Кафедра гистологии, эмбриологии и цитологии

Методические указания

на практическое занятие по учебной
дисциплине

гистология, эмбриология и цитология

Тема: Цитология
(1-е, 2-е занятия).

Составил:

Профессор
Е.Ю. Варакута

Томск – 2010 г.

Занятие 1.Цитология.

I. Учебные цели занятия.

Цитология это
наука изучающая строение наименьшей
структурной единицы всего живого,
самовоспроизводящейся и объединяющейся
в ткани при развитии многоклеточных
организмов.

1.Общий план строения
клетки, классификацию ее структур.


2. Основные положения
клеточной теории.

3.Связь формы и
структуры клетки с выполняемой функцией.

4.Физико-химическую
характеристику цитоплазмы.

5.Строение
элементарной клеточной мембраны, ее
компонентов.

6.Органеллы общего
значения, их роль в жизнедеятельности
клетки.

7. Строение и
функциональное значение межклеточных
соединений.

8.Органеллы
специального значения, их роль в клетке.

9. Классификацию
и строение неклеточных структур.

Студент должен
уметь
применять полученные знания для решения
ситуационных задач и электронных
микрофотографий, овладеть техникой
микроскопирования препаратов (определять
препарат, его окраску и структурные
компоненты ткани или органа).

Студент должен
«иметь опыт»
зарисовки микроскопируемых объектов
в альбом.

II. Учебные вопросы.

  1. Определение
    понятия клетка. Общий план структурной
    организации клеток эукариот.

  2. Основные постулаты
    клеточной теории;

  3. Современные
    представления о значении, строении и
    химическом составе клеточных мембран.
    Особенности организации плазмолеммы,
    ее производные (микроворсинки, реснички,
    базальная исчерченность). Гиалоплазма;

  4. Какие структуры
    клетки называются органеллами, их
    классификация?

  5. Морфофункциональная
    характеристика эндоплазматической
    сети, комплекса Гольджи, лизосом и
    миходрий.

  6. Морфофункциональная
    характеристика рибосом, микротрубочек,
    центриолей, микрофиламентов. Понятие
    об органеллах специального назначения
    (на примере миофибрилл, нейрофибрилл,
    жгутиков, ресничек).

  7. Перечислите виды
    клеточных контактов, дайте их краткую
    характеристику.

  8. Классификация
    неклеточных структур и их строение.

2. Клетки сходны по общему плану строения.

плазматическую
мембрану —
отделяет содержимое клетки от внеклеточной
среды, ядро

содержит наследственный материал (ДНК),
связанный с ядерными белками, цитоплазму

это внеядерная часть клетки, включающая
гомогенную гиалоплазму и многочисленные
цитоплазматические структуры.

3. Клетки размножаются только путём деления («каждая клетка — из клетки»).

а) Не все клетки
способны к делению: многие клетки,
выполняющие сложные функции, в процессе
своего созревания утратили эту
способность.

б) Но появление
новых клеток происходит только путём
деления таких клеток, которые способны
делиться. Этим утверждением исключается
возможность образования клеток из
неклеточного материала.

4. В
организме клетки функционируют не
изолированно, а в тесной связи друг с
другом, образуя единое целое (ткани,
органы, системы органов).

а) Поэтому клетки
весьма различны:
одни настроены на выполнение одного
круга функций, другие — другого.

б) Отсюда — различия
структуры клеток и образуемого ими
межклеточного вещества. Т.е., имея общий
план строения (плазматическая мембрана,
ядро, цитоплазма), клетки разных видов
в большей или меньшей степени отличаются
друг от друга.

Таким образом,
клетка
— это
самовоспроизводящаяся элементарная
живая система, ограниченная плазмолеммой,
содержащая ядро и цитоплазму.

В организме человека
насчитывается 1013
клеток. Они отличаются между собой
размерами формой. Самые крупные клетки
— нервные (их размеры достигают 120 мкм
находятся они в ганглионарном слое коры
ГМ и называются клетками Беца по имени
автора их описавшего, также к крупным
клеткам относят адипоциты или жировые
клетки (их размеры 100-120 мкм).

https://www.youtube.com/watch?v=2HtWmVC58jY

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Медицинский взгляд на еду
Adblock
detector