Приказы по цитологическому исследованию

О СОСТОЯНИИ И МЕРАХ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ЛАБОРАТОРНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДИАГНОСТИКИ И ЛЕЧЕНИЯ ПАЦИЕНТОВ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Реформа здравоохранения и развитие экономических отношений в медицинской практике требуют коренного совершенствования лечебно-профилактической помощи населению, повышения качества диагностики заболеваний.

Важное место среди диагностических служб занимает клиническая лабораторная диагностика, поставляющая практическому здравоохранению около 80% объема объективной диагностической информации, необходимой для своевременного принятия правильного клинического решения и контроля за эффективностью проводимого лечения.

На начало 1997 года в лечебно-профилактических учреждениях системы Минздрава России было развернуто 14,2 тыс. клинико-диагностических лабораторий (КДЛ) общего типа и 5,2 тыс.

специализированных лабораторий, в которых в 1996 году было выполнено 2 182 млн. исследований, что составляет в среднем 32,7 анализа в расчете на 1 больного в стационаре и 0,88 анализа на 1 посещение в поликлинике.

Структура лабораторной службы в основном соответствует потребностям учреждений здравоохранения в лабораторной диагностике и мониторинге за лечением больных, обеспечивая повседневные запросы лечащих врачей в наиболее распространенных исследованиях (КДЛ общего типа), экстренном их выполнении в ургентной практике (экспресс-лаборатории), а также серийное производство наиболее сложных исследований (специализированные лаборатории).

Несмотря на сложную экономическую ситуацию в здравоохранении, лабораторная служба устойчиво функционирует, обеспечивая возложенные на нее задачи.

Для интенсификации диагностического процесса в лабораторной практике широко используются готовые формы наборов реактивов и биоматериалов, а также автоматизированные средства анализа и компьютерные системы управления, включая обработку результатов исследований и связь лаборатории с клиническими подразделениями.

Осуществляются предусмотренные законодательными и нормативными актами меры по лицензированию лечебно-профилактических учреждений и их клинико-диагностических лабораторий и сертификации специалистов.

Начата подготовка специалистов новых квалификаций со средним профессиональным образованием — медицинских лабораторных техников и медицинских технологов.

Вместе с тем в службе клинической лабораторной диагностики имеется и требует решения целый комплекс проблем, связанных с дальнейшим развитием сети лабораторий, укреплением их материально-технической базы, рациональным использованием и совершенствованием подготовки кадров, организационно-методическим обеспечением их деятельности.

В настоящее время 10% больниц, 20% участковых больниц и 42% самостоятельных амбулаторно-поликлинических учреждений не имеют в своем составе клинико-диагностических лабораторий.

Уровень оснащенности их современным диагностическим оборудованием по ряду важнейших позиций не превышает 20-30 %. Среди выполняемых исследований относительно невелика доля наиболее информативных тестов — биохимических, гематологических и иммунологических исследований.

Во многих учреждениях из-за недостаточного внимания к проблеме руководителей органов и учреждений здравоохранения имеет место недооценка как внутрилабораторного, так и внешнего контроля качества клинических лабораторных исследований, снижающая возможности и качество лабораторной диагностики.

Эффективность использования полученной информации в области лабораторной диагностики в медицинских учреждениях недостаточна из-за слабой подготовки специалистов по клинической лабораторной диагностике и лечащих врачей, отсутствия должной взаимосвязи в их работе.

ПОДРОБНЕЕ:   Цитологическое исследование урогенитального мазка

Многие проблемы службы обусловлены устаревшей нормативной базой, отсутствием рекомендаций по ее функционированию в современных экономических условиях.

1.1. Рассмотреть с привлечением заинтересованных организаций состояние лабораторного обеспечения в подведомственных учреждениях и в течение первого полугодия 1998 г.

разработать конкретные мероприятия по его совершенствованию с учетом Концепции развития здравоохранения и медицинской науки Российской Федерации и действующих нормативных документов по организации данного вида диагностической помощи.

1.1.1. Организовать работу клинико-диагностических лабораторий и их персонала в соответствии с настоящим приказом (приложения 1-7).

1.1.2. Принять неотложные меры по дальнейшему развитию и укреплению материально-технической базы клинико-диагностических лабораторий, при планировании их сети уделить внимание организации лабораторного обеспечения в учреждениях первичного звена здравоохранения (приложение 8).

1.1.3. Обеспечить своевременное, в полном объеме проведение клинических лабораторных исследований в лечебно-профилактических учреждениях различного уровня и мощности (приложение 9).

1.2.1. Повышение ответственности за состояние лабораторной диагностики главных внештатных специалистов по клинической лабораторной диагностике (приложение 10).

1.2.2. Усиление роли региональных организационно-методических и контрольных центров (приложение 11).

1.3.1. Максимальную интеграцию диагностических возможностей различных субдисциплин лабораторной медицины (гематологические, цитологические, биохимические, иммунологические и др.

1.3.2. Механизацию и автоматизацию пробоподготовительных и аналитических процедур в интересах экономии труда, сокращения времени анализа и повышения точности проводимых исследований.

1.3.3. Внедрение лабораторных технологий на основе рационального сочетания аналитической надежности и клинической целесообразности с учетом экономической эффективности.

1.3.4. Выбор форм организации лабораторий для оптимального удовлетворения потребностей клинических подразделений с учетом требуемого диапазона тестов, сроков их выполнения и доставки результатов исследований лечащим врачам на основе рационального использования помещений, персонала и оборудования.

1.4. Привести наименования должностей медицинского персонала клинико-диагностических лабораторий в соответствие с настоящим приказом.

1.5. Использовать при оценке, планировании и организации труда персонала клинико-диагностических лабораторий расчетные нормы времени и методику расчета цен на клинические лабораторные исследования (приложения 12-13).

1.6. Предоставить право главным врачам учреждений здравоохранения устанавливать численность персонала клинико-диагностических лабораторий в зависимости от выполняемого объема работы и потребности в конкретных видах лабораторных исследований применительно к действующим штатным нормативам.

1.7. Принять к руководству утвержденные настоящим приказом положения о специалистах и обеспечить рациональную расстановку и использование персонала клинико-диагностических лабораторий.

1.8. При приеме специалистов на работу и аттестации их на квалификационные категории руководствоваться квалификационными характеристиками специалистов и аттестационными требованиями к ним (приложения 14-21).

ПОДРОБНЕЕ:   Гистологическое исследование при эндометриозе — Советы медиков

1.9. Обеспечить регулярную подготовку врачей-специалистов лечебно-профилактических учреждений по актуальным вопросам клинической лабораторной диагностики.

2.1. Оказывать организационно-методическую помощь органам управления здравоохранением субъектов Российской Федерации по организации и функционированию службы клинической лабораторной диагностики.

2.2.1. Номенклатуру лабораторных исследований в соответствии с «Международной классификацией процедур в медицине» (IX пересмотр) (срок 31.12.98 г.).

2.2.2. Перечень лабораторных исследований для клинических подразделений различного профиля лечебно-профилактических учреждений с учетом утвержденных Минздравом России отраслевых стандартов медицинской помощи (срок 31.12.98 г.).

2.2.3. Проект отраслевого стандарта точности на основные виды лабораторных исследований (срок 01.07.99 г.).

2.2.4. Методику аттестации клинико-лабораторных тестов, согласованную с Госстандартом России в установленном порядке (срок 31.12.99 г.).

3.1. Разработать и ввести в образовательных учреждениях последипломной подготовки преподавание по темам: «Молекулярно-биологические методы исследования», «Лабораторный контроль лекарственной терапии», «Применение иммунологических принципов в лабораторной аналитике» (срок 01.09.98 г.).

3.2. Расширить подготовку медицинских технологов в соответствии с потребностями учреждений здравоохранения в данных специалистах.

3.3. Разработать унифицированные программы подготовки студентов медицинских институтов по специальности «Клиническая лабораторная диагностика».

4. Управлению научных и образовательных медицинских учреждений, Управлению организации медицинской помощи населению совместно рассмотреть вопрос об организации в институтах кафедр клинической лабораторной диагностики для лечебных и педиатрических факультетов и подготовки кадров для них (срок 01.07.98 г.).

5.1. Обеспечить в полном объеме заявки учреждений здравоохранения на подготовку специалистов по клинической лабораторной диагностике в соответствии с утвержденными типовыми программами.

5.2. Осуществлять прием квалификационного экзамена для получения сертификата специалиста по специальности «Клиническая лабораторная диагностика» только при наличии лицензии на образовательную деятельность по данной специальности.

Об организации референсного цитологического центра Нижегородской области

1. Организовать на базе ГБУЗ НО «Нижегородский областной клинический онкологический диспансер» (далее — ГБУЗ НО «НОКОД») референсный цитологический центр по контролю качества цитологических исследований (далее — РЦЦ ГБУЗ НО «НОКОД»).

2.1. Положение о референсном цитологическом центре (приложение № 1).

2.2. Схему направления в референсный центр (приложение № 2).

2.3. Бланк направления на цитологическое исследование (приложение № 3).

2.4. Карту оценки качества забора, нанесения, окраски, микроскопического исследования цитологических препаратов, выявления онкопатологии (приложение № 4).

2.5. Форму дефектурной карты (приложение № 5).

3.1. проведение цитологической диагностики по выявлению патологии шейки матки в соответствии действующими нормативными документами;

3.2. контроль за качеством проведения цитологического исследования в клинико-диагностических лабораториях;

ПОДРОБНЕЕ:   Цитологическое исследование пункционной биопсии

3.3. направление в РЦЦ ГБУЗ НО «НОКОД» не менее 10% цитологических препаратов от общего числа отрицательных исследований за истекший месяц до 03 числа месяца, следующего за отчетным, 100% сомнительных или положительных цитологических препаратов — при обнаружении патологии с направлением и картой оценки качества забора, нанесения окраски, микроскопического исследования цитологических препаратов, выявления онкопатологии;

3.4. назначить приказом по медицинской организации ответственное лицо за предоставление цитологических препаратов;

3.5. копию приказа о назначении ответственного лица и адресе защищенного канала связи Vipnet, на который будет предоставляться информация по результатам заключения, направить в организационно-методический отдел ГБУЗ НО «НОКОД» на адрес электронной почты: orgmetod@nnood.ru в срок до 30.01.2018;

3.6. предоставление отчета «Обследование женщин по выявлению патологии шейки матки» по форме приложения № 6 к настоящему приказу ежемесячно в срок до 5 числа месяца, следующего за отчетным, в РЦЦ ГБУЗ НО «НОКОД» на адрес электронной почты: smetanina-svetlana@rambler.ru, контактный телефон 8(904) 7817060.

4.1. организовать РЦЦ на базе ГБУЗ НО «НОКОД».

4.2. обеспечить контроль за качеством проведения цитологических исследований, направленных в РЦЦ ГБУЗ НО «НОКОД» из медицинских организаций Нижегородской области и соблюдение сроков направления заключений в медицинские организации Нижегородской области (в течение 3 рабочих дней с момента поступления цитологических препаратов);

4.3. предоставление аналитической справки по результатам сводного отчета в соответствии с приложением № 7 к настоящему приказу в отдел медицинской помощи матери и ребенку министерства здравоохранения Нижегородской области ежемесячно в срок до 15 числа месяца, следующего за отчетным.

5. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя министра здравоохранения Нижегородской области О.А. Ермилову.

И.о. министра И.А.Переслегина

ПОЛОЖЕНИЕ О ЗАВЕДУЮЩЕМ КЛИНИКО-ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИЕЙ

1. Общая часть.

1.1. На должность заведующего клинико-диагностической лабораторией лечебно-профилактического учреждения назначается врач клинической лабораторной диагностики, имеющий сертификат специалиста и стаж практической работы в лаборатории не менее 5 лет.

Заведующий специализированной лабораторией дополнительно должен иметь подготовку по соответствующей субдисциплине клинической лабораторной диагностики (усовершенствование).

1.2. Заведующий клинико-диагностической лабораторией назначается и освобождается от должности руководителем медицинского учреждения в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

1.3. Заведующий лабораторией в своей работе руководствуется нормативными документами по выполняемому разделу работы и настоящим положением.

2.1. Обеспечивает своевременное и качественное проведение клинических лабораторных исследований, непосредственно выполняет часть исследований

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Медицинский взгляд на еду
Adblock
detector