Олигофрения — это умственная отсталость разной степени

История пациента с умственной отсталостью

Он всегда улыбался. Даже когда ему было больно, когда ему было грустно, улыбка не сходила с его лица. Порой это была испуганная улыбка, иногда — виноватая. Странно, но та же виноватость была в улыбке, когда у него заболел живот, и мы отправили его в хирургию с аппендицитом.

У него не было плоской переносицы и раскосых глаз, да и других особых признаков хромосомной болезни в нем не наблюдалось. Да, была внутриутробная гипоксия. Родился он на седьмом месяце беременности, и почти два месяца врачи боролись за его жизнь.

Поначалу он был обычным младенцем. Как его старший брат. Только чаще плакал. И позже начал переворачиваться. Позднее встал на ноги. Почти в два года сказал первое слово. И потом отставание становилось все заметнее. Он рос медленнее, его психика сложнее развивалась.

Там он справлялся неплохо. Особенно хорошо давались предметы, где нужно было работать руками. Он с удовольствием лепил из глины простые вазы, горшки. Красил стены. Помогал отцу и брату, как мог, на даче. Он даже выучился на маляра и несколько лет проработал им в разных местах.

Ему всегда помогал старший брат. Чтобы не обижали, чтобы не обманывали с зарплатой. Ведь он был доверчив и открыт. Хулиганы во дворе пользовались этим. Устраивали всякие шутки, смеялись над ним, заставляли делать неприятные вещи. А он никогда не обижался, не знал, как это. И просто улыбался.

Одна из таких злых шуток кончилась хуже остальных. Он упал с качелей, и на обратном ходу качели ударили его по затылку. Травма черепа и ушиб мозга. С тех пор начались вторичные эпилептические припадки, и он не мог больше красить стены. Ему стало очень сложно даже помнить, как правильно держать ложку. К счастью, через несколько лет он снова научился пользоваться ей, правда, маляром снова так и не стал. А улыбка осталась.

Брат рассказывал, что лишь однажды увидел его плачущим: когда умер отец. Инсульт сразил отца на даче, а он был там тогда. Сначала испугался, не понял, что произошло, а когда в его хрустальном сознании промелькнула мысль о смерти, он загрустил и заплакал.

Брат не бросал его, хоть и не жил рядом, и всегда старался помочь: давал денег, забирал на выходные, возил со своими детьми за город. Племянникам он нравился, ведь он был добрым и ласковым. Особенно отзывался на объятья. И тогда, когда он нелепо, но очень искренне обхватывал племяшку, можно было считать его улыбку настоящей.

А жили они вдвоем с матерью. Он делал простую работу — выносил мусор, нес в пакете картошку, когда они с матерью ходили на рынок. Сам он, конечно, деньгами распоряжаться не мог. Через некоторое время мама умерла, и брат стал его опекуном.

Состоялся разговор с братом. Жена со вздохом заявила, что с ним нужно что-то делать. И сначала брат отмахнулся. Но участились приступы. Предыдущие дозы противосудорожных препаратов перестали работать, нужно было искать новую схему. Его положили в психиатрическую больницу, и родственники узнали, каково это.

Прямых показаний для нахождения в психиатрической больнице уже не было. Приступы почти не случались. Новые препараты работали неплохо. Агрессии он не проявлял. Был тихим, спокойным. Иногда помогал, когда его просили. В таком состоянии ему можно было вернуться домой.

Я работал в отделении второй год, его же положили за год до моего прихода. Брат хорошо зарабатывал, и проблем с оплатой койки не было. Брат по-прежнему навещал его, иногда звонил в отделение. Его не бросили. Но жизнь в семье брата пошла своим, новым чередом.

Я замечал иногда, что брат радовался его улыбке, той искренней улыбке, которая появлялась в начале их свидания. В ней было узнавание, вспоминание, что у него есть брат. И брату было достаточно. Брат приносил ему йогурт и мягкую булку с повидлом. Помогал держать ложку, затыкал салфетку за воротник, вытирал испачканные щеки. Спрашивал о простом: все ли у него хорошо, ничего не болит, никто не обижает?

Их отношения застыли на пятилетнем возрасте. Однажды брат рассказал мне, что так же, когда им было пять и двенадцать соответственно, они завтракали по субботам на даче, когда родители уезжали в город и оставляли их вдвоем. Одна из бесед с братом была особенно подробной, из нее я и узнал о его жизни.

Я пытался заглянуть в его разум. Я говорил с ним, наблюдал за поведением в отделении, эмоциями и реакциями. Но все скрывалось, или скорее наоборот, распахивалось его улыбкой. Могло показаться, что он пребывал все время в блаженном неведении. Он не желал никому зла.

Старшая сестра пришла к нам в ординаторскую и сказала, что брат не внес оплаты, чего раньше не случалось. Мы попытались дозвониться до него, но телефон был вне зоны доступа. По домашнему номеру трубку никто не взял. Мы ждали неделю и затем обратились в органы опеки с просьбой отыскать брата или связаться с ним.

Я не знал, как быть. Выйти и рассказать? Я обязан. Но его улыбку в тот момент я не вынес. Когда я увидел его на стуле, смотрящего мне в глаза и как всегда беспечно улыбающегося, ноги у меня отказались к нему идти. Я попросил сделать это социального работника. Но и ее слова он встретил, улыбаясь. Он так и не смог понять.

Причины умственной отсталости. Как ставят диагноз

Классификация и стадии развития умственной отсталости (олигофрении)

В МКБ-10[9] умственная отсталость кодируется в рубриках F70-F79:

  • F70.xz Лёгкая УО (IQ 50-69, результаты теста Векслера 60-79);
  • F71.xz Средняя УО (IQ 35-49, результаты теста Векслера 45-59);
  • F72.xz Тяжёлая УО (IQ 20-34, результаты теста Векслера 30-44);
  • F73.xz Глубокая УО (IQ < 20, результаты теста Векслера < 30);
  • F78.xz Другие формы УО;
  • F79.xz Неуточнённая форма УО.

Под «x» подразумевается дополнительный знак, указывающий на нарушения поведения:

  • 0z — отсутствие нарушения поведения или его слабая степень выраженности;
  • 1z — нарушение поведения в выраженной степени;
  • 8z — другое нарушение поведения;
  • 9z — без указания на нарушение поведения.

Под «z» подразумевается этиологическая причина:

  • .x1 — УО, вызванная инфекцией или интоксикацией;
  • .x2 — УО, вызванная травмой или гипоксией;
  • .x3 — УО, вызванная фенилкетонурией;
  • .x4 — УО, вызванная хромосомной патологией;
  • .x5 — УО, вызванная гипертиреозом;
  • .x6 — УО, вызванная гипотиреозом;
  • .x7 — УО, вызванная недоношенностью;
  • .x8 — УО, вызванная другими уточнёнными факторами;
  • .х9 — УО, вызванная неизвестными причинами.

Умственная отсталость делится также на две формы:

  • дифференцированную — если причина возникновения УО установлена (в МКБ-10 отражается пятым знаком z от .х1 до .х8);
  • недифференцированную — если этиология неизвестна (в МКБ-10 — .х9).

Также существует привычная российском врачу классификация Э. Крепелина, которая подразделяет УО на три типа:

  • Дебильность (IQ 50-69). В МКБ-10 соответствует F70. Для ребёнка с легкой степенью УО характерен относительно большой словарный запас, трудности с абстрактным мышлением, хорошая механическая память, проблемы с самообладанием, внушаемость, несамостоятельность, безынициативность. Такие люди обучаемы, у них есть возможность закончить школу, училище и получить профессию.
  • Имбецильность (IQ 20-35). Соответствует F71-F72. Имбецилы имеют низкий словарный запас, не владеют грамматикой, слабо усваивают новый материал, им сложно освоить бытовые навыки, нуждаются в постоянном уходе.
  • Идиотия (IQ <20). Соответствует F73. Идиоты не владеют членораздельной речью и не понимают речь других людей. Реакция на окружающие вещи не отличается от младенческой. Голод и другие неприятные ощущения и раздражители вызывают плач, агрессию, аутоагрессию (желание причинить вред самому себе). Благополучное окружение приводит к успокоению. Обычно они не умеют ходить, только ползают. Окружающий мир познают через хватание предметов в рот. За такими людьми нужен постоянный контроль и опека. [3]
ПОДРОБНЕЕ:   Почему важно лечить булимию и как это делать правильно

Существуют и другие классификации умственно отсталосьи:

  1. Этиопатогенетическая классификация М.С. Певзнера:
  2. неосложнённая форма УО;
  3. УО с нарушениями нейродинамики (с преобладанием возбуждения или торможения);
  4. УО, сочетающаяся с патологией анализаторов;
  5. УО с сопутствующим психопатоподобным поведением;
  6. УО с лобной недостаточностью.
  7. Клинико-физиологическая классификация С.С. Мухина и Д.Н.Исаева:
  8. атоническая форма — характерна повышенная отвлекаемость, невозможность сосредоточиться, больные вялые, апатичные, со слаборазвитой мелкой моторикой, обычно не реагируют на речь, часто повторяют стереотипные простые действия;
  9. дисфорическая форма — характерна эмоциональная лабильность, агрессивность и аутоагрессивность, раздражительность и нарушения внимания;
  10. теническая форма — характерна эмоциональность и общительность;
  11. астеническая форма — характерна эмоциональная лабильность, нарушения внимания, суетливость, пространственная дезориентированность и недоразвитость мелкой моторики.[11]

Симптомы умственной отсталости у ребенка

Дети с умственной отсталостью, как понятно из названия, характеризуются снижением интеллектуальной функции. В зависимости от уровня понижения интеллектуальной функции выделяют следующие степени умственной отсталости у детей: легкую степень, среднюю и тяжелую степени олигофрении.

Легкая форма носит также название дебильность и характеризуется уровнем IQ от 50 до 69. Пациенты с легкой формой олигофрении внешне практически ничем не отличаются от остальных людей. Такие дети часто испытывают трудности в процессе обучения вследствие пониженной способности к сосредоточению (концентрации) внимания.

Наряду с этим у детей с дебильностью  наблюдается наличие достаточно хорошего уровня памяти. Нередко дети, имеющие в анамнезе легкую степень дебильности, характеризуются расстройством поведения. Они довольно зависимы от значимых взрослых, смена обстановки у них вызывает страх.

Нередко такие дети делаются нелюдимыми, замкнутыми. Это происходит вследствие того, что им довольно трудно распознавать эмоции окружающих. Иногда происходит наоборот, малыши пытаются привлечь внимание к собственной персоне посредством различных ярких действий, поступков. Действия их обычно выглядят нелепыми, порой даже антисоциальными.

Дети с умственной отсталостью легко внушаемы, вследствие чего притягивают к себе представителей криминалитета и часто становятся легкой жертвой обмана или безвольной игрушкой в их руках. Почти все дети, относящиеся к группе индивидов с легкой формой проявления умственной отсталости, осознают собственное отличие от окружающих и стремятся скрыть от других свое заболевание.

Средняя степень олигофрении носит также название имбецильность и характеризуется уровнем IQ от 35 до 49. Пациенты со средней формой способны чувствовать привязанности, отграничивать похвалу от наказания, они могут быть обучены примитивным навыкам самообслуживания, в редких случаях, даже простейшему счету, чтению и письму. Однако проживать самостоятельно они не в состоянии, им необходим постоянный контроль и особый уход.

Тяжелая степень олигофрении имеет также название идиотия и характеризуется уровнем IQ ниже 34. Такие пациенты практически необучаемые. Им свойственны серьезные дефекты речи, движения их неповоротливы и нецеленаправленны. Эмоции детей, страдающих идиотией, ограничены примитивными проявлениями удовольствия или неудовольствия.

Уровень IQ является важным критерием оценки детской умственной отсталости, однако он далеко не единственный. Также существуют люди, имеющие низкий уровень IQ, но признаков умственной отсталости у них не наблюдается. Кроме уровня IQ оценивают бытовые умения пациентов, общее состояние психики, степень социальной адаптации, заболевания в анамнезе.

Диагноз умственной отсталости можно поставить только при наличии совокупности признаков.

В младенческом или более старшем возрастном периоде умственная отсталость может выражаться в виде задержки развития малыша. Олигофрению может выявить психиатр при своевременном его посещении. В дошкольных организациях у детей с наличием умственной отсталости в анамнезе часто возникают адаптационные проблемы в коллективе, им тяжело подчиняться распорядку дня, выполнять задания, которые нередко оказываются чересчур сложными для понимания больных детей.

В школьном возрастном периоде родителей может насторожить высокая степень невнимательности ребенка и его неусидчивость, плохое поведение, повышенная утомляемость и неуспеваемость. Также умственная отсталость нередко характеризуется различными неврологическими отклонениями, такими как тики, судорожные припадки, частичные параличи конечностей, боли в области головы.

Согласно современной международной классификации болезней в некоторых источниках авторы выделяют сегодня 4 степени умственной отсталости у детей, в которых первая степень представлена дебильностью (IQ от 50 до 69), вторая степень представлена умеренной имбецильностью (IQ от 35 до 49), третья – тяжелой формой имбецильности (IQ от 20 до 34), а четвертая – глубокой формой олигофрении идиотией (IQ ниже 20).

Больные с глубокой формой олигофрении характеризуется непониманием речи, обращенной к ним. Крики и мычание у них являются порой единственной ответным реагированием на раздражители извне. Расстройства двигательной сферы проявлены настолько, что малыш не в состоянии даже самостоятельно передвигаться, поэтому постоянно находится в одной позе при этом, совершая примитивные движения (например, движения корпусом вперед-назад, по типу движений маятника).

Дети, страдающие данной формой олигофрении, являются абсолютно необучаемыми и неспособными к самообслуживанию.

Характеристика детей с умственной отсталостью

Психопатология нарушения при умственной отсталости характеризуется всеобъемлемостью и ранжированием психического и интеллектуального недоразвития. В соответствии со структурой клинических проявлений можно выделить осложненные формы умственной отсталости и не осложненные.

Осложненные виды олигофрении выражаются в сочетании мозгового повреждения и его недоразвития. В таких случаях дефекту интеллектуальной сферы сопутствует ряд расстройств нейродинамического и энцефалопатического характера. Также может наблюдаться более выраженное недоразвитие или повреждение локальных корковых процессов, например, речи, пространственных представлений, навыков чтения, счета и письма. Данная форма нередко характерна для детей, страдающих церебральным параличом или гидроцефалией.

Выделяют 3 диагностических параметра умственной отсталости: клинический критерий, психологический и педагогический. Клинический критерий выражается в наличии органического поражения мозга. Психологический критерий характеризуется стойкими нарушениями в познавательной сфере. Педагогический фактор связан с низкой обучаемостью.

Сегодня благодаря своевременной грамотной организации воспитательного процесса стало возможным начать коррекционно-педагогическое воздействие на более ранних сроках, вследствие чего многие аномалии в развитии детей подвержены коррекции, а в ряде случаев можно предупредить и их возникновение.

ПОДРОБНЕЕ:   Нервное расстройство: симптомы, нарушение нервной системы

Для умственно отсталых малышей характерным является недоразвитие когнитивных процессов, что проявляется в гораздо меньшей потребности в сравнении с ровесниками в познавательной деятельности. На всех этапах познавательного процесса у умственно отсталых, как показали многочисленные исследования, наблюдаются элементы недоразвития, а в редких случаях и атипичное развитие функций психики. Вследствие чего, такие дети получают недостаточные, нередко искаженные представления о среде, которая их окружает.

Признаки умственной отсталости у ребенка выражаются в наличии дефекта в восприятии – первой ступени познания. Нередко восприятие таких детей страдает вследствие снижения у них зрения или слуха, недоразвития речи. Однако даже когда анализаторы в норме, восприятие умственно отсталых выделяется целым рядом особенностей.

Умственно отсталым малышам для восприятия предложенного им материала (например, картинки или текста) необходимо больше времени. Заторможенность восприятия усугубляется проблемами в выделении главного, непониманием внутренних связей между частями. Данные особенности проявляются при обучении в заторможенном темпе узнавания, в перепутывании графически сходных букв либо цифр, вещей, схожих по звучанию слов. Также следует отметить и ограниченность объема восприятия.

Дети с олигофренией способны выхватывать лишь отдельные части в осматриваемом объекте, в прослушанном материале, не замечая и не слыша порой важную для общего понимания информацию. Кроме этого, таким детям свойственно расстройства избирательности восприятия.

Дети с олигофренией не способны вглядываться в картинку, не могут самостоятельно анализировать, заметив какую-то одну несуразность, они не способны перейти к поискам других, для этого им требуется неизменное стимулирование. В учебе это выражается в том, что малыши с умственной отсталостью не могут выполнить без направляющих вопросов учителя доступную для их понимания задачу.

Для умственно отсталых малышей присущи трудности пространственно-временного восприятия, что препятствует им ориентироваться в среде. Нередко дети в 9-летнем возрасте не могут различить правую и левую стороны, не способны отыскать в школьном помещении свой класс, туалет или столовую. Они совершают ошибки при определении времени, понимании дней недели или времен года.

Умственно отсталые малыши значительно позднее своих ровесников, у которых уровень интеллекта находится в пределах нормы, начинают различать цвета. Особою сложность для них представляет различение цветовых оттенков.

Процессы восприятия неразрывно взаимосвязаны с функциями мышления. Поэтому в случаях, когда дети улавливают только внешние аспекты учебной информации и не воспринимают главное, внутренние следствия, понимание, овладение информацией, а также выполнение задач будет затруднено.

Мышление – это главный механизм познания. Мыслительный процесс проистекает в виде следующих операций: анализ и синтез, сопоставление и обобщение, конкретизация и абстракция.

У детей, страдающих умственной отсталостью, данные операции сформированы недостаточно, вследствие чего имеют специфические черты. Например, анализ объектов они совершают бессистемно, пропуская ряд значимых свойств и вычленяя только лишь наиболее заметные детали.

Вследствие такого проведения анализа им тяжело определить связи между деталями объекта. Выделяя в объектах отдельные их детали, они не определяют связей между ними, вследствие этого у них затруднено составление представлений об объектах в целом. Более заметно обнаруживаются неординарные черты мыслительных процессов детей, болеющих олигофренией, в операциях сопоставления, в ходе которых необходимо совершать сопоставительный анализ или синтез.

У детей, больных олигофренией, затруднено устанавливание различий в схожих предметах и в отличающихся. Особенно трудно для них происходит установление сходства.

Характерной чертой мыслительных процессов умственно отсталых малышей является их некритичность. Они не способны самостоятельно оценивать собственную работу. Такие дети нередко попросту не замечают собственных промахов. Они, в большинстве случаев, не осознают собственных неудач и поэтому довольны своими поступками и собой.

Для всех индивидов с умственной отсталостью свойственно понижение активности мыслительных процессов и довольно слабая регулирующая функция мышления. Они обычно приступают к выполнению работы, до конца не дослушав инструкцию, не уразумев цели задания, без наличия внутренней стратегии действий.

Особенности процессов восприятия и осмысливания учебного материала у больных детей имеют неразрывную связь с особенностями памяти. К основным процессам памяти относят: процессы запоминания и сохранения, а также воспроизведения. У малышей с умственной отсталостью перечисленные процессы характеризуются специфичностью, вследствие того, что формируются в обстоятельствах аномального развития.

Больным проще запоминать внешние, нередко случайные визуально воспринимаемые признаки. Внутренние логические связи ими труднее постигаются и запоминаются. У больных детей гораздо позже в сравнении с их здоровыми ровесниками вырабатывается произвольное запоминание.

Ослабление памяти детей с олигофренией обнаруживается в сложностях не столь в получении и сохранении информации, сколь в ее воспроизведении. В этом и лежит их основное отличие от малышей с нормальным уровнем интеллекта. Вследствие непонимания смысла и последовательности событий у детей больных олигофренией воспроизведение имеет бессистемный характер. Процесс воспроизведения характеризуется сложностью и требует значительной волевой активности и целеустремленности.

Несформированность восприятия, неумение использовать приемы запоминания приводит больных детей к ошибкам в процессе воспроизведения. А наибольшую трудность составляет воспроизведение словесной информации. Наряду с перечисленными особенностями у больных малышей наблюдаются речевые дефекты. Физиологической основой данных дефектов является нарушение во взаимодействии первой и второй сигнальных систем.

Речь детей с умственной отсталостью характеризуется нарушением во всех ее сторонах: фонетической, грамматической и лексической. Наблюдаются сложности в звуковом и буквенном анализе или синтезе, восприятии и уразумении речи. Данные нарушения ведут к различной направленности расстройствам письма, сложностям в овладении техникой чтения, снижению потребности в вербальном общении. Речь детей с умственной отсталостью довольно скудна и характеризуется замедленным развитием.

Умственно отсталые малыши более чем их ровесники склонны к невнимательности. Дефекты в процессах внимания у них выражаются малой устойчивостью, трудностями в его распределении, замедленной переключаемостью. Олигофрения характеризуется сильными нарушениями в процессах непроизвольного внимания, однако наряду с этим в большей степени недоразвит именно произвольный аспект внимания.

Это выражено в поведении детей. Больные малыши, как правило, в условиях возникновения трудностей не будут пытаться их преодолевать. Они просто бросят работу, но при этом, если производимая ими работа будет посильна и интересна, то внимание детей будет устойчиво без большого напряжения с их стороны.

У больных малышей наблюдается недоразвитие эмоциональной сферы. У них не существует оттенков переживаний. Поэтому их характерной особенностью считается неустойчивость эмоций. Все переживания таких детей неглубокие и поверхностные. А у некоторых больных малышей эмоциональные реакции не соответствуют источнику.

ПОДРОБНЕЕ:   Симптомы (признаки) невроза у женщин: причины и лечение

Волевая сфера у умственно отсталых индивидов также имеет свои специфические особенности. Слабость собственных побуждений и большая внушаемость являются отличительными чертами волевых процессов больных лиц. Как показывают исследования, умственно отсталые индивиды предпочитают легкий путь в работе, который не требует от них особых волевых усилий. Активность деятельности у индивидов с олигофренией снижена.

Все вышеуказанные особенности личности больных малышей вызывают затруднение формирования здоровых взаимоотношений с ровесниками и взрослыми лицами. Данные свойства психической деятельности детей с олигофренией обладают устойчивым характером, так как являются следствием органических поражений в процессе развития.

Умственная отсталость считается необратимым явлением, но наряду с этим довольно хорошо поддается коррекции, особенно легкие ее формы.

Эндогенные и экзогенные причины возникновения врожденной и приобретенной умственной отсталости

Причинами развития умственной отсталости могут быть эндогенные факторы (

то есть нарушения функционирования организма, связанные с патологиями его развития

) или экзогенные факторы (

воздействующие на организм извне

К эндогенным причинам олигофрении можно отнести:

  • Генетические мутации. Развитие абсолютно всех органов и тканей (в том числе головного мозга) определяется генами, которые ребенок получает от родителей. Если мужские и женские половые клетки будут дефектными с самого начала (то есть если некоторые из их генов будут повреждены), у ребенка могут отмечаться те или иные аномалии развития. Если в результате данных аномалий будут поражены (недоразвиты, неправильно развиты) структуры головного мозга, это может стать причиной олигофрении.
  • Нарушения процесса оплодотворения. Если в процессе слияния мужских и женских половых клеток (имеющем место во время оплодотворения) произойдут какие-либо мутации, это также может стать причиной неправильного развития головного мозга и умственной отсталости у ребенка.
  • Сахарный диабет у матери.Сахарный диабет – это заболевание, при котором нарушается процесс использования глюкозы (сахара) клетками организма, в результате чего концентрация сахара в крови увеличивается. Развитие плода в утробе больной диабетом матери протекает с нарушением его обмена веществ, а также процессов роста и развития тканей и органов. Плод при этом становится крупным, у него могут отмечаться пороки развития, нарушения строения конечностей, а также психические расстройства, в том числе олигофрения.
  • Фенилкетонурию. При данной патологии нарушается обмен веществ (в частности аминокислоты фенилаланина) в организме, что сопровождается нарушением функционирования и развития клеток головного мозга. Дети с фенилкетонурией могут страдать умственной отсталостью различной степени выраженности.
  • Возраст родителей. Научно доказано, что чем старше родители ребенка (один или оба), тем выше вероятность наличия у него тех или иных генетических дефектов, в том числе приводящих к умственной отсталости. Обусловлено это тем, что с возрастом половые клетки родителей «стареют», а количество возможных мутаций в них увеличивается.

К экзогенным (воздействующим извне) причинам олигофрении можно отнести:

  • Инфекции матери. Воздействие тех или иных инфекционных агентов на материнский организм может привести к повреждению эмбриона или развивающегося плода, тем самым, спровоцировав развитие умственной отсталости.
  • Родовые травмы. Если во время родов (через естественные родовые пути или при кесаревом сечении) имела место травма головного мозга ребенка, это может привести к задержке умственного развития в дальнейшем.
  • Гипоксию (кислородное голодание) плода.Гипоксия может возникнуть во время внутриутробного развития плода (например, при тяжелых заболеваниях сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем у матери, при выраженной кровопотере матери, при низком артериальном давлении у матери, при патологии плаценты и так далее). Также гипоксия может возникнуть во время родов (например, при слишком длительных родах, при обвитии пуповины вокруг шеи ребенка и так далее). Центральная нервная система малыша чрезвычайно чувствительна к недостатку кислорода. При этом нервные клетки коры головного мозга могут начать погибать уже через 2 – 4 минуты кислородного голодания. Если вовремя устранить причину недостатка кислорода, ребенок может выжить, однако чем длительней была гипоксия, тем более выраженной может быть умственная отсталость у ребенка в дальнейшем.
  • Радиацию. Центральная нервная система (ЦНС) эмбриона и плода крайне чувствительна к различным видам ионизирующего излучения. Если во время беременности женщина подвергалась воздействию радиации (например, во время рентгеновских исследований), это может привести к нарушению развития ЦНС и олигофрении у ребенка.
  • Интоксикации. Если во время вынашивания ребенка в организм женщины попадают токсические вещества, они могут напрямую повредить ЦНС плода или спровоцировать его гипоксию, что может стать причиной умственной отсталости. Среди токсинов можно выделить этиловый спирт (входящий в состав алкогольных напитков, в том числе пива), сигаретный дым, выхлопные газы, пищевые красители (в больших количествах), бытовые химикаты, наркотические вещества, медикаменты (в том числе некоторые антибиотики) и так далее.
  • Недостаток питательных веществ во время внутриутробного развития. Причиной этого может стать голодание матери во время вынашивания плода. При этом дефицит белков, углеводов, витаминов и минералов может сопровождаться нарушением развития ЦНС и других органов плода, тем самым, способствуя возникновению олигофрении.
  • Недоношенность. Научно доказано, что умственные отклонения различной степени выраженности встречаются у недоношенных детей на 20% чаще, чем у доношенных детей.
  • Неблагоприятную среду обитания ребенка. Если в течение первых лет жизни ребенок растет в неблагоприятной обстановке (если с ним не общаются, не занимаются его развитием, если родители не проводят с ним достаточно времени), у него также может развиться умственная отсталость. В то же время, стоит отметить, что анатомическое повреждение ЦНС при этом отсутствует, вследствие чего олигофрения обычно выражена слабо и легко поддается коррекции.
  • Заболевания ЦНС в первые годы жизни ребенка. Даже если во время рождения ребенок был абсолютно нормальным, повреждение головного мозга (при травмах, при кислородном голодании, при инфекционных заболеваниях и интоксикациях) в течение первых 2 – 3 лет жизни может привести к повреждению или даже к гибели определенных участков ЦНС и к развитию олигофрении.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Медицинский взгляд на еду
Adblock
detector