Цитология: учебное пособие для университетов и медицинских вузов — Библиотека

1) соединении клеток
в ткани

2) проведении
веществ

3) делении клеток

4) обмене информацией

31.Клеточная
мембрана выполняет следующие функции:

  1. ограничительная

  2. защитная

  3. регуляция обмена
    веществ и энергии

  4. связь между
    клетками

  5. рецепторная

  6. транспортная

  7. синтетическая

32.Рецепторная
часть клеточной мембраны по химическому
составу является:

  1. фосфолипидом

  2. гликолипидом

  3. гликопротеидом

33.Составные
части цитоплазмы эукариотической
клетки:

  1. хромосомы

  2. органеллы

  3. включения

  4. ядрышко

  5. гиалоплазма

34.Основные
части эукариотической клетки:

  1. цитолемма

  2. цитоплазма

  3. ядро

  4. органеллы

  5. включения

35.К
постоянным структурам клетки относятся:

  1. комплекс Гольджи

  2. гликоген

  3. жировые включения

  4. ЭПС

  5. лизосомы

  6. митохондрии

  7. меланин

  8. липофусцин

36.Основные
типы включений:

  1. трофические

  2. секреторные

  3. экскреторные

  4. метаболические

  5. запасающие

  6. специальные

37.К
специальным включениям относятся:

  1. жир

  2. гликоген

  3. инсулин

  4. липофусцин

  5. гемоглобин

  6. тироксин

38.К
трофическим включения относятся:

  1. жир

  2. гликоген

  3. инсулин

  4. мелатонин

  5. гемоглобин

  6. липофусцин

39.К
секреторным включениям относятся:

  1. инсулин

  2. глюкагон

  3. гемоглобин

  4. гонадотропин

  5. меланин

  6. мелатонин

  7. гликоген

40.Функции
лизосом:

  1. синтезируют АТФ

  2. участвуют в
    морфогенезе

  3. участвуют в
    клеточном пищеварении

  4. синтезируют
    гормоны

  5. образуют комплекс
    Гольджи

41.Эргастоплазма
участвует в синтезе:

  1. белков

  2. жиров

  3. углеводов

  4. сложных веществ

42.На
гладкой ЭПС синтезируются:

  1. белки

  2. липиды

  3. углеводы

  4. сложные вещества

43.В
структуру митохондрии входят:

  1. кольцевая ДНК

  2. матрикс

  3. ферменты расщепления
    (лиазы)

  4. клеточный центр

44.Главная
функция крист митохондрий:

  1. синтез митохондриальной
    ДНК

  2. синтез митохондриальных
    белков

  3. окисление
    органических веществ

45.В
комплекс
Гольджи входят:

  1. лизосомы

  2. пузырьки

  3. разветвленные
    канальцы

  4. кристы

  5. граны

  6. диктиосомы

  7. цистерны

46.Строение
клеточного центра:

  1. мембранное

  2. немембранное

  3. кольцевые ДНК

  4. 4 Центриоли

  5. 1 Центриоль

  6. 2 Центриоли

47.Наибольшую
концентрацию РНК в клетке имеет:

  1. ядро

  2. ядрышко

  3. цитоплазма

  4. нуклеоплазма

48.Функция
микротрубочек:

  1. скелет клетки

  2. образуют реснички

  3. клеточные включения

  4. осуществляют
    внутренний транспорт

49.Эндоплазматическая
сеть состоит из:

  1. выпячиваний –
    крист

  2. пузырьков

  3. канальцев

50.Функция
комплекса Гольджи:

  1. синтез сложных
    веществ

  2. синтез НАДФН

  3. упаковка веществ

  4. концентрация
    веществ

  5. синтез мембран

  6. образование
    лизосом

51.Пластиды
являются полуавтономными органеллами,
т.к. они:

  1. имеют свой
    генетический код

  2. имеют двух
    мембранное строение

  3. синтезируют АТФ

  4. имеют кольцевую
    ДНК

  5. имеют рибосомы

52.К
специальным органеллам относятся:

  1. реснички,
    микроворсинки, базальные тельца,
    миофибриллы, микротрубочки, жгутики

  2. пероксисомы,
    жгутики, миофибриллы, нейрофибриллы,
    синаптические пузырьки, микрофиламенты

  3. реснички, жгутики,
    микроворсинки, миофибриллы, нейрофибриллы,
    синаптические пузырьки, базальные
    тельца

53.К
функциям клетки относятся:

  1. синтетическая

  2. информационная

  3. энергетическая

  4. депонирующая

  5. транспортная

  6. хранение
    наследственной информации

  7. метаболическая

54.К
одномембранным органеллам относятся:

  1. митохондрии,
    ап. Гольджи, ЭПС, лизосомы

  2. пластиды, лизосомы,
    пероксисомы

  3. лизосомы,
    пероксисомы, ЭПС, ап. Гольджи

55.К
синтетическому аппарату клетки относят:

  1. гладкую ЭПС

  2. шероховатую ЭПС

  3. эргастоплазму

  4. митохондрии

  5. лизосомы

56.Компоненты
митотического аппарата эукариотической
клетки:

  1. хромосомы

  2. ядро

  3. хроматин

  4. центриоли клеточного
    центра

  5. микротрубочки

57.Органеллы,
принимающие участие в образовании
акросомы:

  1. Митохондрии

  2. ЭПС

  3. Лизосомы

  4. комплекс Гольджи

  5. рибосомы

58.Хорошо
развитые органеллы в клетках островков
поджелудочной железы, выделяющих инсулин
– это:

  1. рибосомы

  2. полисомы

  3. лизосомы

  4. гладкая ЭПС

  5. шероховатая ЭПС

  6. комплекс Гольджи

59.Более
развитые органеллы в секреторных клетках
сальных желез:

  1. лизосомы

  2. комплекс Гольджи

  3. гладкая ЭПС

  4. шероховатая ЭПС

учебное пособие по цитологии для вузов

60.Характерные
признаки ядерной оболочки:

  1. одномембранная
    структура

  2. двумембранная
    структура

  3. наличие пор

  4. отсутствие пор

61.Кариолимфа
– это:

  1. коллоидный раствор

  2. водный раствор

  3. водный раствор,
    содержащий ферменты

  4. коллоидный раствор,
    содержащий ферменты

62.Функции
ядра заключаются в:

  1. формировании
    субъединиц рибосом

  2. синтезе информационной
    РНК

  3. хранении и передаче
    наследственной информации; Г – синтезе
    белка

  4. делении клетки

63.Назовите
основные компоненты интерфазного ядра:

  1. нуклеолемма

  2. нуклеотиды

  3. нуклеолюс

  4. хроматин

  5. кариолимфа

  6. центриоли

64.Назовите
характеристики ядрышка:

  1. сферическое
    образование

  2. овальное образование

  3. любой формы

  4. постоянная
    структура

  5. непостоянная
    структура

  6. всегда одно

  7. может быть несколько

  8. по химическому
    составу соединение белков и ДНК

  9. по химическому
    составу соединение белков и РНК

65.Ядрышко
лучше развито в клетках:

  1. во время митоза

  2. в интерфазе

  3. в секреторных
    клетках

66.Количество
ядрышек зависит от:

  1. возраста клетки

  2. скорости синтеза
    ДНК

  3. активности синтеза
    РНК

  4. фазы клеточного
    цикла

67.Ядрышковый
организатор имеют:

  1. все хромосомы

  2. только крупные
    хромосомы

  3. несколько хромосом

68.Молекула
ДНК находится в:

  1. ядрышке

  2. хромосомах

  3. митохондриях

  4. кариолимфе

69.Толщина
двойной спирали ДНК составляет:

  1. 2 мкм

  2. 2 нм

  3. 20 мкм

  4. 20 нм

  5. 200 мкм

  6. 200 нм

70.Что
такое ДНП:

  1. дезоксирибонуклеиновая
    кислота белок

  2. нуклеиновая
    кислота

  3. белок

  4. рибонуклеиновая
    кислота белок

71.Денверская
классификация хромосом по:

  1. размеру

  2. расположению по
    группам

  3. расположению
    центромеры

  4. количеству
    сегментов в хромосоме

72.Назовите
пуриновые азотистые основания:

  1. аденин

  2. гуанин

  3. тимин

  4. цитозин

74.Хромосома
может иметь:

  1. первичную перетяжку

  2. первичную и
    вторичную перетяжки

  3. первичную, вторичную
    и третичную перетяжки

75.Типы
хромосом в зависимости от расположения
первичной перетяжки:

  1. метацентрическая

  2. акроцентрическая

  3. субметацентрическая

  4. телоцентрическая

  5. анацентрическая

76.Значение
первичной перетяжки хромосомы в том,
что она:

  1. образует ядрышковый
    организатор

  2. является местом
    прикрепления микротрубочек веретена
    деления

  3. является центромерным
    районом

77.Правила
хромосом включают:

  1. индивидуальность

  2. сложность строения

  3. постоянство

  4. непрерывность

  5. идентичность

  6. парность

78.Фундаментальная
субъединица хроматина:

  1. нуклеосома

  2. ДНК

  3. белковая молекула

79.Мономером
ДНК является:

  1. аминокислота

  2. мономер

  3. ген

  4. нуклеотид

  5. азотистое основание

  6. дезоксирибоза

80.Кодон
– это:

  1. участок рибосомальной
    РНК

  2. часть ДНК

  3. триплет и-РНК

  4. триплет т‑РНК

81.Наибольший
вес имеет РНК:

  1. информационная

  2. рибосомальная

  3. транспортная

82.Фермент
обратной транскрипции – это:

  1. РНК-полимераза

  2. синтетаза

  3. ДНКаза

  4. ревертаза

83.Структурная
единица информационной РНК состоит из:

  1. азотистого
    основания

  2. рибозы

  3. тимина

  4. фосфорной кислоты

  5. мономера

84.Транспортная
РНК образуется:

  1. в ядрышке

  2. в цитоплазме

  3. на хромосомах

85.Созревшая
информационная РНК имеет:

  1. интроны

  2. экзоны

  3. антикодон

  4. кодон

86.Информационная
РНК несет информацию о:

  1. вторичной структуре
    белка

  2. последовательности
    аминокислот в первичной структуре
    белка

  3. ходе биосинтеза
    белка от первичной до четвертичной
    структур

87.Понятие
комплементарности азотистых оснований
в ДНК предложил:

  1. Морган

  2. Чаргафф

  3. Уотсон и Крик

  4. Ивановский

88.Между
цепочками ДНК имеются связи:

  1. водородные

  2. ковалентные

  3. ионные

89.Гетерохроматин
– это:

  1. спирализованный

  2. деспирализованный

  3. активный

  4. неактивный

91.Свойства
генетического кода:

  1. триплетность

  2. избыточность

  3. неперекрываемость

  4. индивидуальность

  5. коллинеарность

  6. непрерывность

  7. универсальность

92.Политенные
хромосомы – это:

  1. хромосомы с большой
    массой

  2. хромосомы большой
    длины

  3. хромосомы из
    большого числа нитей ДНК

93.Процесс
пролиферации включает в себя:

  1. увеличение числа
    клеточных и тканевых структур

  2. увеличение массы
    уже существующих клеток

  3. уменьшение числа
    клеточных и тканевых структур

  4. уменьшение массы
    уже существующих клеток

94.Клеточный
цикл включает в себя:

  1. митоз, постмитотический
    период, синтетический период,
    премитотический период

  2. период жизни
    клетки от образования до гибели

  3. период жизни
    клетки от образования до деления

95.Митоз
имеет важное биологическое значение,
потому что:

  1. лежит в основе
    образования гамет

  2. обеспечивает
    сохранение исходного хромосомного
    набора

  3. обеспечивает
    генетическую однородность дочерних
    клеток

  4. обеспечивает
    редукцию хромосомного набора

96.В
какой фазе митоза происходит кроссинговер:

  1. в профазе

  2. в метафазе

  3. в анафазе

  4. в телофазе

  5. не происходит

97.Что
такое пуфф Бальбиани в политенной
хромосоме:

  1. эухроматиновый
    участок хромосомы

  2. гетерохроматиновый
    участок хромосомы

  3. участок, в котором
    идет интенсивный синтез и-РНК

  4. участок с небольшим
    количеством РНК

98.Перечислите
процессы, происходящие в профазе митоза:

  1. спирализация
    хромосом

  2. исчезновение
    ядрышка

  3. разрушение ядерной
    оболочки

  4. удвоение хромосом

  5. расхождение
    хромосом

  6. деспирализация
    хромосом

99.Аномальный
митоз часто наблюдается в следующих
клетках:

  1. фолликулярного
    эпителия

  2. эпителия кожи

  3. стволовых клеток
    кожи

  4. слизистой мочевого
    пузыря

  5. половые клетки

100.Назовите
постоянно делящиеся клетки:

  1. клетки красного
    костного мозга

  2. нервные клетки

  3. мышечные клетки

  4. сперматогонии

  5. базальные клетки
    кожного эпителия


2)
проведении веществ

3)
делении клеток

Цитология: учебное пособие для университетов и медицинских вузов - Библиотека

4)
обмене информацией

  1. ограничительная

  2. защитная

  3. регуляция
    обмена веществ и энергии

  4. связь между
    клетками

  5. рецепторная

  6. транспортная

  7. синтетическая

  1. синтезируют АТФ

  2. участвуют
    в морфогенезе

  3. участвуют
    в клеточном пищеварении

  4. синтезируют
    гормоны

  5. образуют комплекс
    Гольджи

  1. кольцевая ДНК

  2. матрикс

  3. ферменты
    расщепления (лиазы)

  4. клеточный центр

  1. синтез
    митохондриальной ДНК

  2. синтез
    митохондриальных белков

  3. окисление
    органических веществ

  1. мембранное

  2. немембранное

  3. кольцевые
    ДНК

  4. 4 Центриоли

  5. 1 Центриоль

  6. 2 Центриоли

  1. синтез сложных
    веществ

  2. синтез НАДФН

  3. упаковка веществ

  4. концентрация
    веществ

  5. синтез
    мембран

  6. образование
    лизосом

  1. имеют
    свой генетический код

  2. имеют
    двух мембранное строение

  3. синтезируют АТФ

  4. имеют кольцевую
    ДНК

  5. имеют рибосомы

  1. митохондрии,
    ап. Гольджи, ЭПС, лизосомы

  2. пластиды,
    лизосомы, пероксисомы

  3. лизосомы,
    пероксисомы, ЭПС, ап. Гольджи

  1. хромосомы

  2. ядро

  3. хроматин

  4. центриоли
    клеточного центра

  5. микротрубочки

  1. коллоидный раствор

  2. водный раствор

  3. водный
    раствор, содержащий ферменты

  4. коллоидный раствор,
    содержащий ферменты

  1. формировании
    субъединиц рибосом

  2. синтезе
    информационной РНК

  3. хранении
    и передаче наследственной информации;
    Г – синтезе белка

  4. делении клетки

  1. сферическое
    образование

  2. овальное образование

  3. любой формы

  4. постоянная
    структура

  5. непостоянная
    структура

  6. всегда одно

  7. может быть несколько

  8. по
    химическому составу соединение белков
    и ДНК

  9. по химическому
    составу соединение белков и РНК

  1. размеру

  2. расположению
    по группам

  3. расположению
    центромеры

  4. количеству
    сегментов в хромосоме

  1. первичную перетяжку

  2. первичную
    и вторичную перетяжки

  3. первичную, вторичную
    и третичную перетяжки

  1. образует
    ядрышковый организатор

  2. является
    местом прикрепления микротрубочек
    веретена деления

  3. является центромерным
    районом

Тема 3. Формы организации живой материи. Цитоплазма и ядро клетки Краткое содержание темы

Современные виды
микроскопической техники.
В настоящее время одним из наиболее
современных видов микроскопической
техники является конфокальная микроскопия.

Она широко используется в клеточной
биологии и позволяет изучить структуры
клеток и их органоидов благодаря своему
высокому разрешению и контрасту,
например: цитоскелет, ядро, хромосомы,
или даже локализацию в них отдельных
генов.

Записав в памяти компьютера серию
оптических срезов, можно провести
объемную реконструкцию объекта и
получить его трехмерное изображение,
не используя трудоемкую методику
изготовления и фотографирования серийных
гистологических срезов.

Кроме того,
конфокальная микроскопия позволяет
исследовать динамические процессы,
происходящие в живых клетках, например,
движение ионов кальция и других веществ
через клеточные мембраны.

Новыми перспективными
направлениями являются методики FRAP
(восстановление флуоресценции после
фотовыжигания) и FRET (передача энергии
посредством флуоресцентного резонанса).

Данные методы применяются для исследования
подвижности биоорганических молекул,
а также для определения расстояния
между молекулами разных типов, их
окружения и взаимодействия.

Большинство
современных конфокальных микроскопов
построено на базе люминесцентного
микроскопа. Следовательно, объекты
исследования должны быть предварительно
окрашены соответствующим люминесцентным
красителем или обладать собственной
флуоресценцией.

Конфокальный микроскоп
предназначен прежде всего для усиления
контраста изображения; принцип его
работы основан на использовании лазерного
осветителя, высокочувствительного
фотоприемника и компьютерной обработки
изображения.

при котором прибор
может различать их как отдельные
структуры. Теоретически разрешающая
способность конфокального микроскопа
в 1,4 раза выше обычного.

Она зависит
прежде всего от длины волны излучения,
поэтому существует предел, накладываемый
волновыми свойствами света. Поскольку
конфокальный микроскоп — прибор
оптико-электронный, то его разрешающая
способность зависит не только от
оптических узлов, но и от электронных
систем преобразования оптического
сигнала в электрический, а затем в
цифровой.

ПОДРОБНЕЕ:   Цитология шейки матки - что это такое, расшифровка

Конфокальный микроскоп
позволяет рассмотреть структуры размером
от 1-2 мкм до 0,2 мкм. Для изучения более
мелких объектов придется применять
другие методы, например, электронную
микроскопию.

Поляризационная
микроскопия
используется в цитологии для определенных
целей. Она позволяет выявить структуры
с упорядоченным расположением молекул
(например, кристаллы или фибриллярные
белки).

Такие структуры обладают, как
известно, двойным лучепреломлением
(анизотропией): проходящий через них
световой луч разделяется на два,
распространяющихся с различной скоростью
и в различных направлениях.

В поле зрения
поляризационного микроскопа анизотропные
объекты оказываются ярко светящимися
на темном поле. Отечественный микроскоп
МИН-8 является отличным прибором и вполне
удовлетворяет исследователей-биологов.

На кафедре имеется микроскоп «Варшава».
Интерференционная
микроскопия
тоже основана на применении поляризационного
света. На основе эффекта фазового сдвига
можно судить о структурах объекта и
плотности отдельных участков: т.к.

Флуоресцентнаямикроскопия
позволяет изучать как собственную
(первичную) флуоресценцию ряда веществ,
так и вторичную флуоресценцию, вызывая
ее окрашиванием биологических структур
специальными красителями — флуорохромами.

Принцип метода состоит в том, что
некоторые вещества при световом облучении
сами начинают светиться, причем длина
волны испускаемого ими света всегда
больше, чем длина волны света, возбуждающего
флуоресценцию.

Поэтому для возбуждения
флуоресценции в видимой части спектра
обычно пользуются синими или
ультрафиолетовыми лучами. Собственной
флуоресценцией обладают нуклеиновые
кислоты, рибофлавин и ряд др.

В качестве
флуорохрома чаще всего применяют
акридиновый оранжевый. Флуоресценцию
можно наблюдать визуально и фотографировать.
Всеми необходимыми качествами для
произведения флуоресцентной микроскопии
обладает наш отечественный микроскоп
МЛ-2.

Электронная
микроскопия.
Создание электронного микроскопа
основано на возможности магнитного
поля, обладающего магнитной симметрией
подобно линзам, фокусировать поток
электронов (Буш, 1926).

В связи с тем, что
длина волны электромагнитного колебания
при движении электронов (=0,0056) короче
длины волны видимого света (200-800 нм),
разрешающая сила электронного микроскопа
во много раз больше, чем у световых
микроскопов.

Полностью реализовать
возможности электронного луча невозможно
в связи с техническими затруднениями,
однако уже сейчас разрешающая способность
электронного микроскопа равна 1/2-1/4 нм.

Отечественные электронные микроскопы
ЭММА-10 К имеют разрешающую способность
0,5 нм, а ЭНМ-100 Л — 0,25 нм. Электронный
микроскоп построен следующим образом:
1) источник электронов (по типу электронной
пушки);

2) система электромагнитных
конденсоров; 3) держатель образца
(исследуемого объекта); 4) электронный
объектив (система электромагнитов); 5)
система электронных проекторов;

6)
флуоресцентный экран для визуального
наблюдения; 7) камера для фоторегистрации
изображения. Вся система электронного
микроскопа работает в глубоком вакууме.

В отличие от светового микроскопа, в
котором изображение определяется в
связи с поглощением света, в электронном
микроскопе флуоресценция экрана и
воспроизведение деталей объекта зависят
от степени рассеивания электронов при
прохождении через изучаемый объект.

Препараты для электронного микроскопа
должны быть тонкими (0,5-2,0 нм). Готовятся
они на специальном ультратоме. В частности
на кафедре имеется УМВБ-2.

В последние годы
широко используются иммуноцитохимические
и гистохимические методы исследования,
целью которых является изучение
химического состава тканей и клеток
при сохранении их структуры, а также
установление локализации химических
веществ в определенных компонентах
тканей, типах клеток и клеточных
структурах.

Имеющиеся в арсенале
современной науки гистохимические
реакции охватывают методы для выявления
белков и аминокислот, нуклеиновых
кислот, липидов, биогенных аминов,
неорганических веществ, ферментов и
т.д.

Этапы приготовления
постоянного гистологического препарата.
Постоянный гистологический препарат
— это изготовленный из тканей и органов
объект, позволяющий узнать их структуру
с помощью микроскопирования.

Он может
представлять собой тонкий срез органов,
тотальный препарат (мягкая мозговая
оболочка, рыхлая соединительная ткань),
мазок (красный костный мозг, кровь и
пунктат органа), отпечаток органов
(печень, селезенка).

Обработка объектов
для приготовления из него постоянного
гистологического препарата включает
следующие моменты: (1) взятие материала,
(2) фиксирование, (3) обезвоживание и
уплотнение, (4) заливка в плотные среды,
(5) изготовление срезов, (6) окрашивание,
(7) просветление и заключение в среду,
служащую для сохранения препаратов.

Взятие
материала:
объекты, подлежащие исследованию,
забираются как можно раньше после забоя
животного и сразу же фиксируются или
замораживаются для сохранения структуры
органов.

В некоторых случаях пользуются
иссечением тканей из живого организма
(биопсия) с целью диагностического
морфологического исследования. Иссечение
кусочков проводится острым инструментом
(бритвы, секционные ножи) во избежание
повреждения тканей.

Ножницами пользуются
при иссечении оболочек (сальник, мягкая
мозговая оболочка) и тонкостенных полых
органов (желчный пузырь, кишечник).
Кусочки из костей выпиливают, иссекают
с учетом микроскопического строения
того или иного органа или тканей величиной
1-1,5 см3;

например, почки и надпочечник
вырезают с таким расчетом, чтобы в них
попали корковое и мозговое вещество,
для чего разрезы ведут перпендикулярно
поверхности органов.

Из органов, имеющих
во всех частях одинаковое строение
(печень, селезенка) объекты можно иссекать
в любом участке, но желательно с капсулой.
Кусочки из патологически измененных
тканей (опухоли, язвы) вырезают на границе
с нормальными тканями так, чтобы были
захвачены и нормальные, и измененные
участки.

Фиксация.
Цель фиксации — закрепление и сохранение
тканевых структур в том виде, в котором
они находились в момент забора материала.
Это достигается коагуляцией белков
фиксирующими жидкостями, которые должны
достаточно быстро проникать в ткани и
действовать «мягко», не вызывая грубых
нарушений тканевых структур (например
сморщивание, чрезмерное уплотнение).

К
фиксирующим жидкостям относят формалин,
спирт, слабые растворы уксусной, азотной,
хромовой и других кислот, сулему,
двухромовокислый калий. Фиксаторы,
состоящие из какого-либо одного вещества,
называются простыми фиксаторами.

Чаще
применяются сложные фиксаторы, состоящие
из смеси нескольких простых фиксирующих
компонентов. Так, например, раствор
Буэна включает уксусную, пикриновую
кислоты и формалин, жидкость Ценкера
состоит из двухромовокислого калия и
сулемы, а жидкость Мюллера — это смесь
двухромовокислого калия, сульфата
натрия в воде.

Выбор фиксатора зависит
от характера объекта и цели, которая
ставится при изготовлении препарата.
Например, чтобы сохранить в клетках
включения жира, следует применять
формалин, а не спирт, т.к.

он является
растворителем жира. В то же время этиловый
спирт — наилучший фиксатор при исследовании
в клетках железа, гликогена и нуклеиновых
кислот.

После фиксации кусочки промывают
водой, если фиксатор содержит вещество,
мешающее дальнейшей обработке (сулема,
формалин). Если таких веществ нет (спирт
или смеси, содержащие спирт), то кусочки
не промываются.

Тема 4. Морфология обмена веществ в клетке Краткое содержание темы

Заливка.
Для того чтобы из кусочка можно было
приготовить срез, необходимо придать
ему еще более плотную консистенцию. Для
этих целей применяются парафин и
целлоидин.

Принцип заливки заключается
в последовательном проведении кусочка
через ряд жидкостей, из которых каждая
предыдущая должна обладать способностью
смешиваться с последующей.

Схема заливки
в парафин состоит в следующем; 1) спирт
100° — 1-2 часа; 2) смесь 100° спирта и ксилола
1:1 — до погружения кусочка; 3) ксилол
(хлороформ) 1 час;

4) раствор парафина в
ксилоле — 0,5-1 час; 5) расплавленный парафин
(воск) 1-2 часа. Время каждого этапа заливки
вместе с тем определяется особенностями
объекта.

После пребывания в расплавленном
парафине в термостате при температуре
37°С — 1-2 часа или при 56°С — 0,5-1 час образец
полностью пропитывается парафином.

В
целях полного освобождения объекта от
ксилола кусочки проводят последовательно
через 2-5 порций расплавленного парафина.
Затем кусочек вместе с расплавленным
парафином помещают в формочку, где он
застывает при комнатной температуре в
плотный блок.

Схема заливки в
целлоидин состоит в последовательной
проводке материала в 100° спирте, смеси
спирта и эфира, 5% целлоидине. В каждом
растворе целлоидина образец выдерживают
от 3 до 7 дней, после чего кусочек вследствие
испарения спирта и эфира застывает в
плотный гель.

Это позволяет нарезать
исследуемый образец с прилежащим
целлоидином и наклеить его на деревянный
брусок. Таким образом, парафиновые блоки
могут сохраняться длительное время, а
целлоидиновые помещают в 70° спирт для
сохранения.

Наряду с названными
уплотняющими средствами, в настоящее
время применяют синтетические смолы и
полимеры (например, поливакс, карбовакс
или полиэтиленгликоль).

Изготовление
срезов.
Из залитых целлоидиновых и парафиновых
блоков готовят срезы необходимой толщины
(5-10 мкм) на специальных приборах различной
конструкции — микротомах.

Наиболее
распространенным является санный
микротом (МС-2), в котором нож и
объектодержатель движутся на специальных
салазках. Основные части микротома: 1)
станина — массивная чугунная основа, на
которую монтируются все остальные узлы;

2) механизм подъема; 3) зажим для блока;
4) ножевые салазки, несущие на себе
ножедержатель. Последний укрепляется
на салазках рукояткой, позволяющей
менять горизонтальный угол расположения
ножа.

Зажим снабжен подвижной цилиндрической
втулкой, перемещение которой с помощью
винта меняет угол наклона ножа; 5) механизм
микропередачи состоит из стержня,
соединенного с тягой храповика
микро-пинта.

Эта система поднимает
столик с объективом на высоту,
соответстнующую толщине среза, а
движущийся в горизонтальной плоскости
нож режет блок. При необходимости
получения препарата в короткий срок
(например, с диагностической целью)
используется замораживающий микротом
или криостат.

Первый построен по санному
принципу, но имеет особенности конструкции
и монтажа. Основные его узлы: станина,
механизм подъема, бритводержатель и
замораживающий столик.

Криостат, в свою
очередь, представляет собой холодильник,
в рабочей камере которого установлен
микротом. Сравнительно небольшой объем
камеры, надежная теплоизоляция, наличие
специального регулирующего механизма
позволяют поддерживать постоянно
заданную минусовую температуру.

Окрашивание.
С тех пор, как было установлено, что
отдельные составные части клеток и
межклеточные элементы по-разному
воспринимают и удерживают красители,
было предложено большое количество
окрасок препаратов.

Хотя до настоящего
времени полностью не выяснена сущность
механизмов действия многих красителей,
несомненно, что в основе окрашивания
микроструктур лежат физико-химические
процессы.

Из физических факторов следует
отметить диффузию, адсорбцию (поверхностное
впитывание) красителя, а также его
растворимость, из химических
-электролитические свойства красящих
веществ в самих тканях.

ПОДРОБНЕЕ:   Цитология клетки промежуточного типа

Немаловажное
значение имеет плотность тканей и
дисперсность самого красителя. Первое
свойство определяет последовательность
окраски отдельных структур, второе —
скорость процесса окраски.

На
электролитических свойствах основано
разделение применяемых в гистологической
практике красителей на три группы:
основные, кислые и нейтральные.

Основной
краситель представляет собой красящее
основание или его соль и окрашивает
клеточные и тканевые структуры кислой
природы (например, хроматин, ядра,
содержащие ДНК, ядрышко, содержащее
РНК).

Отсюда и термин — базофилия (любящий
основание) для обозначения тканевых
компонентов, окрашивающихся красителями,
таким как тионин, гематоксилин, метиловый
зеленый, кармин, азур, сафранин и др.

Кислотный краситель — это красящая
кислота и ее соль, в силу чего она
окрашивает вещества и частицы основной
природы, например гранулы эозинофильных
лейкоцитов, цитоплазму большинства
клеток.

Отсюда оксифилен для тканевых
элементов, красящихся кислотными
красителями, к которым относятся эозин,
кислый фуксин, конго красный, анилиновый
синий и др.

Нейтральный краситель
образуется при соединении водных
растворов кислотного и основного
красителя, например судан-3, эозиновокислый
метиленовый синий.

Кроме того, в
гистологической практике часто
используются специальные красители.
Так, например, для выявления жира
применяется судан-3 и шарлах красный.

Первый окрашивает жир в желтый, а второй
— в оранжевый цвет. Осмиевая кислота
окрашивает жиры в черный цвет. Эластические
волокна при обработке орсеином
окрашиваются в коричневый цвет, резорцин
фуксином в темно-синий цвет, а пикро-фуксин
окрашивает их в желтый цвет.

Для выявления
нервных элементов, клеточных границ и
органоидов в различных тканях применяется
импрегнация (пропитывание) раствором
азотистокислого серебра, осмиевой
кислоты, хлорного золота, основанная
на восстановлении свободных металлов
и осаждении их на исследуемых структурах.

Просветление
и заключение.
Сохранение прозрачности, окраска и
структурная целостность постоянного
гистологического препарата обеспечивается
просветлением и заключением препарата
в специальные среды.

Средой для заключения
служат смола канадской основы (канадский
бальзам) и пихтовая смола, употребляющиеся
в виде густых растворов этих смол в
ксилоле.

Применение их при предварительном
обезвоживании абсолютным спиртом и
просветлении ксилолом. При отсутствии
смол можно пользоваться дамарным лаком
(60% раствор смолы деревьев рода
произрастающих в Индии) или раствором
канифоли в спирте, который получают из
различных видов сосны.

В тех случаях,
когда по условиям обработки препарат
не может соприкасаться со спиртом,
ксилолом и т.п. (например, окраски на
жиры) его заключают в среды (глицерин,
глицерин-желатин), которые, кроме того,
обладают просветляющими свойствами.

Для выполнения
некоторых специальных жизненно
необходимых функций клетки объединяются
в надклеточные образования, которые
рассматривают как адаптивные формы
протоплазмы — симпласт, синцитий,
межклеточное вещество.

Симпласт
представляет собой нерасчлененную на
клетки протоплазму с большим количеством
ядер. Типичным примером симпласта
является скелетная и мимическая
поперечно-полосатая мышечная ткань,
составляющая от массы организма 50-60%,
которая образуется в результате слияния
множества клеток-миобластов, или путем
абортивного деления.

Синцитий,
или соклетие — первичная надклеточная
форма организации жизни, представленная
протоплазматической решеткой, в узлах
которой лежат ядра. У человека синцитиально
связанные между собой клетки сохранились
в семеннике, где эти связи синхронизируют
процессы сперматогенеза.

Межклеточное
вещество
— «цемент», или параплазма. Это продукт
синтетической деятельности клеток. В
межклеточном веществе различают два
главных компонента: основное вещество
(гликозаминопротеогликаны и гликопротеины)
и погруженные в него волокна (коллагеновые,
эластические, ретикулярные).

Клетка
— главная элементарная форма организации
живой материи, предел делимости, в
которой жизнь проявляется во всей своей
полноте.

В организме человека
количество клеток варьирует от 10% до
40% в зависимости от возраста. Клетки
различаются по величине, форме и
продолжительности жизни.

Величина
клетки
определяется ядерно-цитоплазматическими
отношениями и отношением площади
поверхности к объему цитоплазмы, которые
должны быть постоянными. Смещение
константы ведет либо к делению клетки,
либо к ее гибели.

Форма
клетки
(призматическая, веретеновидная,
шаровидная, звездчатая) тесно связана
с ее функцией. Между формой и содержанием,
структурой и функцией имеется
диалектическое взаимодействие.

Основными
структурными компонентами клетки
являются: 1) клеточная поверхность
(надмембранный комплекс, плазматическая
мембрана, подмембранный комплекс);

Клеточная
поверхность
выполняет следующие функции:
разграничительная, барьерно-защитная,
рецепторная, транспортная, контактная,
опорно-механическая, двигательная.

Ее
основными химическими компонентами
являются: липиды (40%), белки (50%) и углеводы
(10%). Соотношение этих веществ может
варьировать в зависимости от функциональной
активности клетки.

Цитология: учебное пособие для университетов и медицинских вузов - Библиотека

Основой клеточной
поверхности является плазматическая
мембрана (цитолемма), которая представлена
билипидным слоем со встроенными в него
интегральными, полуинтегральными и
периферическими белками.

Над цитолеммой
располагается гликокаликс, образованный
гликолипидами и гликопротеидами; под
мембраной находится субмембранный
комплекс, состоящий из микротрубочек
и микрофиламентов цитоскелета.

Мотивационная характеристика темы

Развитие гистологии
как науки и ее дальнейший прогресс тесно
связаны с совершенствованием методов
исследования. Гистология располагает
большим арсеналом средств для изучения
биологических структур на всех уровнях
их организации: клеточном, тканевом,
органном.

Методы исследования, применяемые
гистологией, необходимы врачу любого
профиля для диагностики, лечения и
профилактики заболеваний, познания
причин, вызывающих болезни и осложнения
их течения.

Материалы темы «Гистологическая
техника» способствуют активному
формированию мировоззрения будущего
врача. Взаимоотношения между структурой
и функцией рассматриваются с позиции
диалектического представления о единстве
материи и ее движения;

нет структуры
без функции и нет функции без структуры.
Структура является материальным
субстратом любой функции организма.
Необходимо отметить, что прогресс
современной гистологии в большей степени
определяется тем, что она основывается
на достижениях физики, химии, математики
и информационных технологий.

Внедрение
новейших методов исследования
обусловливает бурное развитие
биологических наук, в том числе гистологии,
обеспечивает широкое внедрение гистологии
в клинические дисциплины.

Развитие гистологии
как науки и ее дальнейший прогресс тесно
связаны с совершенствованием методов
исследования. Гистология располагает
большим арсеналом средств для изучения
биологических структур на всех уровнях
их организации: клеточном, тканевом,
органном.

Методы исследования, применяемые
гистологией, необходимы врачу любого
профиля для диагностики, лечения и
профилактики заболеваний, познания
причин, вызывающих болезни и осложнения
их течения.

Материалы темы «Гистологическая
техника» способствуют активному
формированию мировоззрения будущего
врача. Взаимоотношения между структурой
и функцией рассматриваются с позиции
диалектического представления о единстве
материи и ее движения;

нет структуры
без функции и нет функции без структуры.
Структура является материальным
субстратом любой функции организма.
Необходимо отметить, что прогресс
современной гистологии в большей степени
определяется тем, что она основывается
на достижениях физики, химии, математики
и информационных технологий.

Внедрение
новейших методов исследования обусловило
бурное развитие биологических наук, в
том числе гистологии, обеспечивает
широкое внедрение гистологии в клинические
дисциплины.

Изучение основных
форм организации живой материи необходимо
для освоения как общей, так и частной
гистологии. Знание сущности процессов,
протекающих в клеточных мембранах,
органеллах, ядре, а также реакцию клетки
на повреждение, признаки паранекроза,
некроза и апоп-тоза клетки, способы и
уровни адаптации клетки к условиям
внешней среды открывает для будущих
врачей путь к более детальному пониманию
вопросов патологии и, следовательно,
более успешному лечению различных
заболеваний.

Необходимо отметить
значение изучаемой темы для ранней
диагностики, успешного лечения, укрепления
здоровья людей, предупреждения появления
потомства с наследственными заболеваниями.

Подчеркнуть, что воздействие неблагоприятных
факторов внешней среды, вредных привычек
(курение, алкоголь) способствует нарушению
клеточного цикла, приводит к порокам
развития и опухолевому росту.

Нарушение этапов
жизненного цикла клетки приводит к
аномалиям развития и патологическим
отклонениям, составляющим значительную
группу врожденных, наследственных и
соматических заболеваний, которые
встречаются в медицинской практике.

Изучение клеточного цикла, последовательности
морфологических изменений в клетке
может вооружить врача в предупреждении
отклонений от нормы развивающегося
организма, ранней цитодиагностике
плода, в выявлении хромосомных болезней.

Необходимо отметить значение изучаемой
темы для ранней диагностики, успешного
лечения, укрепления здоровья людей,
предупреждения появления потомства с
наследственными заболеваниями.

Подчеркнуть, ЧТО воздействие неблагоприятных
внешних факторов, вредные привычки
(курение, алкоголизм) способствуют
нарушению жизненного цикла клеток,
приводят к порокам развития и опухолевому
росту.

Учебная цель

Общая цель.
Знать общие принципы микроскопических
методов исследования. Уметь работать
на световом микроскопе.

Конкретная цель:
знать принципы работы и овладеть навыками
работы на световом микроскопе. Знать
принципы работы поляризационной
микроскопии. Знать принципы работы
фазово-контрастной микроскопии.

Знать
принципы работы интерференционной
микроскопии. Знать принципы работы
флуоресцентной микроскопии. Знать
принципы работы электронной микроскопии.

Общая цель.
Знать содержание предмета и общебиологические
основы гистологии. Уметь приготовить
постоянный гистологический препарат.

Конкретная цель.
Знать цели и задачи гистологии, цитологии
и эмбриологии. Иметь представление о
вкладе отечественных ученых в развитие
гистологии.

Общая цель
— изучить основные фомы организации
живой материи. Разобрать строение
цитоплазмы и ядра клетки, их химический
состав и значение.

Конкретная цель.
1. Знать адаптивные формы организации
живой материи, производные клетки:
симпласт, синцитий, межклеточное вещество
и его значение. 2.

Клетка как главная
форма организации протоплазмы. 3. Величина
и форма клеток, факторы, их обусловливающие.
4. Классификация органелл. 5. Клеточная
поверхность и ее функции.

Общая цель
— знать жизненный цикл клетки, морфологию
фаз митоза, строение и функциональное
значение хромосом. Изучить прямое
амитотическое деление и эндорепродукцию.

Конкретная цель.
1. Знать особенности периодов клеточного
цикла. 2. Уметь определять фазы митоза
клетки по их морфологии. 3. Знать
особенности строения хромосом в разные
фазы митоза. 4.

Необходимый исходный уровень знаний

Из других
предметов и предшествующих тем:
1. Физические свойства световой,
люминесцентной, электронной микроскопии.
2. Химические свойства кислотных и
щелочных растворов. 3. Устройство световых
микроскопов: «Биолам», «Эрудит», «МБР-1»,
«МБИ».

Из других
предметов и предшествующих тем.
1. Свойства химических веществ. 2. Правила
работы со световым микроскопом. 3. Правила
работы с кислотами и щелочами.

Из темы текущего
занятия.

1. Предмет и задачи
гистологии.


2. Клеточная теория.

3. Методика окраски
гематоксилин-эозином и по Ван-Гизону.

Из других
предметов и предшествующих тем.
1. Общая морфология клетки.

ПОДРОБНЕЕ:   Цитологическая картина кисты молочной железы — АНТИ-РАК

Из темы текущего
занятия. 1.
Основные формы организации живой
материи. 2. Определение клетки. 3. Величина
и форма клетки и факторы, их обусловливающие.
4.

Из других
предметов и предшествующих тем.
1. Митоз и его фазы. Амитоз — прямое деление
клетки. 3. Структура хромосомы, хромосомный
набор человека.

Из темы текущего
занятия. 1.
Клеточный цикл. 2. Способы репродукции
соматических клеток. 3. Структурно-функциональная
организация хромосом. Понятие кариотипа.
4.

Вопросы для самоподготовки

1. Назвать основные
части светового микроскопа.

2. Что такое
разрешающая способность микроскопа?

3. Правила работы
с микроскопом.

Цитология: учебное пособие для университетов и медицинских вузов - Библиотека


4. Конфокальная
микроскопия и ее применение при
исследовании объектов.

5. Каковы возможности
фазово-контрастной и интерференционной
микроскопии в изучении биологических
объектов?

6. Люминесцентная
микроскопия. Первичная и вторичная
флуоресценция.

7. Принципы работы
электронного микроскопа. Его разрешающая
способность.

8. Гистологические
и гистохимические методы исследования.

9. Количественные
методы гистологического исследования.

1. Гистология как
наука, ее признаки.

2. Гистология как
учебная дисциплина, ее основные разделы.

3. Исторические
этапы развития гистологии.


4. Клеточная теория
и ее современная трактовка.

5. Основные этапы
приготовления постоянного гистологического
препарата.

1. Клетка как главная
форма организации живой материи. Факторы,
определяющие величину и форму клеток.

2. Симпласт и
синцитий как адаптивные формы протоплазмы.

3. Межклеточное
вещество и его значение.

4. Клеточная
поверхность, ее структура, значение и
функции.


5. Химический состав
гиалоплазмы.

6. Химический состав
и структура ядра, форма и размеры ядра.

7. Особенности
строения ядерной оболочки.

8. Ядрышко и его
значение.

1. Способы репродукции
протоплазмы.

2. Клеточный цикл.

3. Хромосомы, их
организация и функция. Хромосомный
Ht6op

4. Паранекроз,
дистрофия и смерть клетки. Понятие об
апоптозе

5. Способы и уровни
адаптации клетки.

Техническое обеспечение учебного процесса

1) Тестовый контроль
с использованием пакета компьютерных
программ; 2) обеспечение иллюстративной
части занятия наглядными пособиями
(стенды, таблицы, электронограммы) с
использованием мультимедиа (Multimedia
Projector DV-thenter); 3)микроскопы; 4)наборы учебных
и демонстрационных препаратов.

1) Тестовый контроль
с использованием пакета компьютерных
программ; 2) обеспечение иллюстративной
части занятия наглядными пособиями
(стенды, таблицы, электронограммы) с
использованием мультимедиа (Multimedia
Projector DV-thenter); 3) микроскопы; 4) наборы
учебных и демонстрационных препаратов.

Цитология: учебное пособие для университетов и медицинских вузов - Библиотека

I) Тестовый контроль
с использованием пакета компьютерных
программ; 2) обеспечение иллюстративной
части занятия наглядными пособиями
(стенды, таблицы, электронограммы) с
использованием мультимедиа (Multimedia
Projector DV-thenter);
3) микроскопы; 4) наборы учебных и
демонстрационных препаратов.

1) Тестовый контроль
с использованием пакета компьютерных
программ; 2) обеспечение иллюстративной
части занятия наглядными пособиями
(стенды, таб-ПИЦы, электронограммы) с
использованием мультимедиа (Multimedia
Projector IIV Ihenter); 3) микроскопы; 4) наборы
учебных и демонстрационных препаратов.

Домашнее задание

См. учебно-методическую
разработку лабораторного занятия для
студентов по теме: «Приготовление
постоянного гистологического препарата».

См. учебно-методическую
разработку лабораторных занятий для
студентов по теме «Формы организации
живой материи. Цитоплазма и ядро клетки».

См. учебно-методическую
разработку лабораторного занятия по
теме: «Морфология обмена веществ в
клетке».

См. учебно-методическую
разработку лабораторных занятий для
сту-н. птов по теме «Способы репродукции
клеток. Реакция клетки на повреждение».

Рекомендации для работы на занятии

Задание 1.
Окрасить целлоидиновые срезы
гематоксилин-эозином. Объект
изучения:
целлоидиновые срезы органов. Ориентировочные
основы действий:
срезы из дестиллированной воды переносят
в раствор гематоксилина на 2-5 мин.

Окрашенные срезы дифференцируют в
проточной воде 10-15 мин. Затем их переносят
в дистиллированную воду, после чего
окрашивают эозином 3-5 мин. и быстро
споласкивают дистиллированной водой.

Задание 2.
Окрасить целлоидиновые срезы по
Ван-Гизону. Объект
изучения:
целлоидиновые срезы органов. Ориентировочные
основы действий:
срезы из дестиллированной воды переносят
в раствор гематоксилина на 2-5 мин.

Затем
срезы помещают в проточную воду на 10
мин. После срезы переносят из проточной
воды в дистиллированную воду, а затем
— в раствор пикрофуксина на 3-5 мин.

Быстро
споласкивают дистиллированной водой.
Проводят через 96° спирт (быстро).
Просветляют в скипидаре, карбол-ксилоле
в течение 2-3 мин. Заключают в бальзам,
затем покрывают стеклом.

Задание 1.
Изучить строение призматических клеток.
Объект
изучения:
высокий призматический эпителий извитых
канальцев почки (окр. гем.-эозин). Программа
действий:
на малом увеличении найти, на оольшом
увеличении зарисовать клетки цилиндрической
формы (1), цитоплазму (2), ядро (3).

Ориентировочные основы действий:
на препарате найти просвет канальца
почки, ограниченной розовой полоской
из клеток, лежащих в один ряд и имеющих
цилиндрическую или кубическую форму
(1).

Задание 2.
Рассмотреть клетки шаровидной формы.
Объект
изучения:
спминномозговой узел (окр. гем.-эозин).
). Программа
действий:
на малом увеличении найти,зарисовать
на большом увеличении клетки шаровидной
формы (10, цитоплазму (2), ядро клетки (3).

Ориентировочные
основы действий:
на препарате по периферии тела
спминномозгового узла найти клетки
округлой формы (1) со светло-сиреневой
цитоплазмой (2) и ядром фиолетового цвета
(3), расположенным в центре клетки, в ядре
отметить ядрышко (4).

Задание 3.
Изучить строение клеток звездчатой
формы. Объект
изучения;
спинной мозг (окр. импрегнация серебром
по Кахалю). Программа
действий:
на малом увеличении найти и рассмотреть,
на большом увеличении зарисовать клетки
звездчатой формы (1), отростки клеток
(2), цитоплазму (3) и ядро (4).

Ориентировочные
основы действий:
на препарате увидеть по периферии более
светлое — белое вещество, а ближе к центру
в виде бабочки более темное — серое
вещество спинного мозга.

Цитология: учебное пособие для университетов и медицинских вузов - Библиотека

Задание
4. Рассмотреть
строение клеток с различной формой
ядра. Объект
изучения:
препарат мазок крови (окр.
гематоксилин-эозином). Программа
действий:
на большом увеличении найти клетки с
округлой формой ядра (1), клетки с
сегментированной формой ядра (2), клетки
с бобовидной формой ядра (3).

Ориентировочные
основы действий:
среди форменных элементов крови найти
клетки с розовой цитоплазмой и фиолетовыми
ядрами округлой (1), бобовидной (3) и
дольчатой формы (2).

Задание
5. Изучить
строение симпласта. Объект
изучения:
препарат поперечнополосатой мышечной
ткани (окр. железный гематоксилин).
Программа
действий:
на малом увеличении найти и рассмотреть,
на большом увеличении зарисовать и
обозначить мышечные волокна (1), саркоплазму
(2), сарколемму (3), ядра (4).

Ориентировочные
основы действий:
на препарате найти группу мышечных
волокон синего цвета с продольной
ориентацией (1). Ядра удлиненной формы
(4) располагаются по периферии волокна
ближе к сарколемме (3). В саркоплазме (2)
видна поперечная исчерченность (5).

Задание 6.
Рассмотреть межклеточное вещество.
Объект
изучения
— препарат гиалинового хряща (окр.
гематоксилин-эозином). Программа
действий:
на малом увеличении найти и рассмотреть,
на большом зарисовать и обозначить
хрящевые клетки (1), межклеточное вещество
(2).

Задание 7.
Зарисовать схемы электронно-микроскопического
строения ядра и клеточной поверхности.

Задание 1.
Объект
изучения:
препарат — митоз животной клетки (окр.
железный гематоксилин). Программа
действий:
на малом увеличении найти, на большом
— рассмотреть, зарисовать и отметить
хромосомные фигуры во всех фазах митоза.

Задание 2.
Объект
изучения:
препарат — митоз растительной клетки
(окр. железный гематоксилин). Программа
действий:
на малом увеличении найти, на большом
— рассмотреть, зарисовать и отметить
хромосомные фигуры на всех стадиях
митоза.

ЗаданиеЗ.Объект
изучения:
амитоз в переходном эпителии мочевого
пузыря (окр. гематоксилин-эозином).
Программа
действий:
па малом увеличении найти, на большом
— рассмотреть и зарисовать: одноядерную
клетку (1), клетку с двумя ядрами (2), клетку
с перетяжкой цитоплазм ы(3).

Задание
4. Объект
изучения:
препарат — кожа с волосом (окр.
гематоксилин-эозином) как пример
физиологической дистрофии. Программа
действий:
на малом увеличении найти, на большом
— зарисовать эпителий (1), волос (2), сальные
железы (3).

Задание 5.Объект
изучения:
препарат — кровь человека (окр.
гематоксилин-эозином). Программа
действий:
на большом увеличении найти эритроциты.
Отметить, что это безъядерные клетки —
пример физиологической дистрофии,
клетка при этом функционирует нормально.
Присутствие ядра в эритроците — патология.

Задание 6.Объект
изучения:
препарат почки — может быть любой
препарат, (окр. гем.-эозином). Программа
действий:
на большом увеличении видны клетки
канальцев почки.

Клетки равномерно
адсорбируют краситель, не способны к
гранулообразованию. Ядро и цитоплазма
мертвой клетки равномерно окрашиваются,
так как краситель получает свободный
доступ к структурам. Так выглядит клетка
в состоянии паранекроза.

Основная и дополнительная литература

Основная
литература:
1) П. А. Мотавкин. Курс лекций по гистологии.
— Владивосток: «Медицина ДВ», 2007; 2)
Гистология человека в ответах на вопросы
/ под ред. П. А. Мотавкина, Н. Ю. Матвеевой);

Дополнительная
литература:
1) М. Уикли. Электронная микроскопия для
начинающих. — М.: «Мир», 1978; 2) Н. Луппа.
Гистохимия. — М.: «Мир», 1979; 3) Ю. С. Ченцов.

Основная
литература:
1) П. А. Мотавкин. Курс лекций по гистологии.
— Владивосток: «Медицина ДВ», 2007; 2) Учебник
гистологии / под ред. Ю. И. Афанасьева,
Н. А. Юриной.

Дополнительная
литература:
1) Гистология человека в ответах на
вопросы / под ред. П. А. Мотавкина, Н.Ю.
Матвеевой. — Владивосток: «Медицина ДВ»,
2006;

2) Гистология / под ред. Э. Г. Улумбекова,
Ю. А.Челышева. — М.: ГЭОТАР, 1997,2001; ) А. Хэм,
Д. Кормак. Гистология. — М.: «Мир», т. 1,
1983; 4) Ю.С.Ченцов.

Основная
литература:
1) П. А. Мотавкин Курс лекций по гистологии.
— Владивосток: «Медицина ДВ», 2007; 2)
Гистология человека в ответах на вопросы
/ под ред. П. А. Мотавкина, Н.Ю.

Матвеевой,
2006; 3) Учебник гистологии / под МД 10. И.
Афанасьева, Н.А. Юриной. — М. : «Медицина»,
1999; 4) И. В. Алмазов, I, С. Сутулов. Атлас по
гистологии и эмбриологии. — М.: «Медицина»,
1978.

Дополнительная
литература:
1) Гистология / под ред. Э.Г. Улумбекова,
И I Л. Челышева. — М. : ГЭОТАР, 1997, 2001; 2) А.
Хэм, Д. Кормак. Гистология. -Мир», 1983.-Т.
1; 3) Ю.С.Ченцов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Медицинский взгляд на еду
Adblock
detector