Методические указания
на практическое занятие по учебной
дисциплине
гистология, эмбриология и цитология
Тема: Цитология
(1-е, 2-е занятия).
Составил: Профессор |
Томск – 2010 г.
Занятие 1.Цитология.
I. Учебные цели занятия.
Цитология это
наука изучающая строение наименьшей
структурной единицы всего живого,
самовоспроизводящейся и объединяющейся
в ткани при развитии многоклеточных
организмов.
1.Общий план строения
клетки, классификацию ее структур.
2. Основные положения
клеточной теории.
3.Связь формы и
структуры клетки с выполняемой функцией.
4.Физико-химическую
характеристику цитоплазмы.
5.Строение
элементарной клеточной мембраны, ее
компонентов.
6.Органеллы общего
значения, их роль в жизнедеятельности
клетки.
7. Строение и
функциональное значение межклеточных
соединений.
8.Органеллы
специального значения, их роль в клетке.
9. Классификацию
и строение неклеточных структур.
Студент должен
уметь
применять полученные знания для решения
ситуационных задач и электронных
микрофотографий, овладеть техникой
микроскопирования препаратов (определять
препарат, его окраску и структурные
компоненты ткани или органа).
Студент должен
«иметь опыт»
зарисовки микроскопируемых объектов
в альбом.
II. Учебные вопросы.
-
Определение
понятия клетка. Общий план структурной
организации клеток эукариот. -
Основные постулаты
клеточной теории; -
Современные
представления о значении, строении и
химическом составе клеточных мембран.
Особенности организации плазмолеммы,
ее производные (микроворсинки, реснички,
базальная исчерченность). Гиалоплазма; -
Какие структуры
клетки называются органеллами, их
классификация? -
Морфофункциональная
характеристика эндоплазматической
сети, комплекса Гольджи, лизосом и
миходрий. -
Морфофункциональная
характеристика рибосом, микротрубочек,
центриолей, микрофиламентов. Понятие
об органеллах специального назначения
(на примере миофибрилл, нейрофибрилл,
жгутиков, ресничек). -
Перечислите виды
клеточных контактов, дайте их краткую
характеристику. -
Классификация
неклеточных структур и их строение.
2. Клетки сходны по общему плану строения.
плазматическую
мембрану —
отделяет содержимое клетки от внеклеточной
среды, ядро
—
содержит наследственный материал (ДНК),
связанный с ядерными белками, цитоплазму
—
это внеядерная часть клетки, включающая
гомогенную гиалоплазму и многочисленные
цитоплазматические структуры.
3. Клетки размножаются только путём деления («каждая клетка — из клетки»).
а) Не все клетки
способны к делению: многие клетки,
выполняющие сложные функции, в процессе
своего созревания утратили эту
способность.
б) Но появление
новых клеток происходит только путём
деления таких клеток, которые способны
делиться. Этим утверждением исключается
возможность образования клеток из
неклеточного материала.
4. В
организме клетки функционируют не
изолированно, а в тесной связи друг с
другом, образуя единое целое (ткани,
органы, системы органов).
а) Поэтому клетки
весьма различны:
одни настроены на выполнение одного
круга функций, другие — другого.
б) Отсюда — различия
структуры клеток и образуемого ими
межклеточного вещества. Т.е., имея общий
план строения (плазматическая мембрана,
ядро, цитоплазма), клетки разных видов
в большей или меньшей степени отличаются
друг от друга.
Таким образом,
клетка
— это
самовоспроизводящаяся элементарная
живая система, ограниченная плазмолеммой,
содержащая ядро и цитоплазму.
В организме человека
насчитывается 1013
клеток. Они отличаются между собой
размерами формой. Самые крупные клетки
— нервные (их размеры достигают 120 мкм
находятся они в ганглионарном слое коры
ГМ и называются клетками Беца по имени
автора их описавшего, также к крупным
клеткам относят адипоциты или жировые
клетки (их размеры 100-120 мкм).
https://www.youtube.com/watch?v=2HtWmVC58jY