Тренировочные занятия по подготовке к ЕГЭ. Задачи по цитологии и генетике. (11 класс)

1. Тренировочные занятия по подготовке к ЕГЭ по биологии

Решение задач по цитологии и

генетике

Занятие 5

11 класс

Л.К.Юшкова

генетике


Занятие 5

11 класс

Л.К.Юшкова

2. Типы задач по цитологии

Типы задач по цитологии

• Первый тип связан с определением процентного содержания

нуклеотидов в ДНК.


• Ко второму относятся расчетные задачи, посвященные определению

количества аминокислот в белке, а также количеству нуклеотидов

и триплетов в ДНК или РНК.

• Задачи по цитологии типов 3, 4 и 5 посвящены работе с таблицей

генетического кода, а также требуют от абитуриента знаний

по процессам транскрипции и трансляции.

• Шестой тип основан на знаниях об изменениях генетического набора

клетки во время митоза и мейоза.

• Седьмой тип проверяет у учащегося усвоения материала


по диссимиляции в клетке эукариот.

нуклеотидов в ДНК.

3. Требования к решению задач

Ход решения должен соответствовать

процессов, протекающих в клетке

Решать

задачи

теоретически

осознано,

обосновывать


последовательности

https://www.youtube.com/watch?v=cT4gOfdUCjg

каждое

действие

Запись решения оформлять аккуратно, цепи ДНК, иРНК , тРНК

прямые, символы нуклеотидов четкие, расположены на одной

линии по горизонтали

Цепи ДНК, иРНК , тРНК размещать на одной строке без переноса


Ответы на все вопросы выписывать в конце решения

Решать

задачи

теоретически

осознано,

обосновывать

последовательности

каждое

действие

4. Решение задач первого типа


• В ДНК существует 4 разновидности нуклеотидов: А (аденин), Т (тимин), У

(урацил), Г (гуанин) и Ц (цитозин).

• В 1953 г Дж.Уотсон и Ф.Крик открыли, что молекула ДНК представляет

собой двойную спираль.

• Цепи комплементарны друг другу: А — Т(У) и Ц — Г.


• В ДНК количество аденина и гуанина равно числу цитозина и тимина (А Г =

Ц Т), а также А=Т и Ц=Г (правило Чаргаффа).

Задача: в молекуле ДНК содержится 17% аденина. Определите, сколько

(в % ) в этой молекуле содержится других нуклеотидов.

• Решение: количество аденина равно количеству тимина, следовательно,

тимина в этой молекуле содержится 17% . На гуанин и цитозин приходится

100-17-17=66 . Т.к. их количества равны, то Ц=Г=33% .

5. Решение задач второго типа


• Аминокислоты, необходимые для синтеза белка, доставляются

в рибосомы с помощью т-РНК. Каждая молекула т-РНК переносит только

одну аминокислоту.

• Информация о первичной структуре молекулы белка зашифрована

в молекуле ДНК.

• Каждая аминокислота зашифрована последовательностью из трех

нуклеотидов. Эта последовательность называется триплетом или

Тренировочные занятия по подготовке к ЕГЭ. Задачи по цитологии и генетике. (11 класс)

кодоном.

Задача: в трансляции участвовало 30


молекул т-РНК. Определите

количество аминокислот, входящих в состав образующегося белка,

а также число триплетов и нуклеотидов в гене, который кодирует этот

белок.

• Решение: если в синтезе участвовало 30


т-РНК, то они

перенесли 30 аминокислот. Поскольку одна аминокислота кодируется

одним триплетом, то в гене будет 30 триплетов или 90 нуклеотидов.

одну аминокислоту.

в молекуле ДНК.

кодоном.

белок.


т-РНК, то они

6. Решение задач третьего типа

• Транскрипция — это процесс синтеза и-РНК по матрице ДНК.

• Транскрипция осуществляется по правилу комплементарности.

• В состав РНК вместо тимина входит урацил

ААГ-ГЦТ-АЦГ-ТТГ. Постройте на ней и-РНК и определите

последовательность аминокислот во фрагменте молекулы белка.

• Решение: по правилу комплементарности определяем

ААГ– ГЦТ- АЦГ–Т Т Г


Кодон: У У Ц – Ц Г А – У Г Ц – А А У

По таблице генетического кода определяем последовательность

УУЦ–ЦГА–УГЦ–ААУ

Аминокислоты: фен —

арг — цис — асн.

УУЦ–ЦГА–УГЦ–ААУ


арг — цис — асн.

8. Решение задач четвертого типа

• Антикодон — это последовательность из трех нуклеотидов

в т-РНК, комплементарных нуклеотидам кодона и-РНК.

В состав т-РНК и и-РНК входят одни те же нуклеотиды.

• Молекула и-РНК синтезируется на ДНК по правилу

комплементарности.

• В состав ДНК вместо урацила входит тимин.

• Задача: фрагмент и-РНК имеет следующее строение: Г А У


Г А Г У А Ц У У Ц А А А. Определите антикодоны т-РНК

задачи по цитологии по генетике

и последовательность аминокислот, закодированную

в этом фрагменте. Также напишите фрагмент молекулы

ДНК, на котором была синтезирована эта и-РНК.

и-РНК: Г А У – Г А Г – У А Ц – У У Ц – А А А

последовательность аминокислот: асп – глу – тир –

фен — лиз.


В данном фрагменте содержится 5 триплетов,

поэтому в синтезе будет участвовать 5 т-РНК.

Их антикодоны определяем по правилу

комплементарности: ЦУА, ЦУЦ, АУГ, ААГ, УУУ.

Также по правилу комплементарности определяем


фрагмент ДНК (по и-РНК!!!): Ц Т А Ц Т Ц А Т Г А А Г Т Т Т.

комплементарности.

фен — лиз.

10. Решение задач шестого типа

• Два основных способа деления клеток — митоз и мейоз.

• Изменение генетического набора в клетке во время митоза и мейоза.


• Задача: в клетке животного диплоидный набор хромосом равен 34 . Определите

количество молекул ДНК перед митозом, после митоза, после первого и второго

деления мейоза.

• Решение: По условию,2n=34.

• перед митозом 2n4c , поэтому в этой клетке содержится молекул 68 ДНК;

• после митоза 2n2c , поэтому в этой клетке содержится 34 молекулы ДНК;

• после первого деления мейоза n2c , поэтому в этой клетке содержится 34 молекул

ДНК;


• после второго деления мейоза nc , поэтому в этой клетке содержится 17 молекул ДНК.

деления мейоза.

ДНК;

11. Решение задач седьмого типа

• Что такое обмен веществ, диссимиляция и ассимиляция.

• Диссимиляция у аэробных и анаэробных организмов, ее особенности.

• Задача: в диссимиляцию вступило 10 молекул глюкозы. Определите

количество АТФ после гликолиза, после энергетического этапа и суммарный

эффект диссимиляции.


• Решение: запишем уравнение гликолиза: C6H12O6 = 2ПВК 4Н 2АТФ.

Поскольку из одной молекулы глюкозы образуется 2 молекулы ПВК и 2АТФ,

следовательно, синтезируется 20 АТФ.

• После энергетического этапа диссимиляции

образуется 36 молекул АТФ (при распаде 1 молекулы глюкозы),

следовательно, синтезируется 360 АТФ. Суммарный эффект

диссимиляции равен 360 20=380 АТФ.

12. Типы задач по генетике

Типы задач по генетике

• Среди заданий по генетике на ЕГЭ по биологии можно

выделить 6 основных типов.

• 1 тип: определение числа типов гамет

• 2 тип: моногибридное скрещивание

• 3 тип: дигибридное скрещивание


• 4 тип: наследование групп крови

• 5 тип: наследование признаков, сцепленных с полом.

• 6 тип: смешанный. В них рассматривается наследование двух пар

признаков: одна пара сцеплена с Х-хромосомой (или определяет группы

крови человека), а гены второй пары признаков расположены


в аутосомах. Этот класс задач считается самым трудным.

• Ген — это участок молекулы ДНК, несущий информацию о первичной

структуре одного белка. Ген — это структурная и функциональная

единица наследственности.

• Аллельные гены (аллели) — разные варианты одного гена,


кодирующие альтернативное проявление одного и того же признака.

• Альтернативные признаки — признаки, которые не могут быть

в организме одновременно.

• Гомозиготный организм — организм, не дающий расщепления по тем

или иным признакам. Его аллельные гены одинаково влияют

на развитие данного признака.

• Гетерозиготный организм — организм, дающий расщепление по тем

или иным признакам. Его аллельные гены по-разному влияют

• Доминантный ген отвечает за развитие признака, который


проявляется у гетерозиготного организма.

• Рецессивный ген отвечает за признак, развитие которого

подавляется доминантным геном. Рецессивный признак проявляется

у гомозиготного организма, содержащего два рецессивных гена.

• Генотип — совокупность генов в диплоидном наборе организма.

Совокупность генов в гаплоидном наборе хромосом

называетсягеномом.


• Фенотип — совокупность всех признаков организма.

Термин

Определение

1. Генетика

А. структурная и функциональная единица наследственности живых

организмов, представляет собой участок ДНК, задающий последовательность


определённого полипептида (белка).

2. Генотип

Б. совокупность всех наследственных признаков организма (генов).

3. Фенотип

В. различные формы одного и того же гена, расположенные в одинаковых

участках (локусах) гомологических хромосом, определяют варианты развития


одного и того же признака.

4. Гибридологический

метод

Г. место локализации определенного гена на генетической карте хромосомы

5. Аллель

Д. совокупность проявившихся в процессе жизнедеятельности признаков


организма (внешних и внутренних).

6. Локус

Е. Метод анализа закономерностей наследования отдельных признаков и

свойств организма при половом размножении. Метод разработан Г Менделем.

7.Ген

Ж. наука о наследственности и изменчивости живых организмов

называетсягеномом.

Термин

Определение

1. Генетика

2. Генотип

3. Фенотип


метод

5. Аллель

6. Локус

7.Ген

16. Необходимо знать!!!

• Законы Г. Менделя

• Закон (гипотеза) «чистоты» гамет

• Анализирующее скрещивание

• Наследование групп крови (система АВ0)


• Наследование признаков, сцепленных с полом

• Законы Г. Менделя

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Медицинский взгляд на еду
Adblock
detector