проблемы в окружении и общении (косые взгляды со стороны прохожих, осуждения в кругу знакомых и т. д.), набраться терпения и понять, что только любовь и должный уход составляют основу лечения данного заболевания.

Олигофрения у детей симптомы

Существует ряд заключений о вреде моющей косметики. К сожалению, не все новоиспеченные мамочки прислушиваются к ним. В 97 % шампуней используется опасное вещество Содиум Лаурил Сульфат (SLS) или его аналоги.

Множество статей написано о воздействии этой химии на здоровье как деток, так и взрослых. По просьбе наших читателей мы провели тестирование самых популярных брендов.

Результаты были неутешительны — самые разрекламированные компании показали в составе наличие тех самых опасных компонентов. Чтобы не нарушить законных прав производителей, мы не можем назвать конкретные марки.

Компания Мульсан Косметик, единственная прошедшая все испытания, успешно получила 10 баллов из 10 (ознакомиться). Каждое средство произведено из натуральных компонентов, полностью безопасно и гипоаллергенно.

Если вы сомневаетесь в натуральности вашей косметики, проверьте срок годности, он не должен превышать 10 месяцев. Подходите внимательно к выбору косметики, это важно для вас и вашего ребенка.

При должном стремлении родители могут минимизировать вероятность развития умственной отсталости у ребенка еще до того, как он родится. В первую очередь, необходимо планировать беременность только в том случае, когда оба потенциальных родителя здоровы.

Матери строго-настрого запрещено употребление алкоголя и наркотиков психотропной группы как во время беременности, так и до нее.

Совершенно не лишним будет также вместе пройти обследование с целью выявления возможных хронических заболеваний, провести генные исследования.

Для общей нормализации всех функций организма может подойти даже специальная диета – сбалансированная на этапе подготовки к беременности, и максимально питательная, но без вредных составляющих уже во время вынашивания.

После рождения ребенка следует понимать, что поход к врачу может быть и профилактическим, а не обязательно спровоцированным явным наличием проблем со здоровьем.

Любую болезнь проще остановить на этапе, когда она еще не успела приобрести критические формы, поэтому даже если ребенок кажется совершенно здоровым, его периодически нужно водить к врачу, чтобы лишний раз подтвердить отличное состояние его здоровья или вовремя выявить любые подозрительные симптомы.

О том, каковы особенности и лечение умственной отсталости, смотрите в следующем видео.

Слабое развитие психики, вызванное врожденным или приобретенным в детстве заболеванием головного мозга, называется олигофренией. В переводе с древне-греческого это слово означает «малый ум».

Олигофрения у детей (слабоумие) проявляется отклонением в интеллекте ребенка, эмоциях, речи, моторике, цельности личности. Детям с данной патологией трудно адаптироваться во внешней среде.

Причины

Среди множественных причин возникновения олигофрении у детей существует несколько факторов, влияющих на возникновение и развитие болезни:

  1. эндогенный (внутренний) фактор;
  2. экзогенный (внешний) фактор;
  3. сочетание обоих факторов.

Эндогенные причины носят генетический характер, то есть обусловлены наследственными патологиями – нарушением строения родительских клеток и врожденным сбоем в обмене веществ.

Характерными примерами внутреннего фактора наличия олигофрении в детском возрасте являются синдром Дауна (с содержанием в каждой клетке организма 47 хромосом вместо 46) и врожденная микроцефалия, при которой наблюдается заметно уменьшенный череп головы в связи с малым объемом мозга.

Экзогенные причины олигофрении связаны с внешними воздействиями на ребенка. К ним можно отнести такие внутриутробные факторы, как инфекции, применение алкоголя во время беременности, иммуноконфликт матери и плода, родовые травмы.

Смешанные причины состоят из сочетания эндогенных и экзогенных факторов проявления олигофрении. Соотношение обоих факторов в каждом случае сугубо индивидуально.

Классификация

https://www.youtube.com/watch{q}v=ErBjX1Gyr3w

В соответствии с действующей Международной классификацией болезней умственная отсталость подразделяется на 4 категории:

  • легкая с коэффициентом интеллекта IQ 50-69 (дебильность);
  • умеренная с IQ 35-49 (имбецильность);
  • тяжелая с IQ 20-34 (имбецильность);
  • глубокая с IQ
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Медицинский взгляд на еду
Adblock
detector