С какими проблемами необходимо вести ребенка к психологу ❗️☘️ ( ͡ʘ ͜ʖ ͡ʘ)

Что может и что не может детский психолог

Прежде чем выбрать психолога для ребенка, важно понимать, кто такой и чем занимается специалист, к которому вы хотите отвести ребенка. Психолог — это не врач, не педагог, не экстрасенс и не волшебник. Поэтому, если вы хотите, чтобы ребенок стал удобный или ему выписали какое-то лекарство, то вам нужны другие специалисты.

Чем же занимается детский психолог? Детский психолог занимается изучением внутреннего мира ребенка. Его задача — найти подход, понять ребенка, говорить с ним на одном языке, показать ребенку, какие ресурсы и возможности скрыты в нем самом, помочь их найти и открыть. Лучше понять себя, свои желания, осознать, выразить, прожить свои эмоции и чувства, научиться выражать их конструктивно.

Психолог не обучает, не наставляет ребенка — в жизни и так хватает учителей. Он находится рядом с ребенком, становится свидетелем изучения им своего мира.

Психолог не обучает, не наставляет ребенка — в жизни и так хватает учителей. Он находится рядом с ребенком, становится свидетелем изучения им своего мира.

К психологу обращаются в случае, если у ребенка есть сложность, которая не имеет никаких материальных и видимых причин. Причины его поведения, страхов и тревог глубже — в его эмоциях, в его восприятии мира.

Вот примерные запросы, с которыми достаточно часто приходят к психологу: сложности в детско-родительских отношениях, проблемы с адаптацией к детскому саду или школе, вспышки агрессии, страхи, неуверенность в себе.

Психолог не ставит диагнозов детям, не выписывает лекарств. На это есть психиатры и медицинские психотерапевты. У психолога нет волшебной таблетки и волшебной палочки, которая вмиг решит все проблемы. Психолог работает с тем, что принесли ребенок и его родители, помогает осознать, принять, прожить, выразить, понять.

1 опыт работы или наличие супервизора

Одним из основных критериев, на которые обращают внимание при выборе любого специалиста — это опыт работы. Считается, что чем больше времени специалист «варится» в своем деле, тем более качественные услуги он оказывает. Опыт работы важен и для психолога.

Умение общаться, находить общий язык с родителями, подбирать «ключик» к ребенку действительно нарабатывается и совершенствуется с годами. Опытный специалист владеет бОльшим объемом информации. Он сталкивался, работал, достигал успеха или неуспеха с большим количеством самых разных ситуаций, поэтому с бОльшей долей вероятности разберется и с вашей ситуацией.

Не хочется обесценивать молодых специалистов. Психологи с небольшим опытом работают под методической и супервизорской поддержкой более опытных коллег. Поэтому качество услуг при грамотном, ответственном подходе у молодого специалиста будет не хуже, чем у опытного.

Психологи с небольшим опытом работают под методической и супервизорской поддержкой более опытных коллег.

У молодых специалистов есть преимущество. Многим известны старания, энтузиазм молодых специалистов, любящих свое дело. Горящий взгляд, любовь к своей профессии, своему делу, желание расти, совершенствоваться — немаловажные условия качественной работы.

2 возраст и пол специалиста

Критерий, важность которого определяется индивидуально каждым клиентом.

Какого же выбрать психолога для ребенка? Есть мнение, что многие специалисты старшего возраста лучше устанавливают контакт с родителями, а молодые идентифицируются с детьми и подростками. Однако обобщать было бы неправильно.

Часто сами клиенты наделяют психолога определенными функциями. Одним кажется, что их ребенок нуждается в более старшем и опытном специалисте, на него проще положиться саму родителю. Некоторые могут довериться молодому специалисту, а со взрослым испытывать дискомфорт.

Рекомендую прислушаться к своим чувствам: с каким специалистом вам будет комфортнее — с молодым или более старшего возраста?

Сюда же относится и половой критерий. Кому-то важно работать с мужчиной, кому-то — с женщиной. Выбор детского психолога должен зависеть от комфорта, доверия, атмосферы — вот основные критерии, которые помогают успешной работе. В психологии результат на 50% зависит от специалиста, остальные 50% — это мотивация обратившегося, его желание работать.

3 образование, методы работы, членство в ассоциациях психологов

В этом пункте рассмотрим основные требования к практикующему детскому психологу.

Первое — это высшее психологическое образование или диплом о профессиональной переподготовке.

Крайне желательно, чтобы у специалиста было дополнительное обучение в рамках определенного направления психологии. После получения диплома, специалист выбирает направление, метод, которым он будет пользоваться в своей работе. В рамках этого метода и проходит дополнительное обучение.

Хорошо, если вы заранее узнаете побольше о направлении, методе, в котором работает выбранный специалист.

Нельзя назвать какой-то метод хорошим, а какой-то плохим. Каждый имеет свои особенности, свои плюсы. Многое зависит от вашего запроса, вашего мышления, от того, что вам ближе. Какой-то метод может не сработать с вашим ребенком, но это не значит, что он плохой.

Хорошо, если специалист регулярно повышает квалификацию, посещает семинары и конференции. Это повышает профессиональный уровень специалиста, развивает его мышление, профессиональную интуицию, что очень важно при работе с психикой.

Важно, чтобы психолог принадлежал к профессиональному сообществу, ассоциации. Они являются гарантом соблюдения конфиденциальности и этики, отвечают за уровень образования специалиста.

Важно, чтобы психолог принадлежал к профессиональному сообществу, ассоциации. Они являются гарантом соблюдения конфиденциальности и этики, отвечают за уровень образования специалиста.

У психолога должен быть супервизор и опыт личной психотерапии.

На супервизиях можно попросить помощи у более опытного коллеги, часто это определенный, закрепленный специалист, обладающий соответствующей компетенцией, с которым можно обсудить сложные моменты работы. Это является профилактикой профессионального выгорания и гарантом повышения качества оказываемых услуг. Естественно, гарантируется конфиденциальность.

Личная психотерапия — немаловажное условие работы для психолога. Это то пространство, где психолог может отработать сложные моменты своей жизненной истории, проработать свои «больные места». Ведь какая будет работа, если в ответ на агрессию ребенка, психолог разозлится сам и начнет на него кричать.

Или слушая рассказ подростка про несчастную любовь, начнет плакать вместе с ним. При работе с клиентами очень легко уйти в собственные воспоминания, чувства клиента могут также оживить и вызвать собственные. Все это сводит эффективность работы к нулю.

4 личная жизнь специалиста

Некоторые считают, что если нет своих детей, то специалист не сможет понять ребенка. Но следуя той логике, можно сказать, что онколог, никогда не болевший раком, не сможет понять больного, а гинеколог-мужчина уж тем более ничего не смыслит в своем деле.

Личная жизнь и профессия — разные сферы. Обычно психологи не распространяются о своей личной жизни, поскольку отношения психолог-клиент не являются дружескими, на профессиональную сферу личная жизнь не влияет или влияет опосредованно. Если сложности в личной жизни как-то и отражаются на работе, то это вопрос к личной терапии специалиста.

В связи с открытостью личной жизни специалиста, у клиента могут возникнуть чувства, которые могут мешать работе. Например, у женщины был опыт, когда специалист не помог ей решить проблему, между ними развязался конфликт. Она знала, что у этого психолога двое детей.

Найдя нового специалиста и узнав, что у него несколько детей, эта женщина может бессознательно воспринимать нового специалиста как предыдущего, относиться к нему с недоверием, агрессией, как если бы на его месте был предыдущий. Именно эти чувства, а не наличие двух детей у специалиста, и будут мешать работе.

5 личность специалиста

Психолог работает личностью. На это и важно обращать внимание. Вызывает ли специалист доверие, желание общаться. Комфортно ли в его присутствии. Обратите внимание, как общается специалист, как он обращается к вам, к ребенку, как вы себя при этом чувствуете.

В таком случае лучше поискать другого специалиста. Начинать работу лучше с позитивных чувств, когда есть доверие к психологу. Да, в ходе работы с детским психологом могут всплыть самые разные чувства, но начинать лучше все-таки на доверии и комфорте.

Это как выбирать друга или партнера, с кем-то вам комфортно, а с кем-то не очень. Какой-то специалист подойдет вам, но не подойдет ребенку. Не отчаивайтесь, если сразу не удалось найти того, кому бы захотелось довериться, с кем бы чувствовали себя комфортно. Это не всегда бывает просто.

6 ваши чувства как родителя от общения с психологом

В этот критерий плавно перетекают все предыдущие. В основном они носят рекомендательный характер, но если вы чувствуете, что какой-то критерий для вас важен, постарайтесь его учитывать. Поскольку основное, на что рекомендовано обратить внимание — ощущение доверия и комфорта.

В принципе все критерии и требования к психологам созданы для того, чтобы обеспечить атмосферу доверия, комфорта, качества оказываемых услуг. Выбор психолога не случаен. Мы бессознательно считываем в специалисте то, что для нас важно, что создает ощущение комфорта.

Мы бессознательно считываем в специалисте то, что для нас важно, что создает ощущение комфорта.

Выбор осложняется спецификой профессии. Помимо профессиональных навыков, психолог работает своей личностью, он использует свое мышление, свое мировоззрение. Мы понимаем, что оно у всех разное. У всех разный опыт доверия. Кому-то легко рассказать все самое ценное первому встречному, а кому-то сложно довериться и близким родственникам. Второму человеку будет намного сложнее найти подходящего психолога.

Если образование, опыт, возраст, семейное положение специалиста помогают вам довериться ему и доверить ребенка, обращайте на них внимание, учитывайте при своем выборе. Еще раз напомним, что 50% успеха работы с психологом зависит от мотивации, настроя родителей, самого ребенка.

Дружба

Люди, которые находятся вокруг вашего ребенка – влияют на него не меньше вашего. Они формируют у ребенка умение общаться, строить диалоги и искать компромиссы. Часто вы могли видеть взрослых, которые будто и не ведают о таком – это связано с недостатками социального окружения.

Чтобы дети развивались правильно и гармонично, нужно общение со сверстниками. Если что-то не получается – ребенок не хочет устанавливать контакт (или с ним не хотят), настроение не подходящее, или вообще есть страх новых знакомств, то это может в последствии повлиять на ваше чадо.

Нужно попытаться понять, какие первопричины такого поведения, почему ребенок испытывает негатив, когда думает о сверстниках, почему ему вообще трудно налаживать контакты.

Также помните, что нельзя запрещать детям дружить – дружба играет невероятно важную роль в формировании человека. Иногда бывают такие периоды в жизни ребенка, когда стремление быть «как все» может затмить здравый смысл, чтобы получить хотя бы иллюзорную дружбу – сюда относятся попытки казаться круче, чем ты есть, подражать лидерам или популярным людям.

Конечно, дружба не всегда является хорошим примером, поэтому вам стоит обращать внимание на то, с кем он общается, на кого равняется. Но не запрещайте ему дружить с кем-либо – объясните свои опасения, но выбор оставьте за ребенком, иначе запреты могут вызвать обратную реакцию.

С какими проблемами детей приводят к психологу?

Плохие оценки. Сюда относится и непонимание материала или преподавателей, нежелание идти в школу, которое может даже перерастать в истерики, ненависть или безразличие к учебе, проблемы с запоминанием учебной программы.

Плохое поведение. Агрессивные огрызания, грубость, специальные козни и нежелание помогать или хотя бы слушать членов своей семьи. Сюда так же относят и обман, который может проявляются в разных масштабах – от «я был сегодня в школе» до «я не брал твои деньги, мам». Таких детей часто называют «трудными», «трудноуправляемыми».

Проблемы в общении. Тут речь идет не только об общении со сверстниками, но и с родителями, учителями – вообще со всеми. Сложности в привыкании к классу, неудачные попытки завести знакомства и подружиться, замкнутость, страх начать общение первым или просто нежелание говорить с кем-либо.

Эмоциональная нестабильность. Часто к психологу обращаются, когда ребенок не умеет контролировать свои чувства: у него часто просто так начинаются истерики из-за мелочей, быстро меняется настроение, от крайности к красности (от смеха и радости до слез и ненависти).

Семья важнее всего

Ментальное здоровье ребенка – очень хрупкая вещь. Дети воспринимают то, что происходит вокруг них – любые положительные или негативные эмоции остаются у них в памяти, хотим мы того или нет. Поэтому на его состояние влияют также конфликты и ссоры. К тому же, дети склонны к накручиванию себя – если мама и папа ссорится, то дети могут подумать, что причиной ссоры – являются они.

Поэтому, если родители хотя помочь и сделать жизнь ребенка проще, избавить его от подобных психологических проблем, сначала нужно разобраться в семье изнутри – наладить гармонию, коммуникацию, взаимопонимание между членами семьи. А потом можно заняться и проблемами ребенка, созданными на почве разладов в семье.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Медицинский взгляд на еду
Adblock
detector